Самое спорное граффити лучше, чем серые замызганные стены
Повсюду в мире маленькие города умирают, а Выкса — городок неподалеку от Нижнего Новгорода — наоборот, набирает силу. Жители сами меняют город, и двигателем прогресса стал арт-фестиваль — так считает Наталья Волкова, автор портала Милосердие.ru. Она побывала на фестивале Арт-Овраг 2017 и написала отличный материал:
Арт-плоты прибывают! Первый в очереди — плот «Летающая прищепка». Этот проект принадлежит студентке Екатерине Кулевой из Выксы
По водной глади огромного Верхневыксунского пруда плывет пять плотов, один за другим. Один похож на гигантскую прищепку, другой — на Луну, третий — на хитроумную геометрическую задачку с лестницами, четвертый — на висячие сады, пятый — на рампу для скейтбординга.
На берегу их встречает народ — люди машут руками, шутят, фотографируются. Матросы с музыкантами разыгрывают целое представление с песнями, танцами и хлопушками. Зрители счастливы.
Наверное, если посмотреть на все это дело сверху, где над плотами и людьми пикирует стремительный белый квадракоптер, покажется, что все болельщики и участники этого заплыва слегка обезумели.
На самом деле, все вполне адекватны — в Выксе Нижегородской области, где все это творилось 16 июня, встречей арт-плотов открылся фестиваль «Арт-Овраг».
Завод — фестиваль — город
Итальянскую невесту из спектакля «SVaDьБа» театра Liquid Theatre нельзя было не заметить — она возвышалась над публикой на ходулях. Невеста бросала букет, скандалила с женихом, била посуду, скакала по столам и ревновала. Но в итоге все кончилось хеппи эндом.
Фестиваль «Арт-Овраг» проходит в Выксе седьмой год подряд. Он уже стал визитной карточкой этого небольшого промышленного города с населением в 60 тысяч человек. Недавно главной его достопримечательностью был металлургический завод Объединенной металлургической компании (ОМК), которому в этом году исполняется 260 лет. Современный и стабильно работающий, он обеспечивает половину рабочих мест в городе и 40% поступлений в местный бюджет.
Завод дает Выксе право называться важным промышленным объектом на карте России — здесь производятся трубы для газо- и нефтепроводов, железнодорожные колеса. Но кроме этого, в городе теперь есть, на что посмотреть: такой концентрации арт-объектов на километр городской среды — граффити на жилых домах, скульптур в парках и на улицах, теперь еще и арт-плотов на воде, — нет, пожалуй, больше нигде.
Плоты прибыли под бравурные марши и радостные приветствия зрителей
За шесть лет в фестивале приняли участие более 250 художников из разных стран мира, появилось более 85 единиц современного искусства. Мероприятия фестиваля в среднем посещает 7000 человек, каждый четвертый так или иначе участвует.
Эти цифры и внедрение арт-объектов в город металла — не самоцель фестиваля «Арт-Овраг». Он был задуман в 2011 году благотворительным фондом «ОМК-Участие», учрежденным компанией ОМК, как возможность для молодежи найти свой путь самореализации.
Самореализация жителя — перезагрузка города
На первых трех фестивалях упор делался на зрелища, которые совмещались с обучением новому. Давали мастер-классы по экстремальным видам спорта, современному танцу, играли приглашенные музыканты. Тогда же появились легендарные граффити на многоэтажках, созданные художниками не только из России. Выксунцы смотрели, удивлялись и — учились.
Затем концепция поменялась — организаторы фестиваля стали привлекать к культурному переосмыслению городского пространства самих жителей.
Люди Выксы стали сами предлагать свои идеи для воплощения — например, решили, что им нужно место для встреч, и на набережной появился арт-объект «Выксунь вверх!», похожий на гигантскую скамью в виде ладьи с закругленным носом. Совместными усилиями облагораживались и другие городские пространства — парк в центре города, улицы, дворы.
