Максим Процеров: Президент предложил, забьёшь 15 голов — получишь автомобиль
Также воспитанник московского «Спартака» рассказал об играх в Италии, Франции и Германии, многолетней дружбе с футболистом сборной России Павлом Погребняком и самых необычных поездках на матчи.
— Максим, привет! Много копий сломано над произношением твоей фамилии. Как все-таки правильно?
— ПрОцеров, ударение на первый слог.
— Чем занялся после завершения карьеры?
— Открыл в Оренбурге частную футбольную школу «Олимпик», тренирую детей от 4 до 12 лет. Основал ее сразу после расформирования «Металлурга». В Оренбурге был одним из первых. Сам тренирую детей, для этого получил тренерскую категорию «С». Но на этом не остановлюсь.
— Насколько я знаю, ты родился в Москве. Почему Оренбург?
— В столице я прожил 25 лет. А в 2009 году играл за петербургское «Динамо». Как раз там познакомился со своей будущей женой Юлией. Она родом из Оренбурга. После этого мы поездили по городам, и решили уехать к ней на родину. Моему сыну Мирону уже 7 лет, возможно, он, как и я, станет футболистом. А три с половиной года назад у нас родилась дочка Маргарита.
— Почему ты сам решил играть в футбол?
— Когда было 8 лет, на урок физкультуры пришел тренер ДЮСШ «Перовец». Он отобрал из всей школы меня и еще 11 человек. В «Перовце» задержался только я один, играл за команду до 13 лет. В 1996 году меня заметил тренер академии «Спартака» и отец футболиста Валерия Кечинова — Виктор Петрович. Подошел и спросил, не хочу ли перейти. «Спартак» тогда гремел на всю страну, я сразу же согласился. Попасть туда было невероятно сложно, а я даже просмотр не проходил.
Мы каждый год становились чемпионами Москвы, ездили на турниры во Францию, Италию, Германию и Швецию. Не скажу, что постоянно побеждали за рубежом, но показывали хорошие результаты. Это были непередаваемые эмоции — оказаться в другой стране и играть там. Кстати, с выксунцем Алексеем Косоноговым мы немного разминулись, он на год меня старше.
Другой яркий момент, когда подавали мячи на стадионе в чемпионате или Лиге чемпионов. «Спартак» играл с «Интером», и рядом пробегал Роналдо. Его игру я особенно запомнил. Что он мне подарил? Мне кажется, он меня даже не заметил (смеется).
— С кем дружишь из того состава?
— С Пашей Погребняком и Мишей Пименовым. Павел самый звездный футболист нашего поколения: стал чемпионом России, играл в Лиге чемпионов, Германии и Англии. Говорю так не потому, что он мой друг. Паша всегда стремился в Европу и поэтому достиг таких высот. В детстве мы играли с ним в связке, причем он не выделялся ростом, был одним из самых маленьких. Только перед самым выпуском резко прибавил в мощи и всех перерос.
Паша сейчас играет за «Урал», и в мае приезжал на матч с «Оренбургом», забил здесь гол. Накануне игры мы посидели где-то час у меня дома, попили чай. Затем он провел мастер-класс для моих футболистов, и я отвез его обратно в гостиницу.
— Как с «Оренбургом» взаимодействуешь, все-таки клуб РПЛ?
— Семь моих воспитанников играют в детской школе «Оренбурга». Я лично каждую среду и субботу играю на полполя с сотрудниками клуба. Как мне рассказали, ветераны так вместе собираются больше двадцати лет. Я в Оренбурге человек новый, налаживаю контакты. С футболистами моей школы ходим на футбол и болеем за «Оренбург».
— Давай вернемся чуть назад. Тебя звали в дубль «Спартака»?
