До перехода на сайт осталось секунд. Пропустить рекламу

  Выкса.РФ » Образование
23 июня 2020, 13:53 · Просмотров: 9 707 · Теги: Дмитрий Доронин Гимназия · Версия для печати

Урок должен быть открытием, не менее интересным, чем научно-популярный видеоролик

Победитель конкурса «Учитель года» Дмитрий Доронин раскрыл секреты профессии и объяснил, что интересно современным школьникам

Урок должен быть открытием, не менее интересным, чем научно-популярный видеоролик
Победитель регионального конкурса «Учитель года — 2020», преподаватель физики, информатики и астрономии гимназии №14 Дмитрий Доронин дал интервью Выксе.РФ. Педагог рассказал о том, почему выбрал преподавание технических наук, как заинтересовать учеников из нового «поколению Z», какие эмоции испытал, когда министр назвал его лучшим учителем региона, а также назвал плюсы и минусы дистанционного обучения.

— Как давно вы стали преподавателем?
— Моя профессиональная деятельность в сфере преподавания началась в 2012 году, сразу после окончания магистратуры Нижегородского государственного технического университета имени Р. Е. Алексеева. Несмотря на инженерный профиль образования, педагогика, можно сказать, призвала меня. Я преподавал технические дисциплины в Выксунском филиале НГТУ, позднее параллельно работал учителем физики в гимназии №14. Никогда не мечтал о профессии учителя в юности, но совершенно неожиданно обнаружил, что именно работа в школе приносит мне большую эмоциональную отдачу. Здесь я могу проявить свои способности наилучшим образом. Сделал окончательный выбор в пользу школы, работаю уже 7 лет.

Участие в конкурсе «Учитель года России» и победа в финале областного этапа дали мне возможность по-новому взглянуть на свои профессиональные качества, открыть в себе новые способности. Сфера моей профессиональной деятельности останется неизменной — я буду продолжать работу в школе, продолжать развиваться как педагог, поскольку считаю, что цель моей жизни — это постоянная успешная и плодотворная деятельность в той области, где мои знания и навыки находят свои наилучшее применение.

— Почему выбрали преподавание технических наук?
— С ранних лет я был «ботаником» — рос в окружении развивающих игр и детских энциклопедий. Мне было интересно разбираться в устройстве вещей, давать объяснение явлениям окружающего мира. Школьные и университетские годы открыли для меня мир технических наук. Наверное, блеск в моих глазах от этих открытий в итоге привел к тому, что перед окончанием университета я получил предложение работать в качестве преподавателя. Я посчитал, что это мне подходит... и увлекся.

— Кто предложил вам поучаствовать в конкурсе «Учитель года»?
— Инициатива о моем участии исходила от руководства гимназии. Наш молодой и энергичный директор Анастасия Юрьевна Клипова оказывала большую поддержку и содействие на всех этапах подготовки к конкурсу. Особенную благодарность хочется выразить заместителю директора Наталье Анатольевне Ершовой. Ее бесконечный энтузиазм, творческая энергия, самоотдача в работе и вера в то, что педагог всегда способен вырасти над собой и достичь новых высот, вдохновили меня на участие в конкурсе «Учитель года».

— С чем столкнулись, когда готовились к конкурсу?
— В процессе подготовки к каждому этапу конкурса — начиная с муниципального и заканчивая областным финалом — передо мной стоял ряд задач, для решения которых требовались знания и практические умения в самых разных областях. Это написание эссе и методических семинаров; разработка, техническая подготовка и проведение мастер-класса по использованию цифровых технологий в образовании, съемка и монтаж видео, создание сайта педагога и наполнение его образовательным контентом.

В очередной раз хочется выразить слова благодарности всем, без чьей помощи и поддержки такой успех не был бы достигнут. Это и ученики, принимавшие участие во всех конкурсных мероприятиях, и их родители, и мои дорогие коллеги, дававшие ценные советы, делившиеся опытом, вдохновлявшие на дальнейшие достижения, и администрация гимназии, и просто друзья, родственники и знакомые, которые за меня болели.

— Расскажите о своих проектах и методиках работы с детьми.
— Современные школьники очень сильно отличаются от тех, кто заканчивал школу десятилетие назад. Они — представители нового «поколения Z», которое пришло на смену «поколению Y». Школьный учитель уже не является для них незыблемым авторитетом в плане получения предметных знаний, у них под рукой всегда есть альтернативные и почти безграничные источники информации. Меняется формат общения на учебных занятиях. Ученику необходимо четко представлять, для чего лично ему нужны те или иные знания и умения, которые он сегодня получит на уроке.

В моем понимании, урок должен быть открытием, не менее интересным для них, чем, скажем, научно-популярный видеоролик, который они могут посмотреть в интернете. Учащийся должен быть не просто пассивным наблюдателем или исполнителем команд, но быть активно вовлеченным в процесс, самостоятельно ставить задачи и искать пути их решения. Естественно, на каждом уроке и с каждым учащимся такого результата достичь очень трудоемко — но это тот идеал, к которому я стараюсь приблизиться.

При таком подходе возрастает роль всевозможных форм внеурочной деятельности — проведение дополнительных занятий, кружков, подготовка к различным конкурсам, олимпиадам, прочим мероприятиям — все это позволяет раскрыться личным качествам и способностям каждого участвующего в них ученика. Я уделяю большое внимание научно-исследовательской работе учащихся, в рамках которой они проводят обстоятельное и глубокое изучение явлений и процессов, выходящих за пределы школьной программы. Это совместное погружение в науку, радость открытий и личностного роста.

