13:36, 15 января 2008 · Просмотров: 7 068 · Теги: Завод корпусов Интервью · Версия для печати

Михаил Макаров: «Надо было делать корпуса — вот и все!»

Михаил Макаров: «Надо было делать корпуса — вот и все!»
В 2008 году ОАО «Завод корпусов» исполняется 75 лет. Предприятие специализируется на изготовлении по государственному заказу корпусов для бронетранспортеров «БТР-80» («ГАЗ-5903»), «БТР-80А» («ГАЗ-59034») и их модификаций. С 1 февраля 2006 года «Завод корпусов» вошел в состав дивизиона «Спецтехника» «Группы ГАЗ», управляемой холдингом «Русские машины». А на должность руководителя в середине лета был назначен опытный менеджер Михаил Макаров. До этого он был управленцем высшего звена на Ярославском моторном заводе (ОАО «Автодизель»).

В июне 2006 года стал первым заместителем управляющего директора Арзамасского машиностроительного завода. Но не надолго. В том же месяце ему предложили пост исполняющего обязанности генерального директора ОАО «Завод корпусов», а затем назначили на должность управляющего директора. 31 июля производство транспортной техники военного назначения было выделено из «Группы ГАЗ», и ОАО «Завод корпусов» перешло в состав отдельной структуры — ООО «Военно-промышленная компания».

На предприятии началась новая жизнь. В 2006 году крупные инвестиции были вложены в производство корпусов и рам для транспортного средства специального назначения «Тигр», не имеющего аналогов в России. «Тигр» имеет двухосный полный привод, независимую подвеску, обладает высокой проходимостью, системой регулировки давления в шинах. Об эффективности новой управленческой команды лучше всего говорят результаты работы предприятия в 2007 году. Только за 10 месяцев объем производства в сопоставимых ценах вырос по сравнению с тем же периодом предшествующего года на 65 проц. Релизация увеличилась более чем в 2 раза. Прибыль возросла на 76 проц., производительность труда поднялась на 53,8 проц. А средняя зарплата стала больше в 1,5 раза и составила 14,7 тыс. руб. Это выше среднего показателя по всей промышленности Нижегородской области. В планах завода на 2008 год выпустить продукции примерно на 1 млрд руб.

— Михаил Викторович, вам сейчас, наверное, нет нужды заниматься товарами народного потребления?
— Конечно, нет. Нам надо наращивать выпуск спецпродукции. Сейчас в стране много денег, и они пошли в оборонную промышленность. Гособоронзаказ растет теперь из года в год.

— В стопроцентном госзаказе есть только плюсы? Или минусы тоже есть?
— Минус только один. Цена согласовывается у заказчика — в Министерстве обороны. Поэтому рентабельность у нас низкая — порядка 10%. Не такая, как, скажем, на других выксунских предприятиях.

— Наверное, нельзя сказать, что вы находитесь в полноценном рынке?
— В полноценном рынке мы себя не чувствуем. Поэтому пытаемся сейчас выйти на руководство Военно-промышленной компании, на холдинг «Русские машины» и добиться того, чтобы сделать свой продукт. Таким продуктом я вижу пока бронированный автомобиль «Урал». Пытаемся самостоятельно войти в рыночную нишу, хотя бронировать этот автомобиль будем тоже по гособоронзаказу для Министерства обороны и Министерства внутренних дел. Но у нас появится законченный продукт, который будет на колесах и который мы сами будем продавать. Таким образом у завода будет прямой госзаказ. Сейчас мы только соисполнители.

— Для свободного рынка вы ничего не собираетесь выпускать?
— У нас сейчас узкая специализация — бронированные корпуса. Поэтому не думаю, что они пойдут на свободный рынок.

— В ОПК требования к качеству всегда были жестче всякого рынка. У вас, очевидно, тоже?
— На нашем заводе абсолютно всю продукцию принимает заказчик. Военная приемка идет на всех этапах производства, включая получение металла, термообработку, сварку, монтаж. Весь процесс происходит в присутствии представителя заказчика. Конечно, это дополнительная проблема, которая держит трудовой коллектив в постоянном напряжении.

