Выкса.РФ » Образование
23 июня 2020, 13:53 · Просмотров: 9 124 · Теги: Дмитрий Доронин Гимназия · Версия для печати

Урок должен быть открытием, не менее интересным, чем научно-популярный видеоролик

Победитель конкурса «Учитель года» Дмитрий Доронин раскрыл секреты профессии и объяснил, что интересно современным школьникам

Урок должен быть открытием, не менее интересным, чем научно-популярный видеоролик
Победитель регионального конкурса «Учитель года — 2020», преподаватель физики, информатики и астрономии гимназии №14 Дмитрий Доронин дал интервью Выксе.РФ. Педагог рассказал о том, почему выбрал преподавание технических наук, как заинтересовать учеников из нового «поколению Z», какие эмоции испытал, когда министр назвал его лучшим учителем региона, а также назвал плюсы и минусы дистанционного обучения.

— Как давно вы стали преподавателем?
— Моя профессиональная деятельность в сфере преподавания началась в 2012 году, сразу после окончания магистратуры Нижегородского государственного технического университета имени Р. Е. Алексеева. Несмотря на инженерный профиль образования, педагогика, можно сказать, призвала меня. Я преподавал технические дисциплины в Выксунском филиале НГТУ, позднее параллельно работал учителем физики в гимназии №14. Никогда не мечтал о профессии учителя в юности, но совершенно неожиданно обнаружил, что именно работа в школе приносит мне большую эмоциональную отдачу. Здесь я могу проявить свои способности наилучшим образом. Сделал окончательный выбор в пользу школы, работаю уже 7 лет.

Участие в конкурсе «Учитель года России» и победа в финале областного этапа дали мне возможность по-новому взглянуть на свои профессиональные качества, открыть в себе новые способности. Сфера моей профессиональной деятельности останется неизменной — я буду продолжать работу в школе, продолжать развиваться как педагог, поскольку считаю, что цель моей жизни — это постоянная успешная и плодотворная деятельность в той области, где мои знания и навыки находят свои наилучшее применение.

— Почему выбрали преподавание технических наук?
— С ранних лет я был «ботаником» — рос в окружении развивающих игр и детских энциклопедий. Мне было интересно разбираться в устройстве вещей, давать объяснение явлениям окружающего мира. Школьные и университетские годы открыли для меня мир технических наук. Наверное, блеск в моих глазах от этих открытий в итоге привел к тому, что перед окончанием университета я получил предложение работать в качестве преподавателя. Я посчитал, что это мне подходит... и увлекся.

— Кто предложил вам поучаствовать в конкурсе «Учитель года»?
— Инициатива о моем участии исходила от руководства гимназии. Наш молодой и энергичный директор Анастасия Юрьевна Клипова оказывала большую поддержку и содействие на всех этапах подготовки к конкурсу. Особенную благодарность хочется выразить заместителю директора Наталье Анатольевне Ершовой. Ее бесконечный энтузиазм, творческая энергия, самоотдача в работе и вера в то, что педагог всегда способен вырасти над собой и достичь новых высот, вдохновили меня на участие в конкурсе «Учитель года».

— С чем столкнулись, когда готовились к конкурсу?
— В процессе подготовки к каждому этапу конкурса — начиная с муниципального и заканчивая областным финалом — передо мной стоял ряд задач, для решения которых требовались знания и практические умения в самых разных областях. Это написание эссе и методических семинаров; разработка, техническая подготовка и проведение мастер-класса по использованию цифровых технологий в образовании, съемка и монтаж видео, создание сайта педагога и наполнение его образовательным контентом.

В очередной раз хочется выразить слова благодарности всем, без чьей помощи и поддержки такой успех не был бы достигнут. Это и ученики, принимавшие участие во всех конкурсных мероприятиях, и их родители, и мои дорогие коллеги, дававшие ценные советы, делившиеся опытом, вдохновлявшие на дальнейшие достижения, и администрация гимназии, и просто друзья, родственники и знакомые, которые за меня болели.

— Расскажите о своих проектах и методиках работы с детьми.
— Современные школьники очень сильно отличаются от тех, кто заканчивал школу десятилетие назад. Они — представители нового «поколения Z», которое пришло на смену «поколению Y». Школьный учитель уже не является для них незыблемым авторитетом в плане получения предметных знаний, у них под рукой всегда есть альтернативные и почти безграничные источники информации. Меняется формат общения на учебных занятиях. Ученику необходимо четко представлять, для чего лично ему нужны те или иные знания и умения, которые он сегодня получит на уроке.