Один из ярких моментов «Арт-Оврага 2017» — спектакль «SVaDьБа» театра Liquid Theatre. Он перенес зрителей, которых вовлекали в действие, из Выксы на улицы Италии.
В этом году «Арт-Овраг» снова изменил формат — фестиваль становится не только разовым ежегодным мероприятием. Запущена круглогодичная образовательная программа — приглашенные художники, архитекторы, социологи будут помогать (и уже помогают) жителям города его менять.
Задача фестиваля — чтобы жители сами поняли, что значит для них город, перезагрузили его, сделали разнообразным, современным, удобным для жизни каждого вне зависимости от возраста, интересов и профессии. Чтобы из него не хотелось уезжать или чтобы хотелось в него вернуться.
Выкса и выбивалка для ковров
В Городской мастерской фестиваля работала фотовыставка, посвященная Выксе. Тут же читали открытые лекции и обсуждали новые идеи по обустройству городской среды.
Святослав помогает жителям города в рамках архитектурной программы «Арт-дворы» обустроить пространство вокруг домов, по-новому форматируя старый городской уклад. Создавая новый двор, не надо отказываться от того хорошего, что в нем уже есть — тем более, от выбивалки для ковров. Нужно вписать ее в пространство.
Во время детского спектакля «Семейная пекарня» («Театр Вкуса») о том, какая связь существует между старым и новым
Заявки на участие подавали горожане, желающие изменить свой двор, в конце зимы. Предпочтение было отдано тем проектам, в которых выксунцы готовы участвовать сами. Как в проекте семейного клуба «Дружба», возникшем в одноименном городском поселке благодаря импульсу «Арт-Оврага».
Двор как «Дружба»
На подступах к фестивальной площади в воскресный день. Одна из активных участниц семейного клуба «Дружба» — мама четверых детей Елена Зайцева, которая из Выксы уезжать не планирует. В марте она пришла на лекции к Святославу Мурунову:
Клуб начинался с четырех семей, сейчас их там уже 12. Участники клуба высадили во дворе Семейную аллею деревьев, покрасили забор. Первого июня устроили праздник для детей — мужчины своими руками смастерили фотозону, женщины организовали конкурсы и угощение.
Финансирование для своих проектов семейный клуб ищет самостоятельно — находит спонсоров или участники скидываются.
Пять слоев города
За ее спиной малыш в кепке забрался на высокую гору раскрашенных шин и оповещает о своей победе всех вокруг. Стайка детей строит оборонительные сооружения в ворохе сена. Из большого «детского» шатра, где во время фестиваля проводятся разнообразные мастер-классы, несется смех.
Открыты две спортивные и художественная школы, скоро будет действовать еще одна детская школа искусств — на 900 человек, потому что спрос огромный. Образовательные программы фестиваля «Арт-Овраг» увлекают подростков, уводят их с улиц. Помню, как сама несколько лет назад покупала после фестиваля дочери скейт!
На музыкальной площадке фестиваля играли музыканты, набирающие популярность. Например, группы из Нижнего Новгорода Hyggelig и Ethica, участник международных музыкальных проектов битбоксер Дмитрий Mitya Бурмистров
Молодежь, по словам Оксаны Юрьевны, уезжает из Выксы получать высшее образование. В городе есть металлургический техникум и филиал Московского университета стали и сплавов — они готовят специалистов для завода. Но выпускники школ хотят быть не только металлургами.
Об этом же говорит и Святослав Мурунов, который объехал более 500 городов на постсоветском пространстве и сейчас изучает Выксу:
Причина оттока молодежи из Выксы — в смешении нескольких культурных групп, полагает Святослав. Он выделяет в городе заводскую, слободскую, крестьянскую, городскую, постиндустриальную культуры, прибавляя к ним неопределившихся — тех, кого не принимают или исторгают из других групп. Между этими группами существует смысловой конфликт.
Например, самая закрытая для влияний группа — крестьяне, для которых важно сохранить связь с деревней, с укладом, с землей.
