До перехода на сайт осталось секунд. Пропустить рекламу

  Выкса.РФ
15 января 2008, 13:36 · Просмотров: 9 844 · Теги: Завод корпусов Интервью · Версия для печати

Михаил Макаров: «Надо было делать корпуса — вот и все!»

Михаил Макаров: «Надо было делать корпуса — вот и все!»
В 2008 году ОАО «Завод корпусов» исполняется 75 лет. Предприятие специализируется на изготовлении по государственному заказу корпусов для бронетранспортеров «БТР-80» («ГАЗ-5903»), «БТР-80А» («ГАЗ-59034») и их модификаций. С 1 февраля 2006 года «Завод корпусов» вошел в состав дивизиона «Спецтехника» «Группы ГАЗ», управляемой холдингом «Русские машины». А на должность руководителя в середине лета был назначен опытный менеджер Михаил Макаров. До этого он был управленцем высшего звена на Ярославском моторном заводе (ОАО «Автодизель»).

В июне 2006 года стал первым заместителем управляющего директора Арзамасского машиностроительного завода. Но не надолго. В том же месяце ему предложили пост исполняющего обязанности генерального директора ОАО «Завод корпусов», а затем назначили на должность управляющего директора. 31 июля производство транспортной техники военного назначения было выделено из «Группы ГАЗ», и ОАО «Завод корпусов» перешло в состав отдельной структуры — ООО «Военно-промышленная компания».

На предприятии началась новая жизнь. В 2006 году крупные инвестиции были вложены в производство корпусов и рам для транспортного средства специального назначения «Тигр», не имеющего аналогов в России. «Тигр» имеет двухосный полный привод, независимую подвеску, обладает высокой проходимостью, системой регулировки давления в шинах. Об эффективности новой управленческой команды лучше всего говорят результаты работы предприятия в 2007 году. Только за 10 месяцев объем производства в сопоставимых ценах вырос по сравнению с тем же периодом предшествующего года на 65 проц. Релизация увеличилась более чем в 2 раза. Прибыль возросла на 76 проц., производительность труда поднялась на 53,8 проц. А средняя зарплата стала больше в 1,5 раза и составила 14,7 тыс. руб. Это выше среднего показателя по всей промышленности Нижегородской области. В планах завода на 2008 год выпустить продукции примерно на 1 млрд руб.

— Михаил Викторович, вам сейчас, наверное, нет нужды заниматься товарами народного потребления?
— Конечно, нет. Нам надо наращивать выпуск спецпродукции. Сейчас в стране много денег, и они пошли в оборонную промышленность. Гособоронзаказ растет теперь из года в год.

— В стопроцентном госзаказе есть только плюсы? Или минусы тоже есть?
— Минус только один. Цена согласовывается у заказчика — в Министерстве обороны. Поэтому рентабельность у нас низкая — порядка 10%. Не такая, как, скажем, на других выксунских предприятиях.

— Наверное, нельзя сказать, что вы находитесь в полноценном рынке?
— В полноценном рынке мы себя не чувствуем. Поэтому пытаемся сейчас выйти на руководство Военно-промышленной компании, на холдинг «Русские машины» и добиться того, чтобы сделать свой продукт. Таким продуктом я вижу пока бронированный автомобиль «Урал». Пытаемся самостоятельно войти в рыночную нишу, хотя бронировать этот автомобиль будем тоже по гособоронзаказу для Министерства обороны и Министерства внутренних дел. Но у нас появится законченный продукт, который будет на колесах и который мы сами будем продавать. Таким образом у завода будет прямой госзаказ. Сейчас мы только соисполнители.

— Для свободного рынка вы ничего не собираетесь выпускать?
— У нас сейчас узкая специализация — бронированные корпуса. Поэтому не думаю, что они пойдут на свободный рынок.

— В ОПК требования к качеству всегда были жестче всякого рынка. У вас, очевидно, тоже?
— На нашем заводе абсолютно всю продукцию принимает заказчик. Военная приемка идет на всех этапах производства, включая получение металла, термообработку, сварку, монтаж. Весь процесс происходит в присутствии представителя заказчика. Конечно, это дополнительная проблема, которая держит трудовой коллектив в постоянном напряжении.

