До перехода на сайт осталось секунд. Пропустить рекламу

  Выкса.РФ » Образование
22 апреля 2020, 15:04 · Просмотров: 8 577 · Теги: Виля Вильская школа Школа 11 · Версия для печати

«Учителя России» рассказали о жизни в Выксе и Виле

«Учителя России» рассказали о жизни в Выксе и Виле






Фото: Никита Савостиков
Журналистка Ольга Воробьёва подготовила статью с «Учителями России» Еленой Бронниковой и Марией Илюхиной, которые переехали работать в Выксу и Вилю.

Почему переехали жить в другой регион

Лена Бронникова (учитель русского языка и литературы, Выкса): Мне всегда было интересно пожить в разных частях России. До окончания школы я жила в Екатеринбурге, потом переехала в Питер. Под конец университета уже понимала, что опыта жизни в двух городах мне недостаточно, но конкретных действий не предпринимала. В Нижегородскую область я попала, когда стала участником программы «Учитель для России». Программа намеренно сотрудничает с небольшими городами, сёлами и деревнями удалённых регионов, потому что у детей в больших городах и так есть большой выбор образовательных учреждений основного и дополнительного образования.

В маленьких городах меньше стартовых возможностей для детей. Школы зачастую достаточно консервативны и не хотят адаптироваться к новым реалиям. Средний возраст учителей — 50+, поэтому они уже, конечно, очень уставшие, выгоревшие, и сил на детей у них немного не хватает. «Учитель для России» же запускает в эти школы молодых учителей, у которых есть и силы, и желание работать с детьми. Мы приходим в школы не для того, чтобы совершать революцию, а для того, чтобы сделать жизнь своих учеников немного приятнее, спокойнее, интереснее и веселее. Но и, конечно, пробуем понемногу что-то менять в школьной рутине, если эти изменения пойдут на пользу детям и школе.

Маша Илюхина (учитель МХК, музыки и ИЗО, Виля): В советское время существовало обязательное распределение выпускников педагогических вузов по школам, а сейчас у людей есть выбор: ехать или не ехать. Переезд перестал восприниматься как какое-то страшное наказание. Сейчас люди понимают, что уровень образования в крупных городах и в регионах разнится. Для маленьких посёлков очень важно, чтобы образование было действительно хорошим. У детей должна быть возможность двигаться куда-то дальше.

Для меня переезд — это возможность увидеть новые места, другую жизнь. Сама я родилась в Академгородке в Новосибирске, училась в Питере. А посмотреть мне хотелось именно центральную Россию и Золотое кольцо, в частности. Из Вили сделать это будет куда удобнее, чем из Новосибирска. Мне было интересно попробовать себя в роли учителя. Я училась на преподавателя, но не думала, что пойду работать в школу. Как классно с детьми я поняла только после того, как попробовала с ними работать.

Среди учителей всегда были энтузиасты, которые по своему желанию уезжали «в глубинку». Таким был герой повести Чингиза Айтматова «Первый учитель». По сюжету, молодой учитель Дюйшен создаёт в далёком киргизском улусе новую школу. Он верит, что ученикам нужны знания, что то, что он делает, — непременно важно для каждого. Однако Дюйшен сталкивается с тем, что устоявшиеся традиции и быт улусов никак не корреллируются с обучением марксизму-ленинизму. С какими идеями современные учителя отправляются в удалённые регионы и с какими проблемами сталкиваются?

Лена Бронникова: Возможность изменений зависит от места, в которым ты работаешь. Важно, чтобы твои идеи поддерживали и дети, и коллеги. Нам очень повезло с администрацией и педагогическим составом. У нас достаточно молодые директор и завучи, которые готовы идти нам навстречу и прислушиваться к каким-то идеям, доброжелательная атмосфера среди учителей. Никто не ставит нам палки в колёса, как это иногда случается с нашими коллегами из других школ.

Если говорить про детей, нужно уточнить, что есть школы с разным социальным контекстом. Деревенская и городская школы — не одно и тоже. Школа с русскими детьми и школа с инофонами (дети мигрантов, которые владеют русским языком как иностранным) — не одно и то же. Школа с лучшими образовательными результатами в городе и школа с детьми из неблагополучных семей — не одно и то же. Поэтому в зависимости от школы будут меняться запросы детей и их желание включаться в те изменения, которые мы предлагаем. То есть, если ребёнку из деревни нужно после уроков идти и помогать по хозяйству, ему будет неактуален, например, детский киноклуб, который ты захочешь организовать после уроков.

В нашей школе нет какого-то особенного социального контекста. Поэтому в принципе у нас есть все возможности для того, чтобы придумывать и делать в школе что-то интересное. Другое дело, что пока на это не хватает сил. Надеюсь, что в следующем году это изменится, потому что идей у нас много.

