13:36, 15 января 2008 · Просмотров: 6 931 · Теги: Завод корпусов Интервью · Версия для печати

Михаил Макаров: «Надо было делать корпуса — вот и все!»

Михаил Макаров: «Надо было делать корпуса — вот и все!»
В 2008 году ОАО «Завод корпусов» исполняется 75 лет. Предприятие специализируется на изготовлении по государственному заказу корпусов для бронетранспортеров «БТР-80» («ГАЗ-5903»), «БТР-80А» («ГАЗ-59034») и их модификаций. С 1 февраля 2006 года «Завод корпусов» вошел в состав дивизиона «Спецтехника» «Группы ГАЗ», управляемой холдингом «Русские машины». А на должность руководителя в середине лета был назначен опытный менеджер Михаил Макаров. До этого он был управленцем высшего звена на Ярославском моторном заводе (ОАО «Автодизель»).

В июне 2006 года стал первым заместителем управляющего директора Арзамасского машиностроительного завода. Но не надолго. В том же месяце ему предложили пост исполняющего обязанности генерального директора ОАО «Завод корпусов», а затем назначили на должность управляющего директора. 31 июля производство транспортной техники военного назначения было выделено из «Группы ГАЗ», и ОАО «Завод корпусов» перешло в состав отдельной структуры — ООО «Военно-промышленная компания».

На предприятии началась новая жизнь. В 2006 году крупные инвестиции были вложены в производство корпусов и рам для транспортного средства специального назначения «Тигр», не имеющего аналогов в России. «Тигр» имеет двухосный полный привод, независимую подвеску, обладает высокой проходимостью, системой регулировки давления в шинах. Об эффективности новой управленческой команды лучше всего говорят результаты работы предприятия в 2007 году. Только за 10 месяцев объем производства в сопоставимых ценах вырос по сравнению с тем же периодом предшествующего года на 65 проц. Релизация увеличилась более чем в 2 раза. Прибыль возросла на 76 проц., производительность труда поднялась на 53,8 проц. А средняя зарплата стала больше в 1,5 раза и составила 14,7 тыс. руб. Это выше среднего показателя по всей промышленности Нижегородской области. В планах завода на 2008 год выпустить продукции примерно на 1 млрд руб.

— Михаил Викторович, вам сейчас, наверное, нет нужды заниматься товарами народного потребления?
— Конечно, нет. Нам надо наращивать выпуск спецпродукции. Сейчас в стране много денег, и они пошли в оборонную промышленность. Гособоронзаказ растет теперь из года в год.

— В стопроцентном госзаказе есть только плюсы? Или минусы тоже есть?
— Минус только один. Цена согласовывается у заказчика — в Министерстве обороны. Поэтому рентабельность у нас низкая — порядка 10%. Не такая, как, скажем, на других выксунских предприятиях.

— Наверное, нельзя сказать, что вы находитесь в полноценном рынке?
— В полноценном рынке мы себя не чувствуем. Поэтому пытаемся сейчас выйти на руководство Военно-промышленной компании, на холдинг «Русские машины» и добиться того, чтобы сделать свой продукт. Таким продуктом я вижу пока бронированный автомобиль «Урал». Пытаемся самостоятельно войти в рыночную нишу, хотя бронировать этот автомобиль будем тоже по гособоронзаказу для Министерства обороны и Министерства внутренних дел. Но у нас появится законченный продукт, который будет на колесах и который мы сами будем продавать. Таким образом у завода будет прямой госзаказ. Сейчас мы только соисполнители.

— Для свободного рынка вы ничего не собираетесь выпускать?
— У нас сейчас узкая специализация — бронированные корпуса. Поэтому не думаю, что они пойдут на свободный рынок.

— В ОПК требования к качеству всегда были жестче всякого рынка. У вас, очевидно, тоже?
— На нашем заводе абсолютно всю продукцию принимает заказчик. Военная приемка идет на всех этапах производства, включая получение металла, термообработку, сварку, монтаж. Весь процесс происходит в присутствии представителя заказчика. Конечно, это дополнительная проблема, которая держит трудовой коллектив в постоянном напряжении.

— Вам, вероятно, не особенно нужны документы, подтверждающие внедрение, допустим, менеджмента качества. Оно у вас и так традиционно безупречное. Иначе заказчик не примет.
— Нет, почему? Нам тоже нужны такие документы. Только получаем мы их через военный регистр, потому что технология у нас секретная. Но все равно система качества, действующая на предприятии, должна быть организована в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001. Мы должны к этому стремиться, но по своей линии.

