22 января 2018, 11:52 · Просмотров: 3 419 · Версия для печати
Вадим Ноткин: живущий по наполеоновскому принципу

Как гидротехник Вадим Ноткин попал на Выксунский молокозавод? Почему начальник сектора экспериментальных исследований прочности воздушно-космических самолетов занимался выпуском художественного паркета? Где курсанты поют хором «Хвостом акула крутит, морскую воду мутит»?
Этот человек оказался в Выксе в 1944 году. Его жизненный путь — увлекательнейшая повесть. А еще он танцует танго и много путешествует.
Это Вадим Ноткин, человек, накрепко связанный с Выксой памятью детства. Именно наш город стал для Вадима Львовича той гаванью, который с теплом принял его в трудные времена.
Из досье: окончил МВТУ имени Баумана, кандидат технических наук, имеет около 20 запатентованных изобретений в области авиации и деревообработки. Любит путешествовать, сплавляться по горным рекам. Был на разных континентах, а Советский Союз избороздил от Таймыра до Тяньшаня, сообщает библиотека «Отчий край».
— Родился я в декабре 1936 года в городе Сталино (теперь Донецк), — говорит он. — Отец — электросварщик, мать тоже работала на заводе. Менее чем через год семья переехала в Ленинград к моему деду. Там нас и застала война. Отец воевал, а мать с двумя детьми (я и младшая сестра) остались в Ленинграде. Пережили блокадную зиму и летом 1942 года через Ладогу были эвакуированы на Алтай.
Ехали мы эшелоном в теплушках «40 человек, 8 лошадей» — так они назывались со времен гражданской войны. Эшелон шел до места назначения 22 дня. Высадили нас в деревне Хлопуново, Шипуновского района в предгорьях Алтая на реке Алей. Подселили эвакуированных по избам местных жителей. В основном мазанки из глины с соломой и глиняным полом. Тесновато, но тепло. Каких-то конфликтов с хозяевами не припомню. Жили мы там 2 года. Мать работала в колхозе, а мы были дошколята.
В январе 1944 года на Ленинградском фронте погиб отец. А летом мамин брат — Александр Иванович Свинцов прислал нам вызов на переезд в Выксу. Он работал главным инженером УКС’а на ВМЗ и сумел выхлопотать это разрешение на переезд. Сначала мы поселились у него на улице 7-ми расстрелянных коммунаров (не путать с поселком 7-ми расстрелянных, что в Монастыре). К осени получили комнату в бараке на улице «Бараки- Пески», потом она стала называться ул. Корнилова, а бараки снесли. Там я пошел в школу 1 сентября 1944 года. Это была неполная средняя школа № 4 на улице Ленина на Нижнем.
Окончив семилетку, в 1951 году я поступил в Горьковское речное училище на гидротехническое отделение. Это было по тем временам замечательное училище. Вроде нахимовского. Группы назывались — взвод. Курс (2 −3 группы) каждого из 4-х отделений (штурмана, механики, гидротехники, механизаторы) — рота. Командир роты — морской офицер каплей или кап-три, как правило. Была военно-морская кафедра. Изучали теорию корабля, военно-морскую географию и специальные предметы, соответствующие гражданской профессии, у нас это была гидрография. Выпускали нас младшими лейтенантами военно-морского флота. В программе была и серьезная морская практика — шлюпочное дело, практика на бронекатерах на Дунайской военной флотилии и 6-месячная стажировка на Балтике, где мы служили в гидрографическом отряде в звании мичманов перед выпуском из училища.
По окончании училища в 1956 году я был распределен в Щербаковский район гидросооружений на Рыбинском водохранилище. Нашей задачей было содержание в порядке судоходного фарватера на Волге от Дубны до Ярославля. Это дноуглубление, речные изыскания (промеры глубин, проектирование прорезей через перекаты для земснарядов, коррекция лоцманских карт). Четыре навигации я работал багермейстером на земснаряде. В конце 1959 года уволился и вернулся в Выксу. Работы для гидротехника не нашлось, устроился механиком на молокозавод. Работал там 5 лет. Закончил за это время заочно Московский техникум холодильной промышленности. Получил диплом с отличием по специальности механик холодильно-компрессорных установок и летом 1965 года поступил в МВТУ им. Баумана на Энергомаш. Окончил его с отличием в 1971 году по специальности криогенная техника и распределился в ЦАГИ (город Жуковский), где работаю до сих пор.