— Вам, вероятно, не особенно нужны документы, подтверждающие внедрение, допустим, менеджмента качества. Оно у вас и так традиционно безупречное. Иначе заказчик не примет.
— Нет, почему? Нам тоже нужны такие документы. Только получаем мы их через военный регистр, потому что технология у нас секретная. Но все равно система качества, действующая на предприятии, должна быть организована в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001. Мы должны к этому стремиться, но по своей линии.

— Почему именно вас предпочли в руководители столь трудного и сложного производства? Благодаря каким заслугам и талантам?
— Никаких особых заслуг нет, надо было делать корпуса — вот и все! Я сам бывший работник ГАЗа, где последняя должность у меня была — заместитель главного инженера. Это уже потом в 2005-2006 годах я работал директором по производству Ярославского моторного завода, который тоже находится в составе «Группы ГАЗ». Так что все мои должностные перемещения происходят внутри этой «Группы». Я и трудовую деятельность начал на автозаводе. Сразу после окончания Горьковского института инженеров водного транспорта пришел работать механиком на главный конвейер ГАЗа.

— Вы за короткий срок добились хороших показателей роста. Как вам удалось это сделать? Благодаря каким управленческим технологиям и инструментам?
— У нас внедряется производственная система ГАЗа, в основе которой лежит тойотовская система «KAIZEN». Пытаемся глубоко вникать во все бизнес-процессы, снижать затраты, выстраивать потоки, сокращать лишние операции на пути создания продукта, оптимизировать производственные схемы изготовления продукции.

— Очевидно, все процедуры были уже расписаны и форматированы и вам не приходилось придумывать новую оргструктуру?
— Это не совсем так. Общее обучение по внедрению «бережливого производства» мы все прошли на ГАЗе. Недавно обучили еще около 30 человек его производственной системе. Конечно, у нас не конвейер, на Заводе корпусов своя специфика работы, здесь стапельная сборка изделий. Но мы все равно стараемся внедрять тойотовскую систему, следуя мировой практике. Цеха мы объединили по продуктовому принципу. В одном продуктовом центре изготавливается серийная продукция — бронетранспортеры. А другой носит название «Тигр и ПУ». Все детали для «Тигра» изготавливаются теперь в едином блоке, чтобы исключить лишние перевозки. А ремонтные службы выделены у нас в единый сервисный центр.

— Похоже, вы не откладываете в долгий ящик решение злободневных проблем? В какой стадии у вас внедрение газовской системы?
— Мы находимся на начальном этапе, внедряем сначала инструмент 5 «S» «бережливого производства». Глобальных перемещений оборудования пока не делаем, но стремимся к этому. Уже есть несколько проектов, которые выполнены или находятся на различных стадиях разработки. Пытаемся обойтись без больших капиталовложений. Нам еще внедрять и внедрять эту производственную систему.

— Как известно, в начале 90-ых годов Завод корпусов отделился от Дробмаша. Однако до недавнего времени здесь не было каких-то территориальных разграничительных признаков между различными акционерными обществами. Последний раз я был здесь года три назад. По-моему, тогда и проходная была общая. Но задачи более рельефно обособиться не только юридически, но и территориально, как мне кажется, тогда не стояло.
— Сейчас мы уже обособились. Разделились полностью. Между нашим заводом и Дробмашем стоит бетонный забор. На территории у нас асфальтовые дороги, отремонтированы фасады зданий, разбиты цветочные клумбы, посажены голубые ели. Все это было сделано в 2006 году. Денег на благоустройство нам никто не давал. Все средства на развитие идут из прибыли завода. В 2006 году мы вложили 15 млн руб. в благоустройство территории. И в 2007 году порядка 25 млн руб. Был выполнен наружный ремонт зданий, включая кровельные работы, отремонтированы туалеты, раздевалки.

— Как вы создавали команду?
— Я начинал с нуля. Никаких управленцев с ГАЗа я не приводил. Руководящие посты предприятия занимают его работники, ранее возглавлявшие небольшие заводские подразделения. Всех учил я и сейчас я доволен своим коллективом. На сегодняшний момент он сформировался.