А самая непонятная для всех остальных — постиндустриальная или «арт-овражная».
Это люди, которые уже не привязаны ни к земле, ни к заводу, ни к городу. Они занимаются тем, что с точки зрения представителей остальных групп, не похоже на труд: творческим взаимодействием с реальностью. Это лучше всего удается в больших городах. Выкса комфортна для детей, но они растут и встают на конвейер, уводящий их в мегаполисы.
Однако, по наблюдениям Святослава, большая часть молодежи из Выксы уезжать не хочет, мотивируя это качеством человеческих взаимоотношений.
Шанс не уехать или вернуться — это сделать фестиваль «Арт-овраг» постоянной средой в Выксе. Чтобы в городе работали архитекторы, художники, музыканты, айтишники, чтобы здесь было современно и разнообразно.
Экспорт людей и металла не приведет к устойчивому развитию города.
Развиваться Выкса будет, если тут появятся культурные проекты на бизнес-рельсах, новые смыслы, понятные каждой культурной группе.
На понимание потребовалось минут десять
Детям на фестивале «Арт-Овраг» неизменно интересно: здесь и спортивные, и игровые, и музыкальные, и танцевальные программы
Около двух лет назад в Выксу вернулась Шафига Аллахвердиева, много лет работавшая дизайнером в Москве. По ее словам, родной город предоставляет возможности для интересной жизни. В Выксу возвращаются и некоторые ее друзья. Здесь много изменилось:
Шафига — координатор арт-резиденции, нового круглогодичного проекта «Арт-Оврага». Арт-резиденция — целый дом в Выксе, куда будут на несколько недель приезжать современные художники, чтобы исследовать город и реализовать на месте свой проект.
На «Арт-Овраге» интересное для себя могли найти для себя не только дети, но и взрослые, которые искренне интересовались хитростям озеленения дворов и разведения цветов.
Недавно здесь побывал художник Иван Горшков и оставил в саду резиденции три абстрактные скульптуры из металла, объединенные общим названием «Nocturnal Animals».
Сфера кузнецов Карпеевых
В «детском» шатре фестиваля стучат молотки, дети увлеченно мастерят то, что им может пригодиться в играх в городе
На площадке фестиваля «Арт-Овраг» кузнецы-братья, Алексей и Сергей Карпеевы, предлагали гостям изделия собственного производства: мечи, кинжалы, подсвечники, железные статуи для парков и садов, фонари. А в фестивальном лектории рассказывали о своем новом и любимом проекте — строительстве круглых домов из дерева и других природных материалов.
Свой метод их проектирования и возведения они запатентовали в феврале, в этом им помогли в бизнес-инкубаторе Выксы.
Чем хорош дом-сфера? Экономией в материалах, относительной легкостью в возведении, мобильностью, устойчивостью. По словам Алексея и Сергея, стоимость такого дома, в котором два этажа и 148 квадратных метров площади — около трех миллионов рублей.
Пока братья еще не построили ни одной жилой сферы — ведутся переговоры по двум проектам. После лекции Карпеевым задавали массу вопросов — идея сферического дома, озвученная увлеченными людьми, захватила слушателей.
Алексей и Сергей родились не в Выксе, но в начале 2000-х осели в городе и никуда не собираются — наездились уже, работали раньше в других городах, Алексей — столяром-плотником, Сергей — резчиком по камню.
Братья критикуют некоторые выксунские арт-объекты. Им, увлеченным гармонией сферы, не очень по вкусу неестественность, встречающаяся в иных граффити.
Дорога в Выксу
17 июня, во второй день фестиваля «Арт-Овраг», была открыта самая большая настенная роспись в России и Европе — на фасаде завода ОМК. Ее автор — художник Миша Мост. Площадь росписи — 10 тысяч квадратных метров.
Александр проводит экскурсии для выксунцев и гостей города и, по его словам, в последнее время приезжих стало больше.