Впечатления от Нижегородской области

Маша Илюхина: Нижегородская область сама выбрала меня. В Виле срочно искали учителя МХК, ИЗО и музыки, и я согласилась на переезд. Выкса — интересный маленький заводской город. Градообразующее предприятие — металлургический завод. У меня есть опыт жизни в Магнитогорске — это ещё один «заводской» город. Но это два совершенно разных места. Мои стереотипы обрушились после того, что я увидела здесь.

В Выксе очень чисто. Стены домов украшают многочисленные граффити — это большие, очень классные картины. Для меня стало новостью, что тут граффити не закрашивают. В городе есть большой парк со скульптурами и арт-объектами. Парк украшает деревянный единорог — символ Выксы. Вся эта культура здесь возникла благодаря фестивалю «Арт-Овраг». Сюда приезжает огромное количество художников не только из России, но и из-за рубежа. Они проводят лекции, воркшопы, создают арт-объекты, которые потом выставляются в городе. Я приехала в Выксу только в августе и, кажется, из-за карантина не застану фестиваль и этим летом, но я всё равно надеюсь. Благодаря тому, что завод поддерживает творческое направление и благоустройство города, благодаря финансированию этого фестиваля, здесь очень уютно.

Лена Бронникова: Я подавала заявку в программу в последний момент, когда оставалось уже не так много мест. Мне сразу предложили Выксу. Ничего о ней до программы я, конечно же, не слышала. В интернете я прочитала о фестивале стрит-арта «Арт-овраг». На этот фестиваль приезжают известные уличные художники, для горожан устраивают концерты, в прошлом году, например, приезжал Федук. Это меня подкупило, потому что я интересуюсь уличным искусством. Из-за Арт-оврага Выкса местами выглядит очень современно.

Маша Илюхина: А ещё в Выксе есть одно интересное место — Арт-пространство Ex Libris. Здесь проводятся лекции, мастер-классы, квизы, встречи любителей настольных игр Это очень важное пространство для города, совмещающее в себе коворкинг и потрясающую библиотеку. В этой библиотеке, кажется, собрали все современные издания об искусстве. Для учителя МХК — это просто находка.

— Смотрю в интернете, где находятся Выкса и Виля. Три часа на машине до Нижнего, на общественном транспорте — «не удалось проложить маршрут». Как часто вы выезжаете из города? Какие города мечтают посетить ваши ученики?

Лена Бронникова: Когда спрашиваю своих учеников, они говорят, что в Выксе им в принципе хорошо. Оно и понятно, это их родной город, который они любят, да и не с чем сравнивать. Хотя летом многие проводят время где-то в близлежащих крупных городах — в Нижнем, в Казани, Москве. Цели уехать из Выксы у них нет. Как-то обсуждали с коллегой, что пятиклассники с покорной уверенностью говорят, что, мол, доучатся до 11 класса и пойдут учиться на крановщиков. Замечательно, если ребёнок правда хочет стать крановщиком и идёт к этому, но здесь — не тот случай. У детей просто нет понимания, что может быть по-другому. Что можно доучиться до конца школы, поступить в ВУЗ, выбрать профессию, которая тебе действительно интересна. Постараться донести это понимание хотя бы точечно — наша цель.

Так как заняться здесь на выходных особенно нечем, пару раз в месяц я стараюсь выезжать из Выксы. В начале года был план исследовать область, но пока получается так, что выбираюсь в основном подальше — в города, где живут близкие люди. Ближайший крупный город к Выксе — Нижний Новгород. До него можно добраться за 3 часа на автобусе. В Нижнем за этот год я побывала 2 раза, и он мне очень понравился. Возникло ощущение, что люди там живут в своём размеренном темпе, а время как будто течёт чуть медленнее.

Маша Илюхина: Это, скорее, стереотипы, что все хотят переехать в Москву или в Санкт-Петербург. Здесь такого нет. То ли это какая-то планка, выше которой не прыгнуть, но 9-е классы все уходят в колледж, чтобы потом работать на местном заводе. Практически никто не остаётся в старшей школе, никто не хочет уезжать. У них простая, житейская цель, и это не плохо. Свободное время ребята тоже проводят здесь, в Виле. Гуляют около местного пруда. До Выксы ехать минут двадцать, но автобус ходит не часто, да и родители не отпускают так далеко.

— В большом городе — большой выбор мест и маршрутов. Жизнь в малых городах строится иначе. Чем занимаются ваши ученики по вечерам, на выходных?

Маша Илюхина: В Виле есть дом творчества, рассчитанный на учеников начальной школы. Ребята постарше ездят в Выксу — тут есть музыкальная, спортивная и художественная школы, репетиторы. В свободное время ребята просто прогуливаются по посёлку, активно играют в компьютерные игры, рисуют, а потом приносят мне свои домашние альбомы по рисованию.