— Что самое сложное в вашем производстве?
— Технология сборки изделий. Она вся идет вручную. Чтобы облегчить этот труд, мы сейчас режем каленую броню. Раньше ее резали сырую. В процессе термообработки броня теряет свои геометрические размеры, формы. И при сборке, где все размеры влияют на установку дальнейшего насыщения корпуса, требуется очень высокая квалификация. Поэтому мы усилили мотивацию труда для всех опытных работников, создав им нормальные материальные и социально-бытовые условия для жизни. Настолько важен их труд, настолько сложна сборка корпусов. В этом изюминка нашего завода. Операции выполняются вручную, никакой автоматизации, сварочных роботов мы поставить не можем. Все параметры «гуляют», каленая броня собирается очень тяжело.

— Какие у вас могут быть «ловушки», которых стоит остерегаться? Где можно промахнуться? Где особо надо держать ухо востро?
— У нас две проблемы. Первая в том, что у нас нет законченного продукта, и мы подстраиваемся под Арзамасский машиностроительный завод. А он создает нам проблемы по номенклатуре. Если в Арзамасе на любой корпус ставится один и тот же двигатель, любая ходовая часть и любое вооружение, то у нас все корпуса разные и требуется запуск новой партии металла, чтобы изготовить детали и собрать броню.

Вторая проблема психологическая, влияющая на кадровую политику. По соседству с нами Выксунский металлургический завод. Там люди получают те же деньги, что и у нас, проработав одну смену до 3-х часов, нажав на кнопку пульта автоматической линии. У нас же ручная сборка и в две смены. Оборудование на заводе изношено, 1,5 тыс. единиц с нулевой остаточной стоимостью. И если мы в 2006-2007 годы вкладывали деньги в приведение завода в нормальный вид, то в 2008 году планируется вложить в оборудование порядка 90 млн руб.

— Вы чувствуете себя предпринимателем?
— Чувствую.

— А в чем? Вы же не выходите напрямую на рынок военной техники?
— Я стараюсь получить максимальную прибыль при выполнении даже гособоронзаказа. Мы группируем модификации изготовления корпусов по определенной технологии в определенное время. Если, повторюсь, АМЗ все равно, какие машины собирать и когда, то мы сразу делаем из годового заказа определенную модификацию, чтобы уменьшить затраты, время и сложность изготовления продукта. У Завода корпусов довольно неплохие показатели. Предприятие прибыльное.

— Какая у вас конкурентная среда?
— Если говорить о модификациях «БТР-80», то конкуренты у нас есть. Другое дело, что они развалились. Это завод в Кургане, который делал такие же корпуса и поставлял их в Арзамас. И завод в Харькове, изготовлявший аналогичную продукцию. Ближайшее предприятие, которое составляет нам конкуренцию, это «Муром Тепловоз», но оно еле держится.

— Что это значит — быть работником «Группы ГАЗ», как вы себя называете? Очевидно, вдохновляет уже сама причастность к мощной корпорации?
— Многие бывшие управленцы высшего звена ГАЗа возглавляют сейчас заводы в Нижегородской области и других регионах страны. Быть работником «Группы ГАЗ» — это значит представлять самый продвинутый менеджмент и корпоративную культуру самого высокого уровня.

— До какой отметки вы хотели бы еще дорасти как профессиональный руководитель производства?
— Потолок я еще не выбрал, думаю, что расти буду и дальше.

— В какой пропорции вы применяете кнут и пряник?
— Пропорции соблюдаем.
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
« предыдущая новость     следующая новость »

Сейчас читают

выкса.рф, Мотоциклы на крыльце и разбитое стекло: подростки устроили беспорядок в Мотмосе

Мотоциклы на крыльце и разбитое стекло: подростки устроили беспорядок в Мотмосе

выкса.рф, Продолжается голосование за преображение Выксы в рамках программы «Формирование комфортной городской среды»

Продолжается голосование за преображение Выксы в рамках программы «Формирование комфортной городской среды»