— Я провел всего две тренировки, и тут мне предложили играть в третьем дивизионе за «Спартак-Авто». Это был 2001 год. Команда базировалась на ВДНХ, за гостиницей «Космос». Отыграл за них второй круг, забивал голы. И в 2002 году меня позвали в «Красную Пресню». Клуб делал ставку на опытных футболистов за 30 лет, а я был там самым молодым. Задачи стояли самые серьезные. В 2002-м мы взяли серебро, а в 2004-м — золото, и вышли в ПФЛ.
К сожалению, в 2006 году по ходу турнира команда распалась, и я перешел в «Спартак» (Щелково). Хотя перед этим ездил на просмотр в липецкий «Металлург». И все же тренер «Спартака» Юрий Быков уговорил меня перейти. Я не пожалел! За городом у нас была своя база, мне нравился наш стадион, футболистам платили хорошие зарплаты и премии.
— Тебе нравилось жить на базе?
— Очень! Для меня это было в новинку, раньше я ездил на матчи из дома. А тут мы тренировались, ночевали и выезжали на игру. Я считаю, это правильно.
— Если судить по статистике, это твой самый результативный период в карьере: 6, 14 и 12 голов.
— Я забил в первом же матче владимирскому «Торпедо» — лидеру зоны, выиграли со счетом 2:0. Кстати, такой момент. После первого сезона я переподписывал контракт. Шел разговор — платить подъемные или нет. Президент предложил так — забьешь 15 голов — получишь автомобиль. А по тем временам некоторым игрокам давали ВАЗ-2105 или ВАЗ-2107. И вот за тур до конца я оформил дубль, у меня стало 14 голов. Команда узнала о деталях моего контракта, хотела помочь, но в последней игре мы проиграли Реутову со счетом 1:0, и машину я не получил.
— Как ты оказался в Санкт-Петербурге?
— В Питер звал лично президент «Динамо» Владислав Алексеев сразу после моих 14 голов, но не получилось. Я еще один сезон отыграл в Щелкове, и только в 2009 году переехал в Санкт-Петербург. В команду вместе со мной пришел известный тренер Эдуард Малофеев. Наставник обо мне ничего не знал, а взгляд у него на игрока серьезный, специфический. В общем, оказался на просмотре. В Петербурге тогда проходил предсезонный турнир. Я сначала в первой игре забил два гола, а потом еще столько же в финале. «Динамо» выиграло кубок, и Эдуард Васильевич дал добро на переход.
— Как складывался чемпионат?
— Начал турнир на скамейке, а в основе играл Азамат Гонежуков. В какой-то момент он получил травму, и в старт поставили меня. В том сезоне я забил 12 голов, причем три с пенальти и оставшиеся девять головой (!). Ребята еще шутили много по этому поводу. Потом Азамат восстановился, и мы играли с ним в связке. Он стал лучшим бомбардиром команды, забил 16 мячей.
Малофеев требовал от полузащитников навешивать и простреливать, а нападающие бежали на опережение. Эту тактику много отрабатывали на тренировках. «Динамо» не хватало звезд с неба — состав был ровный. За счет темперамента Малофеева мы выиграли зону «Запад» и вышли в ФНЛ.
А дальше началось самое интересное. Команду возглавил Александр Аверьянов, я спокойно тренировался, провел всю предсезонку. Но за десять дней до старта чемпионата президенту Алексееву привезли нападающего, и он освободил место за счет меня. Персонал и ребята были в шоке от такого решения. Подходили и спрашивали, а я не знал, что ответить. Мечтал сыграть в ФНЛ, даже контракт подписал на два года, чтобы гарантированно остаться, а не требовать лучших условий.
— Почему выбрал Череповец?
— Меня хотело взять владимирское «Торпедо», но Алексеев потребовал денег за трансфер. Владимир отказался платить. А вот президент Череповца очень хотел видеть меня в своей команде.
— Я посмотрел, трансфермаркт тебя тогда оценивал в 50 тысяч долларов.