Александр Баикин полагает, что многое изменится с окончанием восстановления Иверского монастыря в Выксе, основанного в середине 19 века преподобным Варнавой, выходцем из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры. В данный момент реконструируется вмещающий 5000 человек Троицкий храм, внешне напоминающий храм Христа Спасителя в Москве.
Александр увлекательно рассказывает о тайнах Выксы — подземных ходах от имения Баташевых, основателей завода, о баташевских кладах, которые ищут до сих пор. Рассказывает и о современности города. По его наблюдениям, например, в Выксе стали меньше пить:
Напомнить — чтобы вернуться
Огромные деревянные буквы посреди старинного городского парка складываются в слово «Выкса». В букве «А» на качелях качаются дети. У буквы «Ы» на столике кто-то ненадолго оставил обед — две тарелки, внутри ложки, вот-вот вернется и спросит: «Кто ел мой суп?». К букве «С» с турником примеривается для фотографии дама в спортивном костюме и с сэлфи-палкой наперевес.
Гигантская многофункциональная «Выкса», рядом с которой очень удобно фотографироваться, — один из арт-объектов, который был создан во время предыдущего фестиваля «Арт-овраг». Тысячи фотооткрыток отправлены отсюда близким и хранятся в цифровой памяти смартфонов и компьютеров как напоминание.
Напоминание о городе, из которого не хочется уезжать.
Арт-плоты прибывают! Первый в очереди — плот «Летающая прищепка». Этот проект принадлежит студентке Екатерине Кулевой из Выксы
По водной глади огромного Верхневыксунского пруда плывет пять плотов, один за другим. Один похож на гигантскую прищепку, другой — на Луну, третий — на хитроумную геометрическую задачку с лестницами, четвертый — на висячие сады, пятый — на рампу для скейтбординга.
На берегу их встречает народ — люди машут руками, шутят, фотографируются. Матросы с музыкантами разыгрывают целое представление с песнями, танцами и хлопушками. Зрители счастливы.
Наверное, если посмотреть на все это дело сверху, где над плотами и людьми пикирует стремительный белый квадракоптер, покажется, что все болельщики и участники этого заплыва слегка обезумели.
На самом деле, все вполне адекватны — в Выксе Нижегородской области, где все это творилось 16 июня, встречей арт-плотов открылся фестиваль «Арт-Овраг».
Завод — фестиваль — город
Итальянскую невесту из спектакля «SVaDьБа» театра Liquid Theatre нельзя было не заметить — она возвышалась над публикой на ходулях. Невеста бросала букет, скандалила с женихом, била посуду, скакала по столам и ревновала. Но в итоге все кончилось хеппи эндом.
Фестиваль «Арт-Овраг» проходит в Выксе седьмой год подряд. Он уже стал визитной карточкой этого небольшого промышленного города с населением в 60 тысяч человек. Недавно главной его достопримечательностью был металлургический завод Объединенной металлургической компании (ОМК), которому в этом году исполняется 260 лет. Современный и стабильно работающий, он обеспечивает половину рабочих мест в городе и 40% поступлений в местный бюджет.
Завод дает Выксе право называться важным промышленным объектом на карте России — здесь производятся трубы для газо- и нефтепроводов, железнодорожные колеса. Но кроме этого, в городе теперь есть, на что посмотреть: такой концентрации арт-объектов на километр городской среды — граффити на жилых домах, скульптур в парках и на улицах, теперь еще и арт-плотов на воде, — нет, пожалуй, больше нигде.
Плоты прибыли под бравурные марши и радостные приветствия зрителей
За шесть лет в фестивале приняли участие более 250 художников из разных стран мира, появилось более 85 единиц современного искусства. Мероприятия фестиваля в среднем посещает 7000 человек, каждый четвертый так или иначе участвует.
Эти цифры и внедрение арт-объектов в город металла — не самоцель фестиваля «Арт-Овраг». Он был задуман в 2011 году благотворительным фондом «ОМК-Участие», учрежденным компанией ОМК, как возможность для молодежи найти свой путь самореализации.