С работой все получилось неплохо. В конце 70-х защитил диссертацию по криогенной технике. В качестве начальника сектора экспериментальных исследований прочности воздушно-космических самолетов проводил наземные испытания «Бурана» с нагревом до 15000 С и охлаждением до минус 1400 С. Получил около 20 патентов на способы и устройства для теплопрочностных испытаний летательных аппаратов. Написал книгу по процессам глубокого охлаждения авиационных конструкций.
За 47 лет в ЦАГИ был еще один любопытный этап в моей работе — художественный паркет. К началу 90-х годов научная работа в институте сошла почти на «нет». Заказов не было, новых самолетов не разрабатывалось. Зарплата — через раз. Жить надо — стали развиваться работы по конверсии — использование научных наработок для нужд повседневного спроса. У нас возникла идея использовать испытательные вакуумные камеры для вакуумной сушки древесины. По профессии мне это было близко, я разработал и запатентовал методику и устройства для вакуумной сушки пиломатериалов, нашлись заинтересованные финансисты, и внутри ЦАГИ возникла фирма по производству паркета.
Дело быстро развивалось и через год-два мы уже выпускали художественный паркет мирового уровня, который получал дипломы на всемирных выставках в США и в Германии. Работа продолжалась около 15 лет. В ней было занято до 150 человек сотрудников ЦАГИ, которые иначе или разбежались бы по другим предприятиям, или прозябали бы на мизерной зарплате. Я работал в этой фирме главным технологом и заместителем генерального директора по производству. Все это время я оставался сотрудником ЦАГИ. К 2005 году, когда в ЦАГИ вновь вернулись работы по авиационной тематике, паркет был вытеснен за пределы института, так как потребовались площади, оборудование и люди, занятые производством паркета.
Однако производство художественного паркета не исчезло, технология была выкуплена фирмой «Паркет-Холл» и успешно продолжается и сейчас. Работа всегда была и остается интересным и увлекательным занятием.
Но не только работа. Остальная жизнь также была и остается ничуть не менее и интересной, и увлекательной. Все началось с речного училища. Духом флотской романтики были пропитаны все годы пребывания в его стенах. Командиры — морские офицеры. На завтрак и на обед строем. На занятия в училище утром из дома курсанта строем с песней «Хвостом акула крутит, морскую воду мутит». В увольнение — в среду, субботу, воскресенье. В самоволку в остальные дни — на танцы в сад Свердлова. Танго, фокстрот, вальс-бостон. Клеши — 41 см. Вечером через форточку возвращаешься, если поймали — на полночи в кочегарку тонну угля из угла в угол лопатой перекидать.
В институт в середине 60-х меня подтолкнули бардовские песни, которые уже тогда звучали по радио. Ада Якушева, Городницкий, Визбор, Окуджава и многие другие и поветрие тех времен под названием «физики и лирики». Книги «Иду на грозу» Даниила Гранина, «Коллеги», «Звездный билет», «Апельсины из Марокко» Василия Аксенова, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский и пр., и пр. — имя им легион.
Романтика, что началась в речном училище, дремала на молокозаводе, раскрылась в институте. Семь летних поездок в ССО — Норильск, БАМ, Уренгой. Затем ежегодные походы в отпуск — Урал, Тянь-Шань, Камчатка, Алтай, Саяны, Корелия, Кавказ, Селигер — в основном сплав по горным рекам и пешие горные походы. Когда открылись границы, туры по более чем 25 странам: Бразилия, Аргентина, Уругвай, Чили, а там — Огненная Земля, Патагония, Мыс Горн, водопад Игуасу, Юго-Восточная Азия, яхты на Средиземноморье, почти вся Европа и т.д. По два-три раза в год выезжаю и сейчас.
Из таких постоянных регулярных хобби — осталось танго. Оно со мной всю жизнь, начиная с сада Свердлова, о котором я упоминал. Лет 10 назад в Жуковском открылась школа аргентинского танго. Событие, которое я, конечно же, пропустить не мог. Сейчас в городе образовалось устойчивое танго-сообщество человек 150 — 200. Еженедельно происходят милонги (танго-вечеринки) на которых с удовольствием танцуют и общаются несколько десятков человек, которые стали хорошими друзьями, а школа ежегодно подбрасывает новое пополнение. Я там, пожалуй, старше всех, но это никому, и мне, в том числе, не мешает.