Лена Бронникова: Я живу рядом с небольшим торговым центром, и каждый вечер я вижу там тусующихся подростков, потому что им больше некуда пойти. И нет, это не такой торговый центр, где можно зависнуть на полдня с друзьями, посидеть на фудкорте, поваляться на креслах-мешках в зоне отдыха и сходить в кино. Это двухэтажное здание с супермаркетом, магазином техники и несколькими маленькими магазинчиками. Больше там нет ничего. И в этом месте КАЖДЫЙ вечер проводят время компании школьников.

— Маша, расскажи, пожалуйста, отличаются ли музыкальные вкусы учеников в городе и в регионе? Кто их кумиры? И как у тебя получается заинтересовать их историей мировой художественной культуры?

Маша Илюхина: Думаю, музыкальные вкусы везде одинаковы из-за влияния интернет-пространства. Конечно, у ребят есть свои любимчики — это Макс Корж, Тима Белорусских, Билли Айлиш, Френдзона, Моргенштерн, южнокорейский бойбенд BTS. Я удивлена, но ребята всё ещё слушают Виктора Цоя, поголовно знают наизусть «Батарейку» и «Сансару» Басты.

Один из способов заинтересовать школьников изучением искусства — это поиск в современной культуре отсылок к культуре прошлых лет. Например, в мемах содержится достаточно много отсылок к классической живописи. Люблю рассказывать о прошлом через современность, потому что тогда ребята понимают, что чтобы ориентироваться в современной жизни и понимать локальные шутки, надо знать и классические картины известных художников.

Как организовано дистанционное обучение

Лена Бронникова: Переход на дистанционное обучение стал большим стрессом для школ, для детей, родителей и для учителей. Стоит отметить, что наша администрация сработала оперативно, и мы начали готовиться к удалённой работе сразу, как только распустили детей на каникулы. Я знаю, что в некоторых школах была пробуксовка в неделю, а то и больше, а мы с первых дней каникул уже стали думать, как всё это организовать, подбирали платформы для обучения.

В целом во всех школах учёба организована примерно одинаково. Есть уроки по видеосвязи, есть просто выложенные в электронные журналы задания. Главная проблема первой недели — зависли все платформы. Приходилось экстренно изобретать другие пути выдачи заданий. Не могу сказать, что сейчас этой проблемы нет совсем, но, кажется, стало полегче.

Маша Илюхина: На совещании мы рассказали учителям про платформу «Зум», и многих это заинтересовало. Потом ещё неделю я делала инструкции и объясняла учителям, как работать на этой платформе. В понедельник все системы повисли, даже дневник. Теперь каждый день учителя выкладывают задания в чаты в Вконтакте. Для многих это большой уровень стресса, ведь далеко не все были зарегистрированы в этой социальной сети до карантина. Учителям теперь нужно проверять тонны обратной связи. Ученикам тоже непросто — они привыкли общаться в интернете в другом стиле речи, а сейчас учителя регулируют общение.

Конечно, урок в школе и урок в интернете — это разные вещи. Правила игры поменялись, и ученики должны это понять. Нужно научиться поднимать виртуальные руки, не выкрикивать, самостоятельно организовывать своё время. Это интересная задача. Я могу дать детям ссылки на интересные ресурсы, которые ученики могут использовать в своё свободное время и вне карантинных условий, например, сайт, который учит делать мультики. Мы только привыкаем к карантинным условиям работы. Думаю, через неделю весь процесс наладится.

Лена Бронникова: Самое печальное во всей этой истории то, что нет возможности работать с детьми вживую. Общение с ними является главным ресурсом в школьной повседневности. Поболтать на перемене, посмеяться над дурацкими шутками на уроке, да просто наблюдать за детьми — это то, за что я люблю свою работу и то, что даёт силы двигаться дальше. Сейчас я могу видеть их только в окошке зума, да и то не всех. Поэтому очень хочется, чтобы всё это поскорее закончилось, и мы снова вернулись в школы.
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
« предыдущая новость     следующая новость »

Сейчас читают

выкса.рф, Управление образования администрации Выксы возглавила Елена Зайцева

Управление образования администрации Выксы возглавила Елена Зайцева

выкса.рф, Лев Плаксин стал чемпионом Выксы по шахматам

Лев Плаксин стал чемпионом Выксы по шахматам

выкса.рф, В Выксе открыли детский образовательный центр «Квант ОМК»

В Выксе открыли детский образовательный центр «Квант ОМК»

выкса.рф, Жители Выксы и коллеги против лишения полномочий нотариуса Татьяны Егоровой