Выкса — благополучный город по сравнению с другими в Нижегородской области. А когда появляется благополучие, следом возникают и его негативные последствия: наркотики, алкоголь, сигареты, — говорит Ирина Седых, председатель попечительского совета БФ «ОМК-Участие». — Мы не могли остаться в стороне от решения этой проблемы и задумались: что можно предложить молодежи взамен? И придумали фестиваль молодежной городской культуры, где дети и подростки могли бы себя реализовать.
Самореализация жителя — перезагрузка города
На первых трех фестивалях упор делался на зрелища, которые совмещались с обучением новому. Давали мастер-классы по экстремальным видам спорта, современному танцу, играли приглашенные музыканты. Тогда же появились легендарные граффити на многоэтажках, созданные художниками не только из России. Выксунцы смотрели, удивлялись и — учились.
Затем концепция поменялась — организаторы фестиваля стали привлекать к культурному переосмыслению городского пространства самих жителей.
Люди Выксы стали сами предлагать свои идеи для воплощения — например, решили, что им нужно место для встреч, и на набережной появился арт-объект «Выксунь вверх!», похожий на гигантскую скамью в виде ладьи с закругленным носом. Совместными усилиями облагораживались и другие городские пространства — парк в центре города, улицы, дворы.
Один из ярких моментов «Арт-Оврага 2017» — спектакль «SVaDьБа» театра Liquid Theatre. Он перенес зрителей, которых вовлекали в действие, из Выксы на улицы Италии.
В этом году «Арт-Овраг» снова изменил формат — фестиваль становится не только разовым ежегодным мероприятием. Запущена круглогодичная образовательная программа — приглашенные художники, архитекторы, социологи будут помогать (и уже помогают) жителям города его менять.
Задача фестиваля — чтобы жители сами поняли, что значит для них город, перезагрузили его, сделали разнообразным, современным, удобным для жизни каждого вне зависимости от возраста, интересов и профессии. Чтобы из него не хотелось уезжать или чтобы хотелось в него вернуться.
Выкса и выбивалка для ковров
В Городской мастерской фестиваля работала фотовыставка, посвященная Выксе. Тут же читали открытые лекции и обсуждали новые идеи по обустройству городской среды.
Знаете, почему выбивалка для ковров — культурный код Выксы? — спрашивает у присутствующих на открытой лекции во время фестиваля «Арт-Овраг» Святослав Мурунов, руководитель Центра прикладной урбанистики. — В городских дворах она установлена на лобном месте. Человек выносит сюда свой ковер, размещает на выбивалке и начинает по нему бить, как в колокол. Все слышат звуки, выглядывают в окна, смотрят, кто бьет по ковру, выходят пообщаться. Выбивалка для ковров — переосмысленное крестьянское вече, символ перехода между слободской и крестьянской культурой.
Святослав помогает жителям города в рамках архитектурной программы «Арт-дворы» обустроить пространство вокруг домов, по-новому форматируя старый городской уклад. Создавая новый двор, не надо отказываться от того хорошего, что в нем уже есть — тем более, от выбивалки для ковров. Нужно вписать ее в пространство.
Во время детского спектакля «Семейная пекарня» («Театр Вкуса») о том, какая связь существует между старым и новым
Когда я поняла, в чем смысл выбивалки, то сразу же отменила ее снос у нас во дворе, хотя это и было в планах, — рассказывает одна из участниц программы «Арт-дворы»
Заявки на участие подавали горожане, желающие изменить свой двор, в конце зимы. Предпочтение было отдано тем проектам, в которых выксунцы готовы участвовать сами. Как в проекте семейного клуба «Дружба», возникшем в одноименном городском поселке благодаря импульсу «Арт-Оврага».
