Выставка «Торф и кружево» (0+)
Музей истории ВМЗ | |
Проект «Торф и кружево» отталкивается от нескольких аспектов истории Нижегородской области, которые на первый взгляд могут показаться не связанными между собой: электрификация, торфоразработки, принудительный труд, народные промыслы, лесные пожары. Но метод художественного исследования позволяет обнаружить и сделать видимыми неочевидные параллели. Так, Балахна, исторический центр кружевоплетения — воздушного и почти нематериального ремесла — становится в годы индустриализации мощным промышленным центром, где строится крупнейшая в стране и мире электростанция, работающая на торфе. Балахнинский исправительно-трудовой лагерь, одна из почти 80-ти точек на невидимой обывателю карте ГУЛАГа в Нижегородской области специализировалась именно на добыче торфа. План великих работ — электрификация всей страны — план ГОЭЛРО — лампочка Ильича в каждый дом. Пожар мировой революции в котором, по выражению А.Ф. Лосева, «ликующе рождается новое общество».
План перевыполняется, болота бесконтрольно осушаются с целью добычи торфа. Но в 1960-е годы, когда промышленность переводят с торфа на новые виды топлива, торфоразработки оказываются не нужны и заброшены. Торф высыхает и начинает гореть. Пламя мировой революции превращается в медленно тлеющие под снегом торфяники. Эксперимент по превращению топких болот в поля и леса проваливается, а вместе с ним и сами леса проваливаются в огнедышащие прогары.
Карты пожаров, план великих работ, карта залежей торфа и торфоразработок, а также карта ГУЛАга в Нижегородской области накладываются друг на друга разными смысловыми слоями, образуя единое кружево-вышивку-знамя. Одно здесь переплетается с другим. Можно легко принять мерцающие светодиоды за схему разветвленной сети электрификации, но на самом деле они обозначают карту лесных пожаров 2010 года. Место для этой работы выбрано тоже не случайно — знаменитая чугунная лестница — яркий пример «чугунного кружева», секрет которого был известен выксунским мастерам.
Другая часть выставки — видеоинсталляция в темной кирпичной нише одного из зданий усадебно-промышленного комплекса братьев Баташевых. Камера движется через заросли сосняка по просеке оставшейся от знаменитой выксунской узкоколейки, по которой когда-то возили лес, торф, действовало пассажирское сообщение. Стремительное движение резко сменяется статичным видом болота. Здесь есть все элементы классического пейзажа и вначале можно подумать, что перед нами раскинулось широкое русское поле. Мы узнаем болото по мху, кочкам и редким низким деревьям. Каждый знает как опасно ступать на эту зыбкую почву, но таинственная болотная дрема завораживает и манит сквозь кружевную ткань. Только продольные темные полосы напоминают нам о торфоразработках прошлого века.
Посетитель современной выставки давно привык к чтению. Текст становится неотъемлемой частью произведения без чего, зачастую, невозможно понимание. В проекте «Торф и кружево» текст в буквальном смысле становится частью инсталляции. Он не навязывается зрителю, а приглашает погрузиться в авторское исследование. Книжный стол, лампа, книги с заранее оставленными закладками — это не дидактическая попытка разъяснить смысл, а способ раскрыть работу для соучастия зрителя и расширить контекстуальное поле произведения.