— Вам, вероятно, не особенно нужны документы, подтверждающие внедрение, допустим, менеджмента качества. Оно у вас и так традиционно безупречное. Иначе заказчик не примет.
— Нет, почему? Нам тоже нужны такие документы. Только получаем мы их через военный регистр, потому что технология у нас секретная. Но все равно система качества, действующая на предприятии, должна быть организована в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001. Мы должны к этому стремиться, но по своей линии.

— Почему именно вас предпочли в руководители столь трудного и сложного производства? Благодаря каким заслугам и талантам?
— Никаких особых заслуг нет, надо было делать корпуса — вот и все! Я сам бывший работник ГАЗа, где последняя должность у меня была — заместитель главного инженера. Это уже потом в 2005-2006 годах я работал директором по производству Ярославского моторного завода, который тоже находится в составе «Группы ГАЗ». Так что все мои должностные перемещения происходят внутри этой «Группы». Я и трудовую деятельность начал на автозаводе. Сразу после окончания Горьковского института инженеров водного транспорта пришел работать механиком на главный конвейер ГАЗа.

— Вы за короткий срок добились хороших показателей роста. Как вам удалось это сделать? Благодаря каким управленческим технологиям и инструментам?
— У нас внедряется производственная система ГАЗа, в основе которой лежит тойотовская система «KAIZEN». Пытаемся глубоко вникать во все бизнес-процессы, снижать затраты, выстраивать потоки, сокращать лишние операции на пути создания продукта, оптимизировать производственные схемы изготовления продукции.

— Очевидно, все процедуры были уже расписаны и форматированы и вам не приходилось придумывать новую оргструктуру?
— Это не совсем так. Общее обучение по внедрению «бережливого производства» мы все прошли на ГАЗе. Недавно обучили еще около 30 человек его производственной системе. Конечно, у нас не конвейер, на Заводе корпусов своя специфика работы, здесь стапельная сборка изделий. Но мы все равно стараемся внедрять тойотовскую систему, следуя мировой практике. Цеха мы объединили по продуктовому принципу. В одном продуктовом центре изготавливается серийная продукция — бронетранспортеры. А другой носит название «Тигр и ПУ». Все детали для «Тигра» изготавливаются теперь в едином блоке, чтобы исключить лишние перевозки. А ремонтные службы выделены у нас в единый сервисный центр.

— Похоже, вы не откладываете в долгий ящик решение злободневных проблем? В какой стадии у вас внедрение газовской системы?
— Мы находимся на начальном этапе, внедряем сначала инструмент 5 «S» «бережливого производства». Глобальных перемещений оборудования пока не делаем, но стремимся к этому. Уже есть несколько проектов, которые выполнены или находятся на различных стадиях разработки. Пытаемся обойтись без больших капиталовложений. Нам еще внедрять и внедрять эту производственную систему.

— Как известно, в начале 90-ых годов Завод корпусов отделился от Дробмаша. Однако до недавнего времени здесь не было каких-то территориальных разграничительных признаков между различными акционерными обществами. Последний раз я был здесь года три назад. По-моему, тогда и проходная была общая. Но задачи более рельефно обособиться не только юридически, но и территориально, как мне кажется, тогда не стояло.
— Сейчас мы уже обособились. Разделились полностью. Между нашим заводом и Дробмашем стоит бетонный забор. На территории у нас асфальтовые дороги, отремонтированы фасады зданий, разбиты цветочные клумбы, посажены голубые ели. Все это было сделано в 2006 году. Денег на благоустройство нам никто не давал. Все средства на развитие идут из прибыли завода. В 2006 году мы вложили 15 млн руб. в благоустройство территории. И в 2007 году порядка 25 млн руб. Был выполнен наружный ремонт зданий, включая кровельные работы, отремонтированы туалеты, раздевалки.

— Как вы создавали команду?
— Я начинал с нуля. Никаких управленцев с ГАЗа я не приводил. Руководящие посты предприятия занимают его работники, ранее возглавлявшие небольшие заводские подразделения. Всех учил я и сейчас я доволен своим коллективом. На сегодняшний момент он сформировался.