Двор как «Дружба»
На подступах к фестивальной площади в воскресный день. Одна из активных участниц семейного клуба «Дружба» — мама четверых детей Елена Зайцева, которая из Выксы уезжать не планирует. В марте она пришла на лекции к Святославу Мурунову:
Шла и думала: сейчас нам все расскажут, а потом придут во двор и все сделают. Но Свят сказал: хотите изменить среду, начинайте с людей. Я стала спрашивать соседей, готовы ли они подключиться — так и появился семейный клуб «Дружба». Мы поняли, что сами должны быть двигателями прогресса — иначе ничего не случится. Нельзя быть только потребителями.
Клуб начинался с четырех семей, сейчас их там уже 12. Участники клуба высадили во дворе Семейную аллею деревьев, покрасили забор. Первого июня устроили праздник для детей — мужчины своими руками смастерили фотозону, женщины организовали конкурсы и угощение.
Хотим теперь отвлечь детей от планшетов — планируем проводить для них фестивали дворовых игр, а то они даже в резиночку и вышибалы, как выяснилось, играть не умеют!
Финансирование для своих проектов семейный клуб ищет самостоятельно — находит спонсоров или участники скидываются.
Пять слоев города
Выкса — отличный город, чтобы растить детей! — стараясь перекричать детский смех, говорит Оксана Габдрахимова, заместитель главы администрации Выксы по социально-экономическому развитию.
За ее спиной малыш в кепке забрался на высокую гору раскрашенных шин и оповещает о своей победе всех вокруг. Стайка детей строит оборонительные сооружения в ворохе сена. Из большого «детского» шатра, где во время фестиваля проводятся разнообразные мастер-классы, несется смех.
Здесь спокойнее, чем в мегаполисе, меньше опасностей.
Открыты две спортивные и художественная школы, скоро будет действовать еще одна детская школа искусств — на 900 человек, потому что спрос огромный. Образовательные программы фестиваля «Арт-Овраг» увлекают подростков, уводят их с улиц. Помню, как сама несколько лет назад покупала после фестиваля дочери скейт!
На музыкальной площадке фестиваля играли музыканты, набирающие популярность. Например, группы из Нижнего Новгорода Hyggelig и Ethica, участник международных музыкальных проектов битбоксер Дмитрий Mitya Бурмистров
Молодежь, по словам Оксаны Юрьевны, уезжает из Выксы получать высшее образование. В городе есть металлургический техникум и филиал Московского университета стали и сплавов — они готовят специалистов для завода. Но выпускники школ хотят быть не только металлургами.
Об этом же говорит и Святослав Мурунов, который объехал более 500 городов на постсоветском пространстве и сейчас изучает Выксу:
Подростки выбирают себе будущее. В городе, где завод — центр, а все остальное — обслуживающая его среда, возможности такого выбора ограничены.
Причина оттока молодежи из Выксы — в смешении нескольких культурных групп, полагает Святослав. Он выделяет в городе заводскую, слободскую, крестьянскую, городскую, постиндустриальную культуры, прибавляя к ним неопределившихся — тех, кого не принимают или исторгают из других групп. Между этими группами существует смысловой конфликт.
Например, самая закрытая для влияний группа — крестьяне, для которых важно сохранить связь с деревней, с укладом, с землей.
А самая непонятная для всех остальных — постиндустриальная или «арт-овражная».
Это люди, которые уже не привязаны ни к земле, ни к заводу, ни к городу. Они занимаются тем, что с точки зрения представителей остальных групп, не похоже на труд: творческим взаимодействием с реальностью. Это лучше всего удается в больших городах. Выкса комфортна для детей, но они растут и встают на конвейер, уводящий их в мегаполисы.
Однако, по наблюдениям Святослава, большая часть молодежи из Выксы уезжать не хочет, мотивируя это качеством человеческих взаимоотношений.
Трудно уехать оттуда, где между людьми есть дружба и общность, где чувствуешь себя в безопасности.