— Почему именно вас предпочли в руководители столь трудного и сложного производства? Благодаря каким заслугам и талантам?
— Никаких особых заслуг нет, надо было делать корпуса — вот и все! Я сам бывший работник ГАЗа, где последняя должность у меня была — заместитель главного инженера. Это уже потом в 2005-2006 годах я работал директором по производству Ярославского моторного завода, который тоже находится в составе «Группы ГАЗ». Так что все мои должностные перемещения происходят внутри этой «Группы». Я и трудовую деятельность начал на автозаводе. Сразу после окончания Горьковского института инженеров водного транспорта пришел работать механиком на главный конвейер ГАЗа.

— Вы за короткий срок добились хороших показателей роста. Как вам удалось это сделать? Благодаря каким управленческим технологиям и инструментам?
— У нас внедряется производственная система ГАЗа, в основе которой лежит тойотовская система «KAIZEN». Пытаемся глубоко вникать во все бизнес-процессы, снижать затраты, выстраивать потоки, сокращать лишние операции на пути создания продукта, оптимизировать производственные схемы изготовления продукции.

— Очевидно, все процедуры были уже расписаны и форматированы и вам не приходилось придумывать новую оргструктуру?
— Это не совсем так. Общее обучение по внедрению «бережливого производства» мы все прошли на ГАЗе. Недавно обучили еще около 30 человек его производственной системе. Конечно, у нас не конвейер, на Заводе корпусов своя специфика работы, здесь стапельная сборка изделий. Но мы все равно стараемся внедрять тойотовскую систему, следуя мировой практике. Цеха мы объединили по продуктовому принципу. В одном продуктовом центре изготавливается серийная продукция — бронетранспортеры. А другой носит название «Тигр и ПУ». Все детали для «Тигра» изготавливаются теперь в едином блоке, чтобы исключить лишние перевозки. А ремонтные службы выделены у нас в единый сервисный центр.

— Похоже, вы не откладываете в долгий ящик решение злободневных проблем? В какой стадии у вас внедрение газовской системы?
— Мы находимся на начальном этапе, внедряем сначала инструмент 5 «S» «бережливого производства». Глобальных перемещений оборудования пока не делаем, но стремимся к этому. Уже есть несколько проектов, которые выполнены или находятся на различных стадиях разработки. Пытаемся обойтись без больших капиталовложений. Нам еще внедрять и внедрять эту производственную систему.

— Как известно, в начале 90-ых годов Завод корпусов отделился от Дробмаша. Однако до недавнего времени здесь не было каких-то территориальных разграничительных признаков между различными акционерными обществами. Последний раз я был здесь года три назад. По-моему, тогда и проходная была общая. Но задачи более рельефно обособиться не только юридически, но и территориально, как мне кажется, тогда не стояло.
— Сейчас мы уже обособились. Разделились полностью. Между нашим заводом и Дробмашем стоит бетонный забор. На территории у нас асфальтовые дороги, отремонтированы фасады зданий, разбиты цветочные клумбы, посажены голубые ели. Все это было сделано в 2006 году. Денег на благоустройство нам никто не давал. Все средства на развитие идут из прибыли завода. В 2006 году мы вложили 15 млн руб. в благоустройство территории. И в 2007 году порядка 25 млн руб. Был выполнен наружный ремонт зданий, включая кровельные работы, отремонтированы туалеты, раздевалки.

— Как вы создавали команду?
— Я начинал с нуля. Никаких управленцев с ГАЗа я не приводил. Руководящие посты предприятия занимают его работники, ранее возглавлявшие небольшие заводские подразделения. Всех учил я и сейчас я доволен своим коллективом. На сегодняшний момент он сформировался.

— Что самое сложное в вашем производстве?
— Технология сборки изделий. Она вся идет вручную. Чтобы облегчить этот труд, мы сейчас режем каленую броню. Раньше ее резали сырую. В процессе термообработки броня теряет свои геометрические размеры, формы. И при сборке, где все размеры влияют на установку дальнейшего насыщения корпуса, требуется очень высокая квалификация. Поэтому мы усилили мотивацию труда для всех опытных работников, создав им нормальные материальные и социально-бытовые условия для жизни. Настолько важен их труд, настолько сложна сборка корпусов. В этом изюминка нашего завода. Операции выполняются вручную, никакой автоматизации, сварочных роботов мы поставить не можем. Все параметры «гуляют», каленая броня собирается очень тяжело.

— Какие у вас могут быть «ловушки», которых стоит остерегаться? Где можно промахнуться? Где особо надо держать ухо востро?
— У нас две проблемы. Первая в том, что у нас нет законченного продукта, и мы подстраиваемся под Арзамасский машиностроительный завод. А он создает нам проблемы по номенклатуре. Если в Арзамасе на любой корпус ставится один и тот же двигатель, любая ходовая часть и любое вооружение, то у нас все корпуса разные и требуется запуск новой партии металла, чтобы изготовить детали и собрать броню.