В моем понимании, урок должен быть открытием, не менее интересным для них, чем, скажем, научно-популярный видеоролик, который они могут посмотреть в интернете. Учащийся должен быть не просто пассивным наблюдателем или исполнителем команд, но быть активно вовлеченным в процесс, самостоятельно ставить задачи и искать пути их решения. Естественно, на каждом уроке и с каждым учащимся такого результата достичь очень трудоемко — но это тот идеал, к которому я стараюсь приблизиться.

При таком подходе возрастает роль всевозможных форм внеурочной деятельности — проведение дополнительных занятий, кружков, подготовка к различным конкурсам, олимпиадам, прочим мероприятиям — все это позволяет раскрыться личным качествам и способностям каждого участвующего в них ученика. Я уделяю большое внимание научно-исследовательской работе учащихся, в рамках которой они проводят обстоятельное и глубокое изучение явлений и процессов, выходящих за пределы школьной программы. Это совместное погружение в науку, радость открытий и личностного роста.

— Верили, что победите на региональном уровне?
— Участие в областном финале стало для меня большой честью, поскольку я представлял уже не просто свои личные умения и достижения, но и все педагогическое сообщество Выксы. Здесь хотелось бы поблагодарить управление образования округа за возможность пройти этот путь. Естественно, мне пришлось приложить максимум усилий, хотелось верить, что это принесет положительный результат.

— Что чувствовали в финале, сильно переживали за результат?
— Конкурс — это ведь и новые встречи, новые знакомства и узнавания. В первую очередь, это люди науки «Педагогика», те, кто ее развивает — они были в роли организаторов, жюри... Финалистами конкурса стали сильнейшие учителя Нижегородской области, которые представили свои лучшие педагогические наработки, поделились передовым опытом. Мне было очень приятно работать рядом с такими талантливыми и профессиональными коллегами. Я у них тоже учился. Конкуренция была очень серьезной, поэтому результатов конкурса ждал с замиранием сердца.

— Какие эмоции испытали, когда министр Нижегородской области Сергей Злобин назвал вас победителем конкурса?
— Сдержать эмоции было достаточно сложно. Была огромная радость от того, что все усилия — как лично мои, так и всех людей, которые помогали мне и поддерживали меня — принесли такой результат. Он превзошел самые смелые ожидания. Одновременно пришло и осознание огромной ответственности, поскольку теперь передо мной появилась задача — достойно представить уже всю Нижегородскую область на следующем, всероссийском этапе конкурса. Надо усиленно и серьезно готовиться к новым испытаниям, как к олимпийским соревнованиям, только в области педагогики.

— Знаете, что вас ждет на всероссийском финале?
— Учитывая опыт прошлых лет, предполагаю. Он также будет включать в себя несколько этапов. В первом из них все участники (100 учителей-победителей регионального этапа конкурса) должны будут представить свой интернет-ресурс, написать эссе по заданной педагогической тематике, провести урок и внеурочное мероприятие в образовательном учреждении того города, в котором проживает победитель конкурса прошлого года. В 2020 году это будет Волгоград. Пятнадцать учителей, набравших по оценкам жюри наибольшее количество баллов в этих испытаниях, перейдут в следующий этап, в рамках которого должны будут представить свой мастер-класс и продемонстрировать навыки работы в команде, создав вместе образовательный проект. Затем из них будут выбраны пять финалистов, которых ждут последние испытания — публичная лекция и разговор с министром просвещения Российской Федерации. По результатам этих испытаний будет определен победитель, достойный нести звание «Учителя года России».

— Муниципальный этап конкурса прошел в обычном режиме, а второй уже онлайн. Есть ли разница и что вам больше понравилось?
— Каждый из этих форматов имел свои преимущества, поэтому сложно дать однозначный ответ. Муниципальный этап, который проводился еще не в дистанционном режиме, дал возможность непосредственного общения с живой аудиторией при выступлении. С другой стороны, работа над заданиями областного этапа, проводившегося уже в онлайн-режиме, позволила в достаточно сжатые сроки овладеть множеством новых умений и компетенций, которые я буду применять в дальнейшей профессиональной деятельности.