Шанс не уехать или вернуться — это сделать фестиваль «Арт-овраг» постоянной средой в Выксе. Чтобы в городе работали архитекторы, художники, музыканты, айтишники, чтобы здесь было современно и разнообразно.
Экспорт людей и металла не приведет к устойчивому развитию города.
Развиваться Выкса будет, если тут появятся культурные проекты на бизнес-рельсах, новые смыслы, понятные каждой культурной группе.
На понимание потребовалось минут десять
Детям на фестивале «Арт-Овраг» неизменно интересно: здесь и спортивные, и игровые, и музыкальные, и танцевальные программы
Около двух лет назад в Выксу вернулась Шафига Аллахвердиева, много лет работавшая дизайнером в Москве. По ее словам, родной город предоставляет возможности для интересной жизни. В Выксу возвращаются и некоторые ее друзья. Здесь много изменилось:
Нет тех старых улочек с деревянными домиками, по которым я бегала в детстве, — говорит она. — Город перестраивается на глазах, ведь людям хочется жить в 21 веке. При этом Выкса стоит в лесу, в окружении прудов, что тоже накладывает свой отпечаток. С одной стороны — современный, с другой — уютный.
Шафига — координатор арт-резиденции, нового круглогодичного проекта «Арт-Оврага». Арт-резиденция — целый дом в Выксе, куда будут на несколько недель приезжать современные художники, чтобы исследовать город и реализовать на месте свой проект.
На «Арт-Овраге» интересное для себя могли найти для себя не только дети, но и взрослые, которые искренне интересовались хитростям озеленения дворов и разведения цветов.
Недавно здесь побывал художник Иван Горшков и оставил в саду резиденции три абстрактные скульптуры из металла, объединенные общим названием «Nocturnal Animals».
Когда первые гости резиденции — в основном, молодые люди, — увидели работы Ивана, возникли настороженность и непонимание, — рассказала Шафига. — Художник объяснил им свою идею — что его скульптуры можно переворачивать, разрисовывать, деформировать, что они комфортно чувствуют себя в условиях вандализма, — и все изменилось. На понимание и принятие потребовалось минут десять.
Сфера кузнецов Карпеевых
В «детском» шатре фестиваля стучат молотки, дети увлеченно мастерят то, что им может пригодиться в играх в городе
На площадке фестиваля «Арт-Овраг» кузнецы-братья, Алексей и Сергей Карпеевы, предлагали гостям изделия собственного производства: мечи, кинжалы, подсвечники, железные статуи для парков и садов, фонари. А в фестивальном лектории рассказывали о своем новом и любимом проекте — строительстве круглых домов из дерева и других природных материалов.
Свой метод их проектирования и возведения они запатентовали в феврале, в этом им помогли в бизнес-инкубаторе Выксы.
Сфера — наиболее естественная форма всего, что встречается в природе, — объясняют братья Карпеевы. — Мы придумали проект, когда искали оптимальную форму для кузни, которая могла бы удерживать жар и шум.
Чем хорош дом-сфера? Экономией в материалах, относительной легкостью в возведении, мобильностью, устойчивостью. По словам Алексея и Сергея, стоимость такого дома, в котором два этажа и 148 квадратных метров площади — около трех миллионов рублей.
Пока братья еще не построили ни одной жилой сферы — ведутся переговоры по двум проектам. После лекции Карпеевым задавали массу вопросов — идея сферического дома, озвученная увлеченными людьми, захватила слушателей.
Алексей и Сергей родились не в Выксе, но в начале 2000-х осели в городе и никуда не собираются — наездились уже, работали раньше в других городах, Алексей — столяром-плотником, Сергей — резчиком по камню.
Братья критикуют некоторые выксунские арт-объекты. Им, увлеченным гармонией сферы, не очень по вкусу неестественность, встречающаяся в иных граффити.
Дорога в Выксу
17 июня, во второй день фестиваля «Арт-Овраг», была открыта самая большая настенная роспись в России и Европе — на фасаде завода ОМК. Ее автор — художник Миша Мост. Площадь росписи — 10 тысяч квадратных метров.