— Что самое сложное в вашем производстве?
— Технология сборки изделий. Она вся идет вручную. Чтобы облегчить этот труд, мы сейчас режем каленую броню. Раньше ее резали сырую. В процессе термообработки броня теряет свои геометрические размеры, формы. И при сборке, где все размеры влияют на установку дальнейшего насыщения корпуса, требуется очень высокая квалификация. Поэтому мы усилили мотивацию труда для всех опытных работников, создав им нормальные материальные и социально-бытовые условия для жизни. Настолько важен их труд, настолько сложна сборка корпусов. В этом изюминка нашего завода. Операции выполняются вручную, никакой автоматизации, сварочных роботов мы поставить не можем. Все параметры «гуляют», каленая броня собирается очень тяжело.

— Какие у вас могут быть «ловушки», которых стоит остерегаться? Где можно промахнуться? Где особо надо держать ухо востро?
— У нас две проблемы. Первая в том, что у нас нет законченного продукта, и мы подстраиваемся под Арзамасский машиностроительный завод. А он создает нам проблемы по номенклатуре. Если в Арзамасе на любой корпус ставится один и тот же двигатель, любая ходовая часть и любое вооружение, то у нас все корпуса разные и требуется запуск новой партии металла, чтобы изготовить детали и собрать броню.

Вторая проблема психологическая, влияющая на кадровую политику. По соседству с нами Выксунский металлургический завод. Там люди получают те же деньги, что и у нас, проработав одну смену до 3-х часов, нажав на кнопку пульта автоматической линии. У нас же ручная сборка и в две смены. Оборудование на заводе изношено, 1,5 тыс. единиц с нулевой остаточной стоимостью. И если мы в 2006-2007 годы вкладывали деньги в приведение завода в нормальный вид, то в 2008 году планируется вложить в оборудование порядка 90 млн руб.

— Вы чувствуете себя предпринимателем?
— Чувствую.

— А в чем? Вы же не выходите напрямую на рынок военной техники?
— Я стараюсь получить максимальную прибыль при выполнении даже гособоронзаказа. Мы группируем модификации изготовления корпусов по определенной технологии в определенное время. Если, повторюсь, АМЗ все равно, какие машины собирать и когда, то мы сразу делаем из годового заказа определенную модификацию, чтобы уменьшить затраты, время и сложность изготовления продукта. У Завода корпусов довольно неплохие показатели. Предприятие прибыльное.

— Какая у вас конкурентная среда?
— Если говорить о модификациях «БТР-80», то конкуренты у нас есть. Другое дело, что они развалились. Это завод в Кургане, который делал такие же корпуса и поставлял их в Арзамас. И завод в Харькове, изготовлявший аналогичную продукцию. Ближайшее предприятие, которое составляет нам конкуренцию, это «Муром Тепловоз», но оно еле держится.

— Что это значит — быть работником «Группы ГАЗ», как вы себя называете? Очевидно, вдохновляет уже сама причастность к мощной корпорации?
— Многие бывшие управленцы высшего звена ГАЗа возглавляют сейчас заводы в Нижегородской области и других регионах страны. Быть работником «Группы ГАЗ» — это значит представлять самый продвинутый менеджмент и корпоративную культуру самого высокого уровня.

— До какой отметки вы хотели бы еще дорасти как профессиональный руководитель производства?
— Потолок я еще не выбрал, думаю, что расти буду и дальше.

— В какой пропорции вы применяете кнут и пряник?
— Пропорции соблюдаем.
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору. Спасибо!

Сейчас читают

выкса.рф, Стали известны имена новых директоров двух выксунских школ
13 декабря

Стали известны имена новых директоров двух выксунских школ

выкса.рф, Новым начальником ГИБДД назначен Александр Коконин
7 декабря

Новым начальником ГИБДД назначен Александр Коконин

выкса.рф, Под лавочкой в Центральном нашли ястреба
4 декабря

Под лавочкой в Центральном нашли ястреба

выкса.рф, Выксунцу, устроившему самосуд над подростками, грозит до 20 лет тюрьмы
26 ноября

Выксунцу, устроившему самосуд над подростками, грозит до 20 лет тюрьмы

выкса.рф, В Выксе прошёл чемпионат по армрестлингу
17 ноября

В Выксе прошёл чемпионат по армрестлингу

выкса.рф, В тесноте и в обиде
6 декабря

В тесноте и в обиде

Как Выксунское ПАП издевается над жителями Верхней Вереи

выкса.рф, Поздравь любимый город на Выксе.РФ!
11 декабря

Поздравь любимый город на Выксе.РФ!

