»
11:02, 7 декабря 2016 · Просмотров: 1 944 · Теги: Образование · Версия для печати

Слово профессионалу

Учитель русского языка рассказала, хорошо ли владеют словом современные школьники

Слово профессионалу
Второй год в начале декабря одиннадцатиклассники по всей России пишут итоговое сочинение по литературе. Оно представляет собой творческую работу, в зависимости от результатов которой ученик допускается или не допускается к сдаче ЕГЭ. Исходя из этого, мне хотелось бы ответить на те вопросы о русском языке, которые волнуют не только учеников, их родителей, но и сторонних людей.

Изменился ли за последнее время уровень речи школьников? Да, речь у современных учеников развита лучше, чем у их предшественников. Связано это с появлением новых информационных технологий и особенного сленга, неологизмов и заимствований. Отмечу: раньше, когда я только начинала работать в школе, дети говорили более литературным языком, были теснее связаны с классикой, больше читали. Сейчас высокая литературная речь отходит на второй план, уступая место разного рода новообразованиям. Хорошо ли это? Я уверена, что это ни в коем случае не деградация, а определенный этап в развитии языка. Вернее всего о современной ситуации можно сказать так: речь стала лучше, а качество ее изменилось.

Действительно ли нынешние школьники не умеют выражать собственные мысли? Так было во все времена, но теперь проблема особенно обострилась. Во-первых, это связано с тем, что подавляющее большинство экзаменационных заданий представляет собой тесты. Соответственно, детей приходится натаскивать, в первую очередь, на угадывание правильных ответов, а не на рассуждение, которое тоже присутствует в задании на экзамене, но в меньшем объеме. Во-вторых, Интернет — всеобщее благо и в то же время зло. Если раньше мы, будучи школьниками, общались между собой, писали письма, делились опытом, то сейчас дети не расстаются со своими телефонами и ничего вокруг не замечают. Они мало общаются, а как иначе научиться формулировать собственные мысли, если не посредством диалога?

Какие ошибки чаще всего допускают ученики? Разумеется, самые популярные — фактические, возникающие из-за непрочитанных и непонятых текстов. Искажаются даты, место действия, имена и фамилии... Диву иногда даешься: как такое можно выдумать?! Один мальчик, когда речь шла о В.А. Жуковском, который был с Пушкиным в его последние часы, перепутал и выдал: «За Пушкиным в тот момент ухаживал Жириновский»! С фразеологизмами прямо-таки беда бывает, когда дети не понимают их значения. Ребенок однажды, смешав два выражения, сказал: «Сидеть не в своей калоше».

Как мы видим, ситуация складывается не очень приятная, ведь даже самый емкий молодежный сленг не может заменить правильную литературную речь. Но есть один верный выход: нужно больше читать и рассказывать о прочитанном своим знакомым, тогда повысится уровень развития и общего, и индивидуального.

Тамара Кудряшова, преподаватель русского языка и литературы школы № 6.

Источник: газета Выкс@.ru

Обсуждение:

Facebook

Одноклассники

Чтобы комментировать новости — авторизируйтесь с помощью соцсетей: или войдите по e-mail.

Комментариев к данной новости нет.



Читайте также

Последние новости

Новости, акции и скидки от выксунских компаний

Новости «Выксы.Рф»

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.