«Учителя России» рассказали о жизни в Выксе и Виле
Фото: Никита Савостиков
Почему переехали жить в другой регион
Лена Бронникова (учитель русского языка и литературы, Выкса): Мне всегда было интересно пожить в разных частях России. До окончания школы я жила в Екатеринбурге, потом переехала в Питер. Под конец университета уже понимала, что опыта жизни в двух городах мне недостаточно, но конкретных действий не предпринимала. В Нижегородскую область я попала, когда стала участником программы «Учитель для России». Программа намеренно сотрудничает с небольшими городами, сёлами и деревнями удалённых регионов, потому что у детей в больших городах и так есть большой выбор образовательных учреждений основного и дополнительного образования.
В маленьких городах меньше стартовых возможностей для детей. Школы зачастую достаточно консервативны и не хотят адаптироваться к новым реалиям. Средний возраст учителей — 50+, поэтому они уже, конечно, очень уставшие, выгоревшие, и сил на детей у них немного не хватает. «Учитель для России» же запускает в эти школы молодых учителей, у которых есть и силы, и желание работать с детьми. Мы приходим в школы не для того, чтобы совершать революцию, а для того, чтобы сделать жизнь своих учеников немного приятнее, спокойнее, интереснее и веселее. Но и, конечно, пробуем понемногу что-то менять в школьной рутине, если эти изменения пойдут на пользу детям и школе.
Маша Илюхина (учитель МХК, музыки и ИЗО, Виля): В советское время существовало обязательное распределение выпускников педагогических вузов по школам, а сейчас у людей есть выбор: ехать или не ехать. Переезд перестал восприниматься как какое-то страшное наказание. Сейчас люди понимают, что уровень образования в крупных городах и в регионах разнится. Для маленьких посёлков очень важно, чтобы образование было действительно хорошим. У детей должна быть возможность двигаться куда-то дальше.
Для меня переезд — это возможность увидеть новые места, другую жизнь. Сама я родилась в Академгородке в Новосибирске, училась в Питере. А посмотреть мне хотелось именно центральную Россию и Золотое кольцо, в частности. Из Вили сделать это будет куда удобнее, чем из Новосибирска. Мне было интересно попробовать себя в роли учителя. Я училась на преподавателя, но не думала, что пойду работать в школу. Как классно с детьми я поняла только после того, как попробовала с ними работать.
Среди учителей всегда были энтузиасты, которые по своему желанию уезжали «в глубинку». Таким был герой повести Чингиза Айтматова «Первый учитель». По сюжету, молодой учитель Дюйшен создаёт в далёком киргизском улусе новую школу. Он верит, что ученикам нужны знания, что то, что он делает, — непременно важно для каждого. Однако Дюйшен сталкивается с тем, что устоявшиеся традиции и быт улусов никак не корреллируются с обучением марксизму-ленинизму. С какими идеями современные учителя отправляются в удалённые регионы и с какими проблемами сталкиваются?
Лена Бронникова: Возможность изменений зависит от места, в которым ты работаешь. Важно, чтобы твои идеи поддерживали и дети, и коллеги. Нам очень повезло с администрацией и педагогическим составом. У нас достаточно молодые директор и завучи, которые готовы идти нам навстречу и прислушиваться к каким-то идеям, доброжелательная атмосфера среди учителей. Никто не ставит нам палки в колёса, как это иногда случается с нашими коллегами из других школ.
Если говорить про детей, нужно уточнить, что есть школы с разным социальным контекстом. Деревенская и городская школы — не одно и тоже. Школа с русскими детьми и школа с инофонами (дети мигрантов, которые владеют русским языком как иностранным) — не одно и то же. Школа с лучшими образовательными результатами в городе и школа с детьми из неблагополучных семей — не одно и то же. Поэтому в зависимости от школы будут меняться запросы детей и их желание включаться в те изменения, которые мы предлагаем. То есть, если ребёнку из деревни нужно после уроков идти и помогать по хозяйству, ему будет неактуален, например, детский киноклуб, который ты захочешь организовать после уроков.
В нашей школе нет какого-то особенного социального контекста. Поэтому в принципе у нас есть все возможности для того, чтобы придумывать и делать в школе что-то интересное. Другое дело, что пока на это не хватает сил. Надеюсь, что в следующем году это изменится, потому что идей у нас много.
Впечатления от Нижегородской области
Маша Илюхина: Нижегородская область сама выбрала меня. В Виле срочно искали учителя МХК, ИЗО и музыки, и я согласилась на переезд. Выкса — интересный маленький заводской город. Градообразующее предприятие — металлургический завод. У меня есть опыт жизни в Магнитогорске — это ещё один «заводской» город. Но это два совершенно разных места. Мои стереотипы обрушились после того, что я увидела здесь.