Жители Выксы и коллеги против лишения полномочий нотариуса Татьяны Егоровой

выкса.рф, В Мотмосе насмерть сбили мопедиста

В Мотмосе насмерть сбили мопедиста

выкса.рф, Выксунские моржи обустроили новую спортивную площадку за Лодочной станцией

Выксунские моржи обустроили новую спортивную площадку за Лодочной станцией

выкса.рф, Заявки на обучение в выксунском «Кванториуме» подали уже более 600 школьников

Заявки на обучение в выксунском «Кванториуме» подали уже более 600 школьников

выкса.рф, Строительство медицинского хаба в Выксе за 5 млрд рублей снова перенесли

Строительство медицинского хаба в Выксе за 5 млрд рублей снова перенесли

выкса.рф, Двое мужчин погибли в ДТП на трассе в Досчатом

Двое мужчин погибли в ДТП на трассе в Досчатом

выкса.рф, Выкса поборется за звание «Город молодёжи» на всероссийской премии

Выкса поборется за звание «Город молодёжи» на всероссийской премии

выкса.рф, Стартовало народное голосование по программе благоустройства «Вам решать!»

Стартовало народное голосование по программе благоустройства «Вам решать!»

выкса.рф, Юношеский хоккейный клуб «Металлург» одержал победу на международном турнире «Золотая шайба»

Юношеский хоккейный клуб «Металлург» одержал победу на международном турнире «Золотая шайба»

выкса.рф, Женщина и двое детей пострадали в «пьяном» ДТП с фурой в Выксе

Женщина и двое детей пострадали в «пьяном» ДТП с фурой в Выксе

выкса.рф, В Выксе возбуждено уголовное дело по факту ДТП с двумя погибшими

В Выксе возбуждено уголовное дело по факту ДТП с двумя погибшими

выкса.рф, ОМК торжественно открыла в Выксе перемещенную башню Шухова

ОМК торжественно открыла в Выксе перемещенную башню Шухова

Товары и услуги

Лента

выкса.рф, В ДТП на Красных зорях пострадало 4 авто
12:05

В ДТП на Красных зорях пострадало 4 авто

выкса.рф, Самбист Андрей Корнеев взял «золото» на турнире в Смоленске.
9:35

Самбист Андрей Корнеев взял «золото» на турнире в Смоленске.

выкса.рф, 🥶 Первое морозное утро ноября в Выксе
8:48

Медиалента: 🥶 Первое морозное утро ноября в Выксе

выкса.рф, ГУАД завершил ремонт дорог в Выксе на 351 млн рублей
2 ноября, 9:58

ГУАД завершил ремонт дорог в Выксе на 351 млн рублей

выкса.рф, Жители Выксы и коллеги против лишения полномочий нотариуса Татьяны Егоровой
1 ноября, 13:17

Жители Выксы и коллеги против лишения полномочий нотариуса Татьяны Егоровой

выкса.рф, Женщина и двое детей пострадали в «пьяном» ДТП с фурой в Выксе
1 ноября, 13:07

Женщина и двое детей пострадали в «пьяном» ДТП с фурой в Выксе

выкса.рф, Ученица из Выксы стала участником Школы юного дипломата в Нижнем Новгороде
1 ноября, 9:04

Ученица из Выксы стала участником Школы юного дипломата в Нижнем Новгороде

выкса.рф, ХК «Металлург» одержал волевую победу над серебряным призёром прошлого сезона
31 октября, 12:44

ХК «Металлург» одержал волевую победу над серебряным призёром прошлого сезона

выкса.рф, В Выксе объявлен сбор жестяных банок для изготовления окопных свечей
31 октября, 10:23

В Выксе объявлен сбор жестяных банок для изготовления окопных свечей

выкса.рф, Выкса одержала победу в финале Спартакиады ветеранов по баскетболу 3×3
31 октября, 8:50

Выкса одержала победу в финале Спартакиады ветеранов по баскетболу 3×3

выкса.рф, Выксунская ЦРБ приглашает на диспансеризацию 1 ноября
31 октября, 7:46

Выксунская ЦРБ приглашает на диспансеризацию 1 ноября

выкса.рф, Анатолий Седых стал почетным гражданином Нижегородской области
30 октября, 18:00

Анатолий Седых стал почетным гражданином Нижегородской области

Депутаты заксобрания поддержали присвоение звания на пленарном заседании 30 октября 2025 года.

выкса.рф, Кто отвечает за уборку в округе?
30 октября, 17:08

Кто отвечает за уборку в округе?

выкса.рф, Коммунисты Выксы отметили 107-ю годовщину образования ВЛКСМ
30 октября, 12:52

Коммунисты Выксы отметили 107-ю годовщину образования ВЛКСМ

выкса.рф, В Выксе проводится операция «Встречная полоса»
30 октября, 8:45

В Выксе проводится операция «Встречная полоса»