У меня сейчас двое (взрослых) детей, трое внуков и одна правнучка. Недавно отметили мое 80-летие. Жизнь продолжается. Сколько Господом отмерено — ни убавишь, ни прибавишь. Но как в песне у Владимира Туриянского: «Нам скажут, что мы на год постарели, но мы живем не по календарям».
Этот человек оказался в Выксе в 1944 году. Его жизненный путь — увлекательнейшая повесть. А еще он танцует танго и много путешествует.
Это Вадим Ноткин, человек, накрепко связанный с Выксой памятью детства. Именно наш город стал для Вадима Львовича той гаванью, который с теплом принял его в трудные времена.
Из досье: окончил МВТУ имени Баумана, кандидат технических наук, имеет около 20 запатентованных изобретений в области авиации и деревообработки. Любит путешествовать, сплавляться по горным рекам. Был на разных континентах, а Советский Союз избороздил от Таймыра до Тяньшаня, сообщает библиотека «Отчий край».
— Родился я в декабре 1936 года в городе Сталино (теперь Донецк), — говорит он. — Отец — электросварщик, мать тоже работала на заводе. Менее чем через год семья переехала в Ленинград к моему деду. Там нас и застала война. Отец воевал, а мать с двумя детьми (я и младшая сестра) остались в Ленинграде. Пережили блокадную зиму и летом 1942 года через Ладогу были эвакуированы на Алтай.
Ехали мы эшелоном в теплушках «40 человек, 8 лошадей» — так они назывались со времен гражданской войны. Эшелон шел до места назначения 22 дня. Высадили нас в деревне Хлопуново, Шипуновского района в предгорьях Алтая на реке Алей. Подселили эвакуированных по избам местных жителей. В основном мазанки из глины с соломой и глиняным полом. Тесновато, но тепло. Каких-то конфликтов с хозяевами не припомню. Жили мы там 2 года. Мать работала в колхозе, а мы были дошколята.
В январе 1944 года на Ленинградском фронте погиб отец. А летом мамин брат — Александр Иванович Свинцов прислал нам вызов на переезд в Выксу. Он работал главным инженером УКС’а на ВМЗ и сумел выхлопотать это разрешение на переезд. Сначала мы поселились у него на улице 7-ми расстрелянных коммунаров (не путать с поселком 7-ми расстрелянных, что в Монастыре). К осени получили комнату в бараке на улице «Бараки- Пески», потом она стала называться ул. Корнилова, а бараки снесли. Там я пошел в школу 1 сентября 1944 года. Это была неполная средняя школа № 4 на улице Ленина на Нижнем.
Окончив семилетку, в 1951 году я поступил в Горьковское речное училище на гидротехническое отделение. Это было по тем временам замечательное училище. Вроде нахимовского. Группы назывались — взвод. Курс (2 −3 группы) каждого из 4-х отделений (штурмана, механики, гидротехники, механизаторы) — рота. Командир роты — морской офицер каплей или кап-три, как правило. Была военно-морская кафедра. Изучали теорию корабля, военно-морскую географию и специальные предметы, соответствующие гражданской профессии, у нас это была гидрография. Выпускали нас младшими лейтенантами военно-морского флота. В программе была и серьезная морская практика — шлюпочное дело, практика на бронекатерах на Дунайской военной флотилии и 6-месячная стажировка на Балтике, где мы служили в гидрографическом отряде в звании мичманов перед выпуском из училища.
По окончании училища в 1956 году я был распределен в Щербаковский район гидросооружений на Рыбинском водохранилище. Нашей задачей было содержание в порядке судоходного фарватера на Волге от Дубны до Ярославля. Это дноуглубление, речные изыскания (промеры глубин, проектирование прорезей через перекаты для земснарядов, коррекция лоцманских карт). Четыре навигации я работал багермейстером на земснаряде. В конце 1959 года уволился и вернулся в Выксу. Работы для гидротехника не нашлось, устроился механиком на молокозавод. Работал там 5 лет. Закончил за это время заочно Московский техникум холодильной промышленности. Получил диплом с отличием по специальности механик холодильно-компрессорных установок и летом 1965 года поступил в МВТУ им. Баумана на Энергомаш. Окончил его с отличием в 1971 году по специальности криогенная техника и распределился в ЦАГИ (город Жуковский), где работаю до сих пор.
С работой все получилось неплохо. В конце 70-х защитил диссертацию по криогенной технике. В качестве начальника сектора экспериментальных исследований прочности воздушно-космических самолетов проводил наземные испытания «Бурана» с нагревом до 15000 С и охлаждением до минус 1400 С. Получил около 20 патентов на способы и устройства для теплопрочностных испытаний летательных аппаратов. Написал книгу по процессам глубокого охлаждения авиационных конструкций.