На мой взгляд, самое спорное граффити лучше, чем серая замызганная стена дома, — говорит Александр Баикин, руководитель Информационно-туристического центра Выксы. — Дома с граффити воспринимаются не так, как раньше. Они никого не оставляют равнодушными — это главное.
Александр проводит экскурсии для выксунцев и гостей города и, по его словам, в последнее время приезжих стало больше.
Но поток все-таки увеличился несильно — мешает удаленность Выксы от основных автомобильных и железнодорожных путей. Русский человек остановится в городе, если будет проезжать через него, а не мимо.
Александр Баикин полагает, что многое изменится с окончанием восстановления Иверского монастыря в Выксе, основанного в середине 19 века преподобным Варнавой, выходцем из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры. В данный момент реконструируется вмещающий 5000 человек Троицкий храм, внешне напоминающий храм Христа Спасителя в Москве.
Александр увлекательно рассказывает о тайнах Выксы — подземных ходах от имения Баташевых, основателей завода, о баташевских кладах, которые ищут до сих пор. Рассказывает и о современности города. По его наблюдениям, например, в Выксе стали меньше пить:
Если сравнить Выксу моего детства и сегодняшнюю, то сейчас реже можно встретить на улице пьяного человека. Дело тут в возможностях самореализации. Кто-то скажет, что в Выксе скучно. Но еженедельно у нас в городе проходит 5-6 различных мероприятий, не считая фестиваля «Арт-Овраг» или гастролей артистов, например. Появился спорткомплекс, в него трудно попасть по вечерам — он заполнен.
Напомнить — чтобы вернуться
Огромные деревянные буквы посреди старинного городского парка складываются в слово «Выкса». В букве «А» на качелях качаются дети. У буквы «Ы» на столике кто-то ненадолго оставил обед — две тарелки, внутри ложки, вот-вот вернется и спросит: «Кто ел мой суп?». К букве «С» с турником примеривается для фотографии дама в спортивном костюме и с сэлфи-палкой наперевес.
Гигантская многофункциональная «Выкса», рядом с которой очень удобно фотографироваться, — один из арт-объектов, который был создан во время предыдущего фестиваля «Арт-овраг». Тысячи фотооткрыток отправлены отсюда близким и хранятся в цифровой памяти смартфонов и компьютеров как напоминание.
Напоминание о городе, из которого не хочется уезжать.
Сейчас читают
Кафе с шаурмой закрыли после отравления посетителя (обновлено)
Начинающий 37-летний водитель выпил и угодил в ДТП
Семён Морозов выиграл первенство Москвы по футболу
Выкса подготовила 13 проектов для конкурса «Вам решать!»
Bezdari стали обладателями кубка ОМК по Counter-Strike 2
Погибшего в СВО Илью Ромашова похоронят на Аллее героев
Двое погибли и трое пострадали в ДТП у Сноведи
Автобусы перестанут заезжать на улицы Попова и Максима Горького
Шахматист из Выксы пробился на первенство России
Татьяна Шуянова завоевала бронзу на чемпионате мира по самбо
Выксунцы заявили ещё семь проектов на конкурс «Вам решать!»
Шесть автомобилей столкнулись на навашинской трассе
ГИБДД опубликовала фото с места смертельной аварии
Школа № 1 распахнула двери для учеников 📸
Неопытный водитель сбил школьницу на переходе
Товары и услуги
Компания «Оникс»: ваш старый металл — наша забота
Новогодние корпоративы в «Корице»
ЖК «Ботаника Парк» в Выксе признан одной из лучших новостроек Нижегородской области
Ломбард «РАНТЬЕ» — профессионально, выгодно, удобно!
Скидки до 70% в салоне Laparet
Черная пятница в магазине «Центр Керамики»
Шок-цены на сантехнику в наличии
Аппаратная замена масла в АКПП — в автотехцентре «Фаворит»
Технология MotulEvo