В Выксе очень чисто. Стены домов украшают многочисленные граффити — это большие, очень классные картины. Для меня стало новостью, что тут граффити не закрашивают. В городе есть большой парк со скульптурами и арт-объектами. Парк украшает деревянный единорог — символ Выксы. Вся эта культура здесь возникла благодаря фестивалю «Арт-Овраг». Сюда приезжает огромное количество художников не только из России, но и из-за рубежа. Они проводят лекции, воркшопы, создают арт-объекты, которые потом выставляются в городе. Я приехала в Выксу только в августе и, кажется, из-за карантина не застану фестиваль и этим летом, но я всё равно надеюсь. Благодаря тому, что завод поддерживает творческое направление и благоустройство города, благодаря финансированию этого фестиваля, здесь очень уютно.
Лена Бронникова: Я подавала заявку в программу в последний момент, когда оставалось уже не так много мест. Мне сразу предложили Выксу. Ничего о ней до программы я, конечно же, не слышала. В интернете я прочитала о фестивале стрит-арта «Арт-овраг». На этот фестиваль приезжают известные уличные художники, для горожан устраивают концерты, в прошлом году, например, приезжал Федук. Это меня подкупило, потому что я интересуюсь уличным искусством. Из-за Арт-оврага Выкса местами выглядит очень современно.
Маша Илюхина: А ещё в Выксе есть одно интересное место — Арт-пространство Ex Libris. Здесь проводятся лекции, мастер-классы, квизы, встречи любителей настольных игр Это очень важное пространство для города, совмещающее в себе коворкинг и потрясающую библиотеку. В этой библиотеке, кажется, собрали все современные издания об искусстве. Для учителя МХК — это просто находка.
— Смотрю в интернете, где находятся Выкса и Виля. Три часа на машине до Нижнего, на общественном транспорте — «не удалось проложить маршрут». Как часто вы выезжаете из города? Какие города мечтают посетить ваши ученики?
Лена Бронникова: Когда спрашиваю своих учеников, они говорят, что в Выксе им в принципе хорошо. Оно и понятно, это их родной город, который они любят, да и не с чем сравнивать. Хотя летом многие проводят время где-то в близлежащих крупных городах — в Нижнем, в Казани, Москве. Цели уехать из Выксы у них нет. Как-то обсуждали с коллегой, что пятиклассники с покорной уверенностью говорят, что, мол, доучатся до 11 класса и пойдут учиться на крановщиков. Замечательно, если ребёнок правда хочет стать крановщиком и идёт к этому, но здесь — не тот случай. У детей просто нет понимания, что может быть по-другому. Что можно доучиться до конца школы, поступить в ВУЗ, выбрать профессию, которая тебе действительно интересна. Постараться донести это понимание хотя бы точечно — наша цель.
Так как заняться здесь на выходных особенно нечем, пару раз в месяц я стараюсь выезжать из Выксы. В начале года был план исследовать область, но пока получается так, что выбираюсь в основном подальше — в города, где живут близкие люди. Ближайший крупный город к Выксе — Нижний Новгород. До него можно добраться за 3 часа на автобусе. В Нижнем за этот год я побывала 2 раза, и он мне очень понравился. Возникло ощущение, что люди там живут в своём размеренном темпе, а время как будто течёт чуть медленнее.
Маша Илюхина: Это, скорее, стереотипы, что все хотят переехать в Москву или в Санкт-Петербург. Здесь такого нет. То ли это какая-то планка, выше которой не прыгнуть, но 9-е классы все уходят в колледж, чтобы потом работать на местном заводе. Практически никто не остаётся в старшей школе, никто не хочет уезжать. У них простая, житейская цель, и это не плохо. Свободное время ребята тоже проводят здесь, в Виле. Гуляют около местного пруда. До Выксы ехать минут двадцать, но автобус ходит не часто, да и родители не отпускают так далеко.
— В большом городе — большой выбор мест и маршрутов. Жизнь в малых городах строится иначе. Чем занимаются ваши ученики по вечерам, на выходных?
Маша Илюхина: В Виле есть дом творчества, рассчитанный на учеников начальной школы. Ребята постарше ездят в Выксу — тут есть музыкальная, спортивная и художественная школы, репетиторы. В свободное время ребята просто прогуливаются по посёлку, активно играют в компьютерные игры, рисуют, а потом приносят мне свои домашние альбомы по рисованию.
Лена Бронникова: Я живу рядом с небольшим торговым центром, и каждый вечер я вижу там тусующихся подростков, потому что им больше некуда пойти. И нет, это не такой торговый центр, где можно зависнуть на полдня с друзьями, посидеть на фудкорте, поваляться на креслах-мешках в зоне отдыха и сходить в кино. Это двухэтажное здание с супермаркетом, магазином техники и несколькими маленькими магазинчиками. Больше там нет ничего. И в этом месте КАЖДЫЙ вечер проводят время компании школьников.