За 47 лет в ЦАГИ был еще один любопытный этап в моей работе — художественный паркет. К началу 90-х годов научная работа в институте сошла почти на «нет». Заказов не было, новых самолетов не разрабатывалось. Зарплата — через раз. Жить надо — стали развиваться работы по конверсии — использование научных наработок для нужд повседневного спроса. У нас возникла идея использовать испытательные вакуумные камеры для вакуумной сушки древесины. По профессии мне это было близко, я разработал и запатентовал методику и устройства для вакуумной сушки пиломатериалов, нашлись заинтересованные финансисты, и внутри ЦАГИ возникла фирма по производству паркета.
Дело быстро развивалось и через год-два мы уже выпускали художественный паркет мирового уровня, который получал дипломы на всемирных выставках в США и в Германии. Работа продолжалась около 15 лет. В ней было занято до 150 человек сотрудников ЦАГИ, которые иначе или разбежались бы по другим предприятиям, или прозябали бы на мизерной зарплате. Я работал в этой фирме главным технологом и заместителем генерального директора по производству. Все это время я оставался сотрудником ЦАГИ. К 2005 году, когда в ЦАГИ вновь вернулись работы по авиационной тематике, паркет был вытеснен за пределы института, так как потребовались площади, оборудование и люди, занятые производством паркета.
Однако производство художественного паркета не исчезло, технология была выкуплена фирмой «Паркет-Холл» и успешно продолжается и сейчас. Работа всегда была и остается интересным и увлекательным занятием.
Но не только работа. Остальная жизнь также была и остается ничуть не менее и интересной, и увлекательной. Все началось с речного училища. Духом флотской романтики были пропитаны все годы пребывания в его стенах. Командиры — морские офицеры. На завтрак и на обед строем. На занятия в училище утром из дома курсанта строем с песней «Хвостом акула крутит, морскую воду мутит». В увольнение — в среду, субботу, воскресенье. В самоволку в остальные дни — на танцы в сад Свердлова. Танго, фокстрот, вальс-бостон. Клеши — 41 см. Вечером через форточку возвращаешься, если поймали — на полночи в кочегарку тонну угля из угла в угол лопатой перекидать.
В институт в середине 60-х меня подтолкнули бардовские песни, которые уже тогда звучали по радио. Ада Якушева, Городницкий, Визбор, Окуджава и многие другие и поветрие тех времен под названием «физики и лирики». Книги «Иду на грозу» Даниила Гранина, «Коллеги», «Звездный билет», «Апельсины из Марокко» Василия Аксенова, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский и пр., и пр. — имя им легион.
Романтика, что началась в речном училище, дремала на молокозаводе, раскрылась в институте. Семь летних поездок в ССО — Норильск, БАМ, Уренгой. Затем ежегодные походы в отпуск — Урал, Тянь-Шань, Камчатка, Алтай, Саяны, Корелия, Кавказ, Селигер — в основном сплав по горным рекам и пешие горные походы. Когда открылись границы, туры по более чем 25 странам: Бразилия, Аргентина, Уругвай, Чили, а там — Огненная Земля, Патагония, Мыс Горн, водопад Игуасу, Юго-Восточная Азия, яхты на Средиземноморье, почти вся Европа и т.д. По два-три раза в год выезжаю и сейчас.
Из таких постоянных регулярных хобби — осталось танго. Оно со мной всю жизнь, начиная с сада Свердлова, о котором я упоминал. Лет 10 назад в Жуковском открылась школа аргентинского танго. Событие, которое я, конечно же, пропустить не мог. Сейчас в городе образовалось устойчивое танго-сообщество человек 150 — 200. Еженедельно происходят милонги (танго-вечеринки) на которых с удовольствием танцуют и общаются несколько десятков человек, которые стали хорошими друзьями, а школа ежегодно подбрасывает новое пополнение. Я там, пожалуй, старше всех, но это никому, и мне, в том числе, не мешает.
У меня сейчас двое (взрослых) детей, трое внуков и одна правнучка. Недавно отметили мое 80-летие. Жизнь продолжается. Сколько Господом отмерено — ни убавишь, ни прибавишь. Но как в песне у Владимира Туриянского: «Нам скажут, что мы на год постарели, но мы живем не по календарям».
Сейчас читают