— В первый раз от тебя это слышу. Вряд ли Череповец столько заплатил, может в районе 10 тысяч долларов. Точно не знаю. В Череповце было психологически тяжело, ведь вливался на ходу. К тому же меня поставили крайним нападающим, где я раньше никогда не играл. В любом случае, лучше играть, чем сидеть на скамейке.
В следующем сезоне я перешел в «Губкин» — пригласил тренер Александр Саитов, который «охотился» за мной почти пять лет. У клуба была база за городом, хороший стадион. Но сезон команда провалила, у нас сменились три тренера. В Губкине у меня родился сын Мирон. Когда ему исполнился один месяц, мы с женой не хотели никуда уезжать, но в клубе решили контракт не продлевать.
— Теперь самый важный вопрос. Как ты перешел в выксунский «Металлург»?
— На просмотр мне посоветовал приехать знакомый агент. Первый матч за «Металлург» провел на предсезонном турнире в Пензе, и сразу забил два гола тамбовскому «Спартаку». Мы победили 3:1. Думаю, после этого главный тренер Дмитрий Голубев решил заключить контракт. Но в оставшихся двух играх он ко мне все-таки присматривался. Васильич опасался ошибиться, потому что два предыдущих сезона я провалил. А Голубев сам играл в нападении, размышлял. Тем более в Выксе к иногородним относятся специфически, они должны быть наголову сильнее местных. Как узнал позже, даже был лимит на легионеров. Все же тренер дал добро.
— Знал ли ты раньше о существовании Выксы?
— Нет, только когда приехал на просмотр. Череповец и Губкин — это небольшие города, но Выкса еще меньше. Было немного непривычно. К тому же нам не сразу заявили стадион «Металлург», и домашние матчи мы играли на выезде. Сначала в кубке прошли Рязань по пенальти. Я должен был бить пятым, но очередь не дошла. Ребята решили серию за меня.
— Какие первые впечатления у тебя оставила команда?
— Состав был неплохой, исходя из того, что она состояла из местных воспитанников. Это сейчас редкость! Что понравилось — в Выксе все было по-семейному. Ребята общались между собой, а молодежь, отмечу, слушалась ветеранов. Шутки и подколы, конечно, были, но уважение чувствовалось. Это большой плюс!
Сначала мы прижимались к воротам, играли кучкой у своей штрафной, но быстро появилась стройность в схеме, и мы начали побеждать. Переломным был домашний матч с «Калугой» в Нижнем Новгороде. Соперник шел в лидерах, но мы поверили в свои силы и победили 1:0, я забил победный гол.
В Выксе свой первый матч «Металлург» сыграл со Старым Осколом. Нам тогда, наконец-то, разрешили здесь сыграть. После перерыва я вышел на замену и забил единственный гол ударом с лета. У Оскола была очень мощная команда — защитники и нападающие под два метра ростом. Особенно сильно они выступали дома. После этого у «Металлурга» началась победная серия, и мы закрепились во втором дивизионе.
— Назови свои самые красивые голы и лучший матч за «Металлург».
— Рязани — в дальний угол с левой ноги, Осколу — ударом с лета, один из двух голов Лискам, когда я замкнул передачу. На выезде забил Тамбову головой после навеса с фланга. Самый лучший матч — домашняя победа над Тулой со счетом 3:2. После первого тайма было 0:0, ничего не предвещало такого результата. Мы сразу пропустили, потом я не забил пенальти. Спустя несколько минут я все-таки сравнял счет. На 84-й минуте мы пропустили, секунд через сорок Иван Стрелов забил ответный, а в добавленное время Виталий Аралин заколотил победный гол.
— Как тебе выксунские фанаты?
— Шумовая поддержка была одной из самых громких. Звонче фанаты были только в Питере. Знаю, что многие болельщики поддерживали московский «Спартак», состояли в группировках, поэтому все было организовано на высшем уровне. На некоторые матчи «Металлурга» приходило много болельщиков, иногда до 2500 человек.
— Какие истории из жизни команды можешь рассказать?