— Верили, что победите на региональном уровне?
— Участие в областном финале стало для меня большой честью, поскольку я представлял уже не просто свои личные умения и достижения, но и все педагогическое сообщество Выксы. Здесь хотелось бы поблагодарить управление образования округа за возможность пройти этот путь. Естественно, мне пришлось приложить максимум усилий, хотелось верить, что это принесет положительный результат.

— Что чувствовали в финале, сильно переживали за результат?
— Конкурс — это ведь и новые встречи, новые знакомства и узнавания. В первую очередь, это люди науки «Педагогика», те, кто ее развивает — они были в роли организаторов, жюри... Финалистами конкурса стали сильнейшие учителя Нижегородской области, которые представили свои лучшие педагогические наработки, поделились передовым опытом. Мне было очень приятно работать рядом с такими талантливыми и профессиональными коллегами. Я у них тоже учился. Конкуренция была очень серьезной, поэтому результатов конкурса ждал с замиранием сердца.

— Какие эмоции испытали, когда министр Нижегородской области Сергей Злобин назвал вас победителем конкурса?
— Сдержать эмоции было достаточно сложно. Была огромная радость от того, что все усилия — как лично мои, так и всех людей, которые помогали мне и поддерживали меня — принесли такой результат. Он превзошел самые смелые ожидания. Одновременно пришло и осознание огромной ответственности, поскольку теперь передо мной появилась задача — достойно представить уже всю Нижегородскую область на следующем, всероссийском этапе конкурса. Надо усиленно и серьезно готовиться к новым испытаниям, как к олимпийским соревнованиям, только в области педагогики.

— Знаете, что вас ждет на всероссийском финале?
— Учитывая опыт прошлых лет, предполагаю. Он также будет включать в себя несколько этапов. В первом из них все участники (100 учителей-победителей регионального этапа конкурса) должны будут представить свой интернет-ресурс, написать эссе по заданной педагогической тематике, провести урок и внеурочное мероприятие в образовательном учреждении того города, в котором проживает победитель конкурса прошлого года. В 2020 году это будет Волгоград. Пятнадцать учителей, набравших по оценкам жюри наибольшее количество баллов в этих испытаниях, перейдут в следующий этап, в рамках которого должны будут представить свой мастер-класс и продемонстрировать навыки работы в команде, создав вместе образовательный проект. Затем из них будут выбраны пять финалистов, которых ждут последние испытания — публичная лекция и разговор с министром просвещения Российской Федерации. По результатам этих испытаний будет определен победитель, достойный нести звание «Учителя года России».

— Муниципальный этап конкурса прошел в обычном режиме, а второй уже онлайн. Есть ли разница и что вам больше понравилось?
— Каждый из этих форматов имел свои преимущества, поэтому сложно дать однозначный ответ. Муниципальный этап, который проводился еще не в дистанционном режиме, дал возможность непосредственного общения с живой аудиторией при выступлении. С другой стороны, работа над заданиями областного этапа, проводившегося уже в онлайн-режиме, позволила в достаточно сжатые сроки овладеть множеством новых умений и компетенций, которые я буду применять в дальнейшей профессиональной деятельности.

— Дистанционное обучение — это благо или наоборот вред?
— Дистанционное обучение в сегодняшней непростой ситуации было вынужденной необходимостью и испытанием, с которым достойно справились как учащиеся и их родители, так и педагоги. Кардинальные изменения никогда не даются легко, особенно в образовании. Однако дистанционное обучение стало большой сложностью, оно же и открыло множество новых возможностей, расширив арсенал педагогических приемов и методик, которыми может обладать современная школа и которые с успехом можно применять в дальнейшем.

Я считаю, что, несмотря на преимущества современных цифровых технологий, ничто не заменит прямого живого общения учителя с учеником. Поэтому для достижения наибольшего образовательного эффекта образование должно разумно сочетать традиционные и инновационные формы занятий.

— Вы преподаете астрономию. Следите за космической тематикой, недавним запуском в США? Что думаете о российской программе возобновления полетов на Луну?
— Константин Эдуардович Циолковский писал: «Земля — это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». В середине прошлого века человечество вступило в эпоху освоения космического пространства. Запуск первого спутника, первый полет человека в космос, первый человек, ступивший на поверхность Луны... Каждое из этих событий вызывало небывалый восторг, находило огромный отклик в сердцах миллионов людей. Целое поколение мечтало стать космонавтами.

Естественно, прошли десятилетия, былой восторг утих, уступив место целям более практическим, однако мечты о бескрайних далях Вселенной никуда не исчезли. В силу как профессионального, так и личного интереса я конечно же следил за запуском американского многоразового пилотируемого корабля Crew Dragon и отмечу, что это — новый шаг в развитии космических технологий. Также внимательно наблюдаю за развитием российской лунной программы. Освоение космоса — это будущее человечества, даже если это наступает не так быстро, как хотелось мечтателям прошлых столетий. Поэтому, думаю, мы не имеем права потерять лидерство в данной области.

— Вы следите за новостями науки?
— Мы живем в мире, который меняется невероятно быстро. Если педагог будет лишь из года в год транслировать одинаковый некогда приобретенный им набор знаний, он будет учить детей тому, что устарело еще вчера. Несмотря на то, что базовая