Нижегородский областной суд утвердил приговор женщине, натравившей алабая на соседа

Группа «Корни» выступит на День молодёжи в Выксе

Выксунский велоклуб представил Нижегородскую область на многодневной велогонке «Россия»

В Нижегородской области сбили 13 беспилотников

Выксунский характер на мировой арене: итоги Кубка мира по самбо в Ереване

Родители в Выксе бьют тревогу: неизвестный оставляет фекалии на детской площадке

Два выксунских огнеборца вошли в число лучших

Наталья Блюхерова собирает деньги для борьбы с раком молочной железы

Фигуристы закрыли сезон с медалями

Охотничий домик Баташёвых нашёл нового владельца за 5,54 млн рублей

В Верхней Верее лиса загрызла 13 кур

«Беги, герой!»: 94 выксунца приняли участие в нижегородском забеге

Выксунскому депутату вынесен приговор за применение насилия против сотрудника ГИБДД

С 1 июня в Выксе изменится стоимость проезда в автобусах

«Молчать больше нет сил»: соседи бьют тревогу из-за опасной соседки
Товары и услуги

Доставка цветов от Flomarket в Новосибирске: как заказать и что выбрать

Стань частью легендарного клуба: в Выксе открыта школа «Зенит-Чемпионика»

Автоматическая заправка кондиционеров — в автотехцентре «Фаворит»

Специалист по гаданию на картах Таро

Фирменный салон плитки и керамогранита Laparet
Новинки керамической плитки

Скидки до 80% в ТЦ «Домашний»!

Достойные зарплаты в сельском хозяйстве и торговой сети

Поездки в Москву — с транспортной компанией «Попутчик»

ТМК Инструмент: пойМай скидку

«Центр Керамики» — магазин керамической плитки, керамогранита и сантехники в Муроме
Скидка до 50%