Зачем потребовалось зарезать всех свиней?
Обоснован ли был указ губернатора
Фермер Елена Архипкина спасти своих свиней пыталась до последнего. Она три месяца потратила на анализы и споры с ветслужбами района. Но все ее усилия были впустую. Всё поголовье, том числе главный источник дохода — беременную свиноматку, пришлось ликвидировать.
— «На что мне сейчас жить? На пенсию ребенка-инвалида? Мне пятый десяток, у меня большие льготы по работе: и выходные, и отпуски. Ни один нормальный работодатель меня на работу не возьмет», — жалуется многодетная мать Елена Архипкина.
Наталья Вдовина — еще одна многодетная мать: у нее четверо детей. Как и Елена, она — владелица подсобного хозяйства. Она, плача, показывает свой двор и опустевшие сараи без поросят. Теперь, когда у нее не осталось ни одной свиньи, она не знает, на какие деньги будет одевать детишек к новому учебному году.
— «Если я продавала хотя бы кусок мяса, я на эти деньги сразу же бежала в магазин и покупала что-то детям! Ни один богатый человек не занимался хозяйством, — говорит Вдовина. — Таскать эти ведра, ходить в калошах! Мы жили этим, а что теперь нам делать? Будем по деревне ходить, песни петь. Пить каждый божий день».
Елена Шалдакова тоже пострадала от недавнего указа властей. Но она пошла дальше своих соседок по несчастью. Чтобы возместить колоссальный материальный и моральный ущерб, она решила подать на ветслужбы области суд. Женщина не сомневается: многие владельцы подсобных хозяйств её поддержат.
— «Я хочу добиться справедливости, — говорит Шалдакова. — Я плакала, меня корвалолом отпаивали. Если бы вовремя нас осведомили, никакой бы паники такой не было. Народ бы не покупал поросят, чтобы держать до осени».
Юрист Игорь Каконин внимательно изучил документы, которые Елене предоставила ветслужба, и на основании которых от нее потребовали зарезать всех свиней. Он считает, что действия в отношении владельцев свиней в Нижегородской области с самого начала введения мер против чумы были незаконными.
— «Никаких дезинфекции, никакого информирования владельцев надлежащим образом сделано не было», — подчеркивает он.
Власти утверждают, что все делали по инструкции:
— «Если мы говорим о ликвидации африканской чумы свиней, то в первую очередь устанавливается эпизоотический очаг по данному заболеванию, — рассказывает Андрей Блохин, ведущий научный сотрудник ФГБНУ НИВИ НЗ России, кандидат ветеринарных наук. — Далее устанавливается первая угрожаемая зона, которая растягивается в радиусе 5-20 километров от очага».
Но на карте видно, что Выкса расположена дальше 20 километров от всех известных очагов чумы. Каким же образом в указ губернатора был включен весь округ в границах первой угрожаемой зоны? Ведь зоны определяются именно географическими радиусами, а не административными единицами.
— «От границы за селом Туртапка до деревни Солнце около 70 км. Даже если в Туртапке возник очаг, Солнце не должно было попадать в первую зону, — настаивает Игорь Каконин. — Поэтому в этой части, на мой взгляд, указ губернатора необоснован и, соответственно, незаконен».
Независимые эксперты от ветеринарии констатируют: если бы борьбу с чумой вели по закону, свиней в подсобных хозяйствах округа Выкса уничтожать бы не пришлось.
— «Во второй угрожаемой зоне (100-150-км от очага) в которую попадает географически Выксунский район, запрещается лишь торговля, — рассказывает Андрей Блохин. — Там проводится учет всех свиней, которые имеются в частных подворьях и на фермах».
Свиноводы жалуются: с самого начала кампании против чумы, ни ветслужбы, ни власти не стремились защитить их интересы. Они смело выбирали самые строгие меры и не прислушивались к жалобам народа. Поэтому, узнав о режиме чрезвычайной ситуации, не все свиноводы поверили в законность мер против возможной чумы и покорно сдали животных ветслужбе. Большая часть в отчаянии перерезала свиней самостоятельно. Но юристы говорят, если удастся доказать незаконность действий ветслужб и властей в суде, пострадавшие владельцы имеют полное право на возмещение морального и материального ущерба.
— «К кому мне в случае беды теперь обращаться? Да ни к кому! Можно сейчас заниматься птицей. Но кто дает гарантию, что через полгода не будет птичьего гриппа?», — возмущается Елена Архипкина.
Сейчас читают
Неизвестные украли саженцы у стелы на въезде в Выксу
«Выксунские моржи» приняли участие в съёмках фильма «Василий Тёркин»
Студент ВМК Егор Чуднов выступит в финале Всероссийского чемпионата «Профессионалы»
Электромонтёра нашли мёртвым на работе
Благоустроенный сквер открыли на Дружбе
Иван Шаронов и Ангелина Карамян стали лауреатами «Большой перемены»
Шахматист из Выксы пробился на первенство России
Как выксунке удалось создать дом из курятника
Началось голосование за проекты «Вам решать!»
«Литературная скамья» украсила главную аллею парка
Выксунскую епархию возглавил епископ Гедеон
Выксунцам предложили украсить комплексный центр к Новому году
На набережной в Шиморском начали строить пассажирский причал
Арина Рощина: «Очень люблю сладости, но приходится себя ограничивать»
На улице Братьев Баташёвых временно перекроют 85-метровый участок
Товары и услуги
Компания «Оникс»: ваш старый металл — наша забота
Новогодние корпоративы в «Корице»
ЖК «Ботаника Парк» в Выксе признан одной из лучших новостроек Нижегородской области
Ломбард «РАНТЬЕ» — профессионально, выгодно, удобно!
Скидки до 70% в салоне Laparet
Черная пятница в магазине «Центр Керамики»
Шок-цены на сантехнику в наличии
Аппаратная замена масла в АКПП — в автотехцентре «Фаворит»
Технология MotulEvo