18 октября 2018, 9:19 · Просмотров: 12 671 · Теги: ОМК · Версия для печати
Антимонопольная служба возбудила дело против ВМЗ
В службе не исключают, что на фоне дефицита колес, нехватки комплектующих и кратного роста антидемпинговой пошлины в отношении украинского «Интерпайпа» российские заводы «воспользовались моментом» и существенно увеличили цены. Эксперты отмечают, что за год цены на колеса выросли вдвое и в 2019 года ситуация лишь ухудшится.
ФАС заподозрила российских производителей цельнокатаных колес (ЦКК) для железнодорожного транспорта в установлении монопольно высоких цен. Служба возбудила дело в отношении Выксунского металлургического завода и Нижнетагильского меткомбината (НТМК) Evraz Романа Абрамовича и партнёров. ФАС заявила, что получила информацию о дефиците ЦКК в России и существенном росте цен со второго полугодия 2017 года. При предварительном расследовании ФАС установила, что рост цен на ЦКК непропорционален изменению себестоимости у ВМЗ и НТМК.
В ведомстве напоминают, что в апреле Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) повысила антидемпинговую пошлину с 4,75% до 34,22% на ЦКК украинской «Интерпайп» Виктора Пинчука по жалобам ВМЗ и НТМК в 2016 году. В ФАС не исключают, что участники рынка воспользовались моментом. Агрессивное ценообразование может иметь серьёзные последствия для рынка перевозок, который находится в непростом положении как из-за простоя парка в ремонте по причине нехватки колёс, так и из-за существенного роста цен на них и на ремонт, полагают в службе.
На вопрос, будет ли ФАС оспаривать решение ЕЭК по пошлинам, в службе заявили, что решения будут выработаны по результатам рассмотрения дела. В ЕЭК сообщили, что жалоб на увеличение стоимости колёс из-за введения пошлины не было, отмена решения не рассматривалась. ЕЭК будет следить за расследованием ФАС, сообщили там, отметив, что это не влияет на целесообразность продолжения антидемпинговой меры. В ВМЗ пояснили, что документы из ФАС ещё не поступали, поэтому у компании нет информации по существу претензий.
ВМЗ ведёт свою деятельность в рамках законодательства, — заявляют в компании.
Источник в компании-потребителе колёс говорит, что сейчас на рынке острый дефицит ЦКК, а продукцию «Интерпайпа» брать невыгодно из-за пошлины. Предприятия РФ не справляются с законтрактованными объемами, говорит он, что вынуждает потребителей корректировать производственные программы.
Средние и мелкие закупщики колёс ищут продукцию на вторичном рынке, где наценка может достигать 100%, говорит источник «Ъ». Другой собеседник утверждает, что с момента увеличения пошлины все производители подняли цены пропорционально ее росту, и Украина не сократила свои поставки в РФ. В ВМЗ также подтверждают, что, по их данным, после увеличения пошлины «Интерпайп» «продолжает поставки существенного объёма колёс в Евразийский экономический союз на уровне, сравнимом с предыдущими годами». Но даже по столь высоким ценам наблюдается дефицит ЦКК, уверяет собеседник «Ъ» на рынке. В РФ всего два производителя ЦКК — ВМЗ и НТМК, отмечает он, у ВМЗ подписан контракт на поставку ЦКК с РЖД, и почти весь тираж уходит монополии.
Наверное, нет на рынке оператора, который не поддержал бы решение ФАС, — говорит источник «Ъ» в отрасли. — Служба годами игнорировала жалобы операторов на монопольное положение двух игроков. Но лучше поздно, чем никогда.