Вторая проблема психологическая, влияющая на кадровую политику. По соседству с нами Выксунский металлургический завод. Там люди получают те же деньги, что и у нас, проработав одну смену до 3-х часов, нажав на кнопку пульта автоматической линии. У нас же ручная сборка и в две смены. Оборудование на заводе изношено, 1,5 тыс. единиц с нулевой остаточной стоимостью. И если мы в 2006-2007 годы вкладывали деньги в приведение завода в нормальный вид, то в 2008 году планируется вложить в оборудование порядка 90 млн руб.

— Вы чувствуете себя предпринимателем?
— Чувствую.

— А в чем? Вы же не выходите напрямую на рынок военной техники?
— Я стараюсь получить максимальную прибыль при выполнении даже гособоронзаказа. Мы группируем модификации изготовления корпусов по определенной технологии в определенное время. Если, повторюсь, АМЗ все равно, какие машины собирать и когда, то мы сразу делаем из годового заказа определенную модификацию, чтобы уменьшить затраты, время и сложность изготовления продукта. У Завода корпусов довольно неплохие показатели. Предприятие прибыльное.

— Какая у вас конкурентная среда?
— Если говорить о модификациях «БТР-80», то конкуренты у нас есть. Другое дело, что они развалились. Это завод в Кургане, который делал такие же корпуса и поставлял их в Арзамас. И завод в Харькове, изготовлявший аналогичную продукцию. Ближайшее предприятие, которое составляет нам конкуренцию, это «Муром Тепловоз», но оно еле держится.

— Что это значит — быть работником «Группы ГАЗ», как вы себя называете? Очевидно, вдохновляет уже сама причастность к мощной корпорации?
— Многие бывшие управленцы высшего звена ГАЗа возглавляют сейчас заводы в Нижегородской области и других регионах страны. Быть работником «Группы ГАЗ» — это значит представлять самый продвинутый менеджмент и корпоративную культуру самого высокого уровня.

— До какой отметки вы хотели бы еще дорасти как профессиональный руководитель производства?
— Потолок я еще не выбрал, думаю, что расти буду и дальше.

— В какой пропорции вы применяете кнут и пряник?
— Пропорции соблюдаем.
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору. Спасибо!

Сейчас читают

выкса.рф, Пожилого рыбака спасли на Верхнем пруду
2 октября

Пожилого рыбака спасли на Верхнем пруду

Мужчина провёл в ледяной воде больше 20 минут

выкса.рф, Ирина Пегова стала гостем шоу «Вечерний Ургант»
Вчера, 15:01

Ирина Пегова стала гостем шоу «Вечерний Ургант»

Актриса рассказала телеведущему о своих детских фантазиях

выкса.рф, Мотоциклист сбил юношу в Борковке
24 сентября

Мотоциклист сбил юношу в Борковке

выкса.рф, В Выксу привезли икону со святой горы Афон
3 октября

В Выксу привезли икону со святой горы Афон

выкса.рф, Как дальше будут бороться с пробкой в Антоповке?
2 октября

Как дальше будут бороться с пробкой в Антоповке?

Администрация и ВМЗ прорабатывают несколько вариантов

выкса.рф, Иван Малышев финишировал на Московском марафоне
24 сентября

Иван Малышев финишировал на Московском марафоне

выкса.рф, Автомобиль насмерть сбил женщину в Виле
25 сентября

Автомобиль насмерть сбил женщину в Виле

выкса.рф, Депутаты предложили повысить максимальный индекс оплаты за услуги ЖКХ
Вчера, 11:49

Депутаты предложили повысить максимальный индекс оплаты за услуги ЖКХ

выкса.рф, Выксунец сделал предложение своей девушке на сцене «Живого завтрака»
21 сентября

Выксунец сделал предложение своей девушке на сцене «Живого завтрака»