— Маша, расскажи, пожалуйста, отличаются ли музыкальные вкусы учеников в городе и в регионе? Кто их кумиры? И как у тебя получается заинтересовать их историей мировой художественной культуры?
Маша Илюхина: Думаю, музыкальные вкусы везде одинаковы из-за влияния интернет-пространства. Конечно, у ребят есть свои любимчики — это Макс Корж, Тима Белорусских, Билли Айлиш, Френдзона, Моргенштерн, южнокорейский бойбенд BTS. Я удивлена, но ребята всё ещё слушают Виктора Цоя, поголовно знают наизусть «Батарейку» и «Сансару» Басты.
Один из способов заинтересовать школьников изучением искусства — это поиск в современной культуре отсылок к культуре прошлых лет. Например, в мемах содержится достаточно много отсылок к классической живописи. Люблю рассказывать о прошлом через современность, потому что тогда ребята понимают, что чтобы ориентироваться в современной жизни и понимать локальные шутки, надо знать и классические картины известных художников.
Как организовано дистанционное обучение
Лена Бронникова: Переход на дистанционное обучение стал большим стрессом для школ, для детей, родителей и для учителей. Стоит отметить, что наша администрация сработала оперативно, и мы начали готовиться к удалённой работе сразу, как только распустили детей на каникулы. Я знаю, что в некоторых школах была пробуксовка в неделю, а то и больше, а мы с первых дней каникул уже стали думать, как всё это организовать, подбирали платформы для обучения.
В целом во всех школах учёба организована примерно одинаково. Есть уроки по видеосвязи, есть просто выложенные в электронные журналы задания. Главная проблема первой недели — зависли все платформы. Приходилось экстренно изобретать другие пути выдачи заданий. Не могу сказать, что сейчас этой проблемы нет совсем, но, кажется, стало полегче.
Маша Илюхина: На совещании мы рассказали учителям про платформу «Зум», и многих это заинтересовало. Потом ещё неделю я делала инструкции и объясняла учителям, как работать на этой платформе. В понедельник все системы повисли, даже дневник. Теперь каждый день учителя выкладывают задания в чаты в Вконтакте. Для многих это большой уровень стресса, ведь далеко не все были зарегистрированы в этой социальной сети до карантина. Учителям теперь нужно проверять тонны обратной связи. Ученикам тоже непросто — они привыкли общаться в интернете в другом стиле речи, а сейчас учителя регулируют общение.
Конечно, урок в школе и урок в интернете — это разные вещи. Правила игры поменялись, и ученики должны это понять. Нужно научиться поднимать виртуальные руки, не выкрикивать, самостоятельно организовывать своё время. Это интересная задача. Я могу дать детям ссылки на интересные ресурсы, которые ученики могут использовать в своё свободное время и вне карантинных условий, например, сайт, который учит делать мультики. Мы только привыкаем к карантинным условиям работы. Думаю, через неделю весь процесс наладится.
Лена Бронникова: Самое печальное во всей этой истории то, что нет возможности работать с детьми вживую. Общение с ними является главным ресурсом в школьной повседневности. Поболтать на перемене, посмеяться над дурацкими шутками на уроке, да просто наблюдать за детьми — это то, за что я люблю свою работу и то, что даёт силы двигаться дальше. Сейчас я могу видеть их только в окошке зума, да и то не всех. Поэтому очень хочется, чтобы всё это поскорее закончилось, и мы снова вернулись в школы.
Сейчас читают
Татьяна Шуянова завоевала бронзу на чемпионате мира по самбо
Bezdari стали обладателями кубка ОМК по Counter-Strike 2
Началось голосование за проекты «Вам решать!»
«Выкса-ТВ»: как отпраздновали юбилей школы № 12
Что ждёт учеников новой школы № 1 📸
Опасное развлечение: подростки свесились из окна на девятом этаже
ГИБДД опубликовала фото с места смертельной аварии
За неделю вспыхнули три пожара из-за короткого замыкания
Выксунку будут судить за нападение её собаки на соседа
В «Баташёв Арене» откроют секцию плавания для детей с ДЦП
Семён Морозов выиграл первенство Москвы по футболу
Мотоциклиста отправили под домашний арест за пьяное ДТП
Двое погибли и трое пострадали в ДТП у Сноведи
Выксунцы заявили ещё семь проектов на конкурс «Вам решать!»
Автобусы перестанут заезжать на улицы Попова и Максима Горького
Товары и услуги
Компания «Оникс»: ваш старый металл — наша забота
Новогодние корпоративы в «Корице»
ЖК «Ботаника Парк» в Выксе признан одной из лучших новостроек Нижегородской области
Ломбард «РАНТЬЕ» — профессионально, выгодно, удобно!
Скидки до 70% в салоне Laparet
Черная пятница в магазине «Центр Керамики»
Шок-цены на сантехнику в наличии
Аппаратная замена масла в АКПП — в автотехцентре «Фаворит»
Технология MotulEvo