выкса.рф, График плановых отключений горячей воды в 2025 году

График плановых отключений горячей воды в 2025 году

выкса.рф, Выксунец Василий Кучмеев отметил 100-летний юбилей

Выксунец Василий Кучмеев отметил 100-летний юбилей

выкса.рф, Мотоциклисты почтили память героев Великой Отечественной войны

Мотоциклисты почтили память героев Великой Отечественной войны

выкса.рф, На месте разрушенного Иверского храма снова зазвучала молитва

На месте разрушенного Иверского храма снова зазвучала молитва

выкса.рф, С 1 июня в Выксе изменится стоимость проезда в автобусах

С 1 июня в Выксе изменится стоимость проезда в автобусах

выкса.рф, Гордость Выксы: 4 самбиста отправятся на Кубок мира

Гордость Выксы: 4 самбиста отправятся на Кубок мира

выкса.рф, «Беги, герой!»: 94 выксунца приняли участие в нижегородском забеге

«Беги, герой!»: 94 выксунца приняли участие в нижегородском забеге

выкса.рф, Инцидент на производстве: погиб сотрудник завода

Инцидент на производстве: погиб сотрудник завода

выкса.рф, Наталья Блюхерова собирает деньги для борьбы с раком молочной железы

Наталья Блюхерова собирает деньги для борьбы с раком молочной железы

выкса.рф, Выксунцы встретили 80-летие Победы

Выксунцы встретили 80-летие Победы

выкса.рф, ХК «Металлург 2012–2013» — победитель суперфинала «Золотой шайбы»

ХК «Металлург 2012–2013» — победитель суперфинала «Золотой шайбы»

выкса.рф, Илья Мальчиков, Михаил Сидорин и еще двое мужчин найдены погибшими

Илья Мальчиков, Михаил Сидорин и еще двое мужчин найдены погибшими

выкса.рф, Охотничий домик Баташёвых нашёл нового владельца за 5,54 млн рублей

Охотничий домик Баташёвых нашёл нового владельца за 5,54 млн рублей

Товары и услуги

Лента

выкса.рф, Набережная Верхнего пруда стала лидером рейтинга
16:50

Медиалента: Набережная Верхнего пруда стала лидером рейтинга

выкса.рф, Выксунский музей проведет инклюзивную выставку с Государственной Третьяковской галереей
13:59

Выксунский музей проведет инклюзивную выставку с Государственной Третьяковской галереей

выкса.рф, ОМК получила награду РСПП за вклад в устойчивое развитие территорий
11:43

ОМК получила награду РСПП за вклад в устойчивое развитие территорий

выкса.рф, Монтажник упал с высоты пяти метров на стройплощадке в Выксе
10:50

Монтажник упал с высоты пяти метров на стройплощадке в Выксе

выкса.рф, Мотоциклист сломал ногу в ДТП на Красных Зорях
9:59

Мотоциклист сломал ногу в ДТП на Красных Зорях

выкса.рф, Выксунские самбисты завоевали 4 золотых медали в Суздале
8:44

Выксунские самбисты завоевали 4 золотых медали в Суздале

выкса.рф, Подросток на мопеде едва не улетел под машину
2 июня, 15:57

Подросток на мопеде едва не улетел под машину

выкса.рф, Завершается ремонт дороги в поселке Дружба
2 июня, 14:50

Завершается ремонт дороги в поселке Дружба

выкса.рф, Выксунский завод ОМК провел инженерный квест для школьников
2 июня, 12:40

Выксунский завод ОМК провел инженерный квест для школьников

выкса.рф, Выкса присоединилась к Всемирному дню велосипедиста
2 июня, 11:32

Выкса присоединилась к Всемирному дню велосипедиста

выкса.рф, Ракетомоделирование: выксунские школьники покоряют высоты
2 июня, 8:36

Ракетомоделирование: выксунские школьники покоряют высоты

выкса.рф, На месте разрушенного Иверского храма снова зазвучала молитва
1 июня, 12:24

На месте разрушенного Иверского храма снова зазвучала молитва

выкса.рф, Новое дыхание старых фотографий
31 мая, 13:44

Медиалента: Новое дыхание старых фотографий

выкса.рф, Солнце зовёт
31 мая, 9:00

Медиалента: Солнце зовёт

выкса.рф, Как безопасно сжечь мусор на дачном участке?
30 мая, 16:30

Как безопасно сжечь мусор на дачном участке?