— Дистанционное обучение — это благо или наоборот вред?
— Дистанционное обучение в сегодняшней непростой ситуации было вынужденной необходимостью и испытанием, с которым достойно справились как учащиеся и их родители, так и педагоги. Кардинальные изменения никогда не даются легко, особенно в образовании. Однако дистанционное обучение стало большой сложностью, оно же и открыло множество новых возможностей, расширив арсенал педагогических приемов и методик, которыми может обладать современная школа и которые с успехом можно применять в дальнейшем.

Я считаю, что, несмотря на преимущества современных цифровых технологий, ничто не заменит прямого живого общения учителя с учеником. Поэтому для достижения наибольшего образовательного эффекта образование должно разумно сочетать традиционные и инновационные формы занятий.

— Вы преподаете астрономию. Следите за космической тематикой, недавним запуском в США? Что думаете о российской программе возобновления полетов на Луну?
— Константин Эдуардович Циолковский писал: «Земля — это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». В середине прошлого века человечество вступило в эпоху освоения космического пространства. Запуск первого спутника, первый полет человека в космос, первый человек, ступивший на поверхность Луны... Каждое из этих событий вызывало небывалый восторг, находило огромный отклик в сердцах миллионов людей. Целое поколение мечтало стать космонавтами.

Естественно, прошли десятилетия, былой восторг утих, уступив место целям более практическим, однако мечты о бескрайних далях Вселенной никуда не исчезли. В силу как профессионального, так и личного интереса я конечно же следил за запуском американского многоразового пилотируемого корабля Crew Dragon и отмечу, что это — новый шаг в развитии космических технологий. Также внимательно наблюдаю за развитием российской лунной программы. Освоение космоса — это будущее человечества, даже если это наступает не так быстро, как хотелось мечтателям прошлых столетий. Поэтому, думаю, мы не имеем права потерять лидерство в данной области.

— Вы следите за новостями науки?
— Мы живем в мире, который меняется невероятно быстро. Если педагог будет лишь из года в год транслировать одинаковый некогда приобретенный им набор знаний, он будет учить детей тому, что устарело еще вчера. Несмотря на то, что базовая школьная программа физики в основном опирается на «классические» знания, полученные человечеством в XVII-XX веках, я, как учитель физики XXI века, должен быть в курсе самых последних открытий науки, чтобы доступно и понятно излагать их подрастающему поколению и всегда быть готовым к ответам на многочисленные вопросы учащихся.

Требуется большое время для того, чтобы открытия фундаментальной науки прочно вошли в повседневную жизнь человека — в конце концов, между открытием электричества и постройкой первых электростанций прошло не одно столетие. Но ценность научных знаний заключается не только в возможности их практического применения, но и в том, что они формируют мировоззрение человека, его понимание Вселенной и своего места в ней.

Для меня одним из самых удивительных достижений современной науки стала, например, первая в истории фотография черной дыры. Космический объект, обладающий настолько большим гравитационным притяжением, что даже самый быстрый гонец во Вселенной — свет — не может его покинуть, появился «на бумаге» еще в начале XX века, как результат решения уравнений общей теории относительности, почти век был умозрительной моделью. И вот наконец мы можем увидеть этот космический объект собственными глазами! Практика доказывает собой состоятельность теории и еще раз подтверждает способность науки не просто описывать «мир вокруг нас», но и моделировать происходящее в самых удаленных областях Вселенной с помощью законов логики и творческих сил.

Профессия учителя — это большая ответственность перед ребенком, его родителями, и перед собой, конечно. Иногда слышу: зачем тебе это надо? Отвечу немного с астрофизической подачей:

Человек, как звезда рождается
Средь неясной тревожной Млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.

Поколеньями созидается
Век за веком Земля нетленная...
Человек, как звезда рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная!
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору. Спасибо!
« предыдущая новость     следующая новость »

Сейчас читают

выкса.рф, Фестиваль «Выкса | Арт-Овраг» открыл регистрацию на второй уикенд

Фестиваль «Выкса | Арт-Овраг» открыл регистрацию на второй уикенд

выкса.рф, Лихач на Suzuki обогнал поток на пешеходном переходе у школы

Лихач на Suzuki обогнал поток на пешеходном переходе у школы

выкса.рф, Мифы с Владимиром Королёвым: во что превратилась первая тюрьма Выксы

Мифы с Владимиром Королёвым: во что превратилась первая тюрьма Выксы

выкса.рф, Кулебакского чиновника взяли за бампер

Кулебакского чиновника взяли за бампер

Начальник отдела администрации получил автомобиль в качестве взятки

выкса.рф, Николаю Малютину открылись Душа и Сердце Кассиопеи

Николаю Малютину открылись Душа и Сердце Кассиопеи

Фотограф рассказал о поездке на областной слёт любителей астрономии

выкса.рф, На месте ДК имени Ленина хотят построить жилой дом

На месте ДК имени Ленина хотят построить жилой дом

Реконструкция Дворца не рассматривается, потому что она обойдётся в 1 млрд рублей