Запишите небольшое видеопоздравление и пришлите его в редакцию до 25 декабря

выкса.рф, Выксунцев перевозили три неисправных автобуса
23 ноября

Выксунцев перевозили три неисправных автобуса

выкса.рф, Били толпой и подожгли
27 ноября

Били толпой и подожгли

За что школьники убили пожилого мужчину в Выксе

выкса.рф, В Выксе ищут водителя, который проехал по ноге ребёнка и скрылся
30 ноября

В Выксе ищут водителя, который проехал по ноге ребёнка и скрылся

выкса.рф, Окрылённый мечтой
6 декабря

Окрылённый мечтой

Даниил Митягин продолжает бороться за полноценную жизнь

выкса.рф, Проволоченскую школу закрыли на карантин
6 декабря

Проволоченскую школу закрыли на карантин

выкса.рф, Наблюдение за выксунцами обойдётся бюджету в 600 тысяч рублей
5 декабря

Наблюдение за выксунцами обойдётся бюджету в 600 тысяч рублей

выкса.рф, У православных христиан начался Рождественский пост
28 ноября

У православных христиан начался Рождественский пост

Разбираемся, чем питаться и как отмечать Новый год верующим

выкса.рф, С начала года в Выксе заменили 2,3 км водопровода
26 ноября

С начала года в Выксе заменили 2,3 км водопровода

ООО «Водоканал» потратил на техобслуживание сетей 11,3 миллиона рублей

Товары и услуги

Лента

выкса.рф, Новогодние праздники в музее истории завода

Афиша: Новогодние праздники в музее истории завода

С 21 декабря по 6 января Музей истории ВМЗ
выкса.рф, На площади Металлургов установили главную новогоднюю ёлку
14 декабря

На площади Металлургов установили главную новогоднюю ёлку

выкса.рф, ДТП: Обстоятельства неизвестны
14 декабря

ДТП: Обстоятельства неизвестны

Накануне вечером в больницу обратилась женщина с сотрясением и ушибами

выкса.рф, В Выксе пройдёт новогодний день донора
14 декабря

В Выксе пройдёт новогодний день донора

выкса.рф, Мастер-класс «Волшебная ёлочка»
14 декабря

Мастер-класс «Волшебная ёлочка»

Новогодняя открытка своими руками

выкса.рф, Полиция заинтересовалась информацией о самосуде на улице Октября
14 декабря

Полиция заинтересовалась информацией о самосуде на улице Октября

В среду материал о происшествии вышел на Выксе.РФ

выкса.рф, Автомобиль с двумя детьми перевернулся и врезался в столб
14 декабря

Автомобиль с двумя детьми перевернулся и врезался в столб

ДТП произошло неподалёку от Проволочного

выкса.рф, Отменены матчи осенне-зимнего турнира по мини-футболу
14 декабря

Отменены матчи осенне-зимнего турнира по мини-футболу

выкса.рф, Скука — прочь!
14 декабря

Скука — прочь!

Под таким девизом «Доброхоты» посетили Дом милосердия

выкса.рф, Фотограф Валерий Покумейко выиграл епархиальный конкурс
14 декабря

Фотограф Валерий Покумейко выиграл епархиальный конкурс

выкса.рф, Ночью в Ближне-Песочном сгорела баня
14 декабря

Ночью в Ближне-Песочном сгорела баня

выкса.рф, Павел Сывороткин: Дети ложь видят сразу
14 декабря

Павел Сывороткин: Дети ложь видят сразу

Руководитель «Пересвета» рассказал об истории, достижениях и принципах клуба

выкса.рф, Лепили украшения из солёного теста
14 декабря

Лепили украшения из солёного теста

В Комплексном центре прошёл новогодний мастер-класс

выкса.рф, Юные выксунцы поверили в себя
14 декабря

Юные выксунцы поверили в себя

выкса.рф, «Змеиное вино» изъяли у туриста в аэропорту Нижнего Новгорода
13 декабря

«Змеиное вино» изъяли у туриста в аэропорту Нижнего Новгорода

Таможенники нашли экзотический сувенир в багаже