выкса.рф, Андрей Басов стал новым начальником отдела МВД Выксы
9 октября

Андрей Басов стал новым начальником отдела МВД Выксы

выкса.рф, УАЗ на Челюскина не пропустил мотоциклиста
Вчера, 09:34

УАЗ на Челюскина не пропустил мотоциклиста

выкса.рф, Нашлись родственники погибшего солдата
10 октября

Нашлись родственники погибшего солдата

выкса.рф, В Шиморском загорелся автобус
27 сентября

В Шиморском загорелся автобус

выкса.рф, Современная школа глазами молодого учителя
5 октября

Современная школа глазами молодого учителя

В День учителя педагог школы №4 написала открытое письмо в редакцию

выкса.рф, На Дружбе сбили 29-летнюю девушку
17 сентября

На Дружбе сбили 29-летнюю девушку

Товары и услуги

выкса.рф, Мебельный салон в ТЦ «Кристалл» — грандиозные скидки для всех

Мебельный салон в ТЦ «Кристалл» — грандиозные скидки для всех

Большой выбор диванов в наличии и на заказ

выкса.рф, Потребительский кооператив «Кредит-Поволжье»: С нами надёжно

Потребительский кооператив «Кредит-Поволжье»: С нами надёжно

выкса.рф, «К вам мебель на Черниговской»: диваны от 9990 рублей

«К вам мебель на Черниговской»: диваны от 9990 рублей

выкса.рф, «Профессиональный шиномонтаж» переехал на Красные Зори

«Профессиональный шиномонтаж» переехал на Красные Зори

выкса.рф, Свинина по низким ценам — в магазинах «Лебединка» и «Время мяса»

Свинина по низким ценам — в магазинах «Лебединка» и «Время мяса»

выкса.рф, ТЦ «Красочный»: электрический тепловентилятор «Оазис» всего за 550 рублей

ТЦ «Красочный»: электрический тепловентилятор «Оазис» всего за 550 рублей

При покупке красок TM Tikkurila, TEKC, Finncolor — бесплатная колеровка в подарок

выкса.рф, Автосервис «Маслодром»: качественный ремонт по приемлемым ценам

Автосервис «Маслодром»: качественный ремонт по приемлемым ценам

При покупке автомобильного масла — замена бесплатно!

выкса.рф, В кафе «Дубрава» открылся отдельный банкетный зал

В кафе «Дубрава» открылся отдельный банкетный зал

выкса.рф, Автомобильный сервис «ЛадаАвто» производит дошиповку и перешиповку зимних шин

Автомобильный сервис «ЛадаАвто» производит дошиповку и перешиповку зимних шин

выкса.рф, Магазин «РомаМашка»: большое поступление зимней коллекции

Магазин «РомаМашка»: большое поступление зимней коллекции

Тёплая одежда для детей и подростков

Лента

выкса.рф, Судебные приставы примут граждан
Вчера, 16:56

Судебные приставы примут граждан

выкса.рф, В Выксе отметили День первокурсника
Вчера, 16:30

В Выксе отметили День первокурсника

выкса.рф, На Красных Зорях и 1 Мая отключат холодную воду
Вчера, 16:10

На Красных Зорях и 1 Мая отключат холодную воду

выкса.рф, Можно кидать монетку — приедет автобус или нет
Вчера, 15:48

Можно кидать монетку — приедет автобус или нет

Выксунцы о работе пассажирского автопредприятия

выкса.рф, Цвет настроения синий
Вчера, 15:10

Цвет настроения синий

выкса.рф, Ирина Пегова стала гостем шоу «Вечерний Ургант»
Вчера, 15:01

Ирина Пегова стала гостем шоу «Вечерний Ургант»

Актриса рассказала телеведущему о своих детских фантазиях

выкса.рф, Никитин поручил довести объёмы экспорта до 6 млрд долларов в год
Вчера, 13:37

Никитин поручил довести объёмы экспорта до 6 млрд долларов в год

Осуществить данную задачу правительство Нижегородской области при поддержке РЭЦ планирует к 2024 году

выкса.рф, Полицейский мастер-класс
Вчера, 13:32

Полицейский мастер-класс

выкса.рф, Должницу по алиментам арестовали на десять суток
Вчера, 12:35

Должницу по алиментам арестовали на десять суток

выкса.рф, Депутаты предложили повысить максимальный индекс оплаты за услуги ЖКХ
Вчера, 11:49

Депутаты предложили повысить максимальный индекс оплаты за услуги ЖКХ

выкса.рф, Детский фитнес: когда и как начинать
Вчера, 11:21

Детский фитнес: когда и как начинать

выкса.рф, Мобильный развод
Вчера, 10:32

Мобильный развод

Мошенник обманул выксунца, представившись сотрудником банка

выкса.рф, Стянули резину
Вчера, 10:17

Стянули резину

Житель Нижней Вереи остался без комплекта зимних шин

выкса.рф, Андрей Полькин: Современная медицина позволяет избавиться от боли в 95% случаев
Вчера, 09:58

Андрей Полькин: Современная медицина позволяет избавиться от боли в 95% случаев

выкса.рф, Школьные советы округа выбрали нового председателя
Вчера, 09:56

Школьные советы округа выбрали нового председателя