выкса.рф, Пропал Игорь Борисов

Внимание, розыск: Пропал Игорь Борисов

выкса.рф, С 1 сентября в Выксе увеличится количество автобусных рейсов

С 1 сентября в Выксе увеличится количество автобусных рейсов

выкса.рф, Двух пешеходов сбили в Выксе с разницей в несколько минут

Двух пешеходов сбили в Выксе с разницей в несколько минут

выкса.рф, Начальник ГИБДД Роман Кузнецов обратился к выксунским родителям

Начальник ГИБДД Роман Кузнецов обратился к выксунским родителям

выкса.рф, Опубликованы предварительные итоги выборов в Совет депутатов (новость обновляется)

Опубликованы предварительные итоги выборов в Совет депутатов (новость обновляется)

выкса.рф, Новая хоккейная коробка на «Металлурге» будет канадской

Новая хоккейная коробка на «Металлурге» будет канадской

выкса.рф, Правительство утвердило календарь выходных и праздников в 2022 году

Правительство утвердило календарь выходных и праздников в 2022 году

выкса.рф, Выксунский мультфильм номинировали на премию «На благо мира»

Выксунский мультфильм номинировали на премию «На благо мира»

выкса.рф, Двух пьяных подростков поймали в выходные

Двух пьяных подростков поймали в выходные

Товары и услуги

Лента

выкса.рф, Гимназистам рассказали, как действовать при пожаре
Сегодня, 11:17

Гимназистам рассказали, как действовать при пожаре

выкса.рф, Хоть трава не расти
Сегодня, 10:53

Хоть трава не расти

В микрорайоне Центральный вновь припарковались на газоне

выкса.рф, В Выксе будут развивать паралимпийский вид спорта
Сегодня, 10:23

В Выксе будут развивать паралимпийский вид спорта

выкса.рф, Футбол: «Металлург» Выкса — «Семёнов»

Афиша: Футбол: «Металлург» Выкса — «Семёнов»

25 сентября в 14:00 Стадион «Металлург»
выкса.рф, В Ближне-Песочном открылась выставка «Дары осени»
Сегодня, 9:12

В Ближне-Песочном открылась выставка «Дары осени»

выкса.рф, Лаборатория ВМЗ: в августе выксунцы дышали чистым воздухом
Сегодня, 8:55

Лаборатория ВМЗ: в августе выксунцы дышали чистым воздухом

выкса.рф, Командный турнир «Мир авиации»

Афиша: Командный турнир «Мир авиации»

10 ноября в 14:00 ДЮЦ «Темп»
выкса.рф, Осенне-зимний турнир по мини-футболу

Афиша: Осенне-зимний турнир по мини-футболу

26 сентября с 10:00 стадион «Металлург»
выкса.рф, Мотоциклисты почтили память погибших товарищей
Вчера, 15:21

Мотоциклисты почтили память погибших товарищей

выкса.рф, Ремонт тротуара на улице Корнилова оценили в 3 млн рублей
Вчера, 15:07

Ремонт тротуара на улице Корнилова оценили в 3 млн рублей

выкса.рф, Спровоцировавший аварию водитель Suzuki был пьян
Вчера, 14:29

Спровоцировавший аварию водитель Suzuki был пьян

выкса.рф, Благотворительный забег «Кто бежит? Все бегут!»
Вчера, 13:52

Благотворительный забег «Кто бежит? Все бегут!»

выкса.рф, Более 500 нижегородцев заболели коронавирусом за сутки
Вчера, 13:28

Более 500 нижегородцев заболели коронавирусом за сутки

выкса.рф, ХК «Металлург-2006» набрал три очка в Кирово-Чепецке
Вчера, 11:17

ХК «Металлург-2006» набрал три очка в Кирово-Чепецке

выкса.рф, Футболисты СШОР-8 вырвали победу у «Металлурга» на последних минутах
Вчера, 10:14

Футболисты СШОР-8 вырвали победу у «Металлурга» на последних минутах