— Ничего такого не было, тренеры не позволяли нам шалить. Да и первенство шло, расслабляться было нельзя. Пожалуй, расскажу, как мы заблудились по дороге в Курск в 2012 году. Водитель куда-то не туда повернул, и на ту игру мы ехали 19 часов. Естественно проиграли 1:4, хотя тогда я забил свой первый гол за «Металлург».
Или вот еще история за «Красную Пресню». Ехали в Череповец в день игры, матч назначили на семь вечера, а приехали мы в 19:10. По регламенту матч можно было задержать только на полчаса. Переодеваться начали еще в автобусе. Как матч развивался — не помню, наверно, мы оборонялись. Но единственный гол мы пропустили на 93-й минуте.
— У футболистов вся жизнь проходит в поездках. Как развлекались в дороге?
— Играли в карты — в футбольную игру бридж. Много ли выиграл? (смеется). Уже не помню, были победы и проигрыши. Команде важно держаться в рамках, чтобы просто скоротать время, а не рубиться на большие суммы. На сборах обычно играли в покер. В отличие от футбола, здесь я больше оборонялся (улыбается).
— Какая у тебя была самая большая зарплата?
— Суммы называть не буду, скажу, что во второй лиге везде зарплата и премиальные были неплохие. Конечно, не по полмиллиона, как в некоторых клубах ПФЛ, но меня все устраивало.
— Что за история у тебя приключилась с «Орлом»?
— После первого сезона в Выксе меня позвали в «Орел». Тренер Александр Аверьянов из Питера обещал, что команда будет бороться за путевку в ФНЛ. Это была моя мечта, поэтому я согласился. Но на деле все оказалось иначе. Зарплату там выплатили всю, а премии отдали только за одну-две победы. Все игроки потом с ними судились, но неудачно. Как все знают, после этого сезона я во второй раз вернулся в Выксу.
— В каком клубе было наиболее комфортно?
— В Санкт-Петербурге. На втором месте — Выкса. Жаль, что команда распалась. Мы такой ход набрали в концовке сезона — три победы подряд. Выигрыши были исключительно по игре, а не за счет удачи.
— Что пожелаешь выксунским болельщикам?
— В первую очередь, благополучия в семьях. Во-вторых, желаю, поддерживать свою родную команду, где бы она ни играла и на каком месте ни шла, быть преданными городу. Спасибо выксунцам за поддержку, от вас никогда не исходило негатива, даже если мы проигрывали!
Сейчас читают
Бывший главный инженер администрации предстанет перед судом за взятку
Погибшего в СВО Илью Ромашова похоронят на Аллее героев
Шесть автомобилей столкнулись на навашинской трассе
Bezdari стали обладателями кубка ОМК по Counter-Strike 2
Электромонтёра нашли мёртвым на работе
Кафе с шаурмой закрыли после отравления посетителя (обновлено)
Мобилизованный Василий Тюлюков погиб в спецоперации
Шахматист из Выксы пробился на первенство России
Опасное развлечение: подростки свесились из окна на девятом этаже
На улице Братьев Баташёвых временно перекроют 85-метровый участок
Школьницу сбили на улице Ленина
Взносы за капремонт вырастут в 2025 году
Выксунку будут судить за нападение её собаки на соседа
Начинающий 37-летний водитель выпил и угодил в ДТП
Двое погибли и трое пострадали в ДТП у Сноведи
Товары и услуги
Компания «Оникс»: ваш старый металл — наша забота
Новогодние корпоративы в «Корице»
ЖК «Ботаника Парк» в Выксе признан одной из лучших новостроек Нижегородской области
Ломбард «РАНТЬЕ» — профессионально, выгодно, удобно!
Скидки до 70% в салоне Laparet
Черная пятница в магазине «Центр Керамики»
Шок-цены на сантехнику в наличии
Аппаратная замена масла в АКПП — в автотехцентре «Фаворит»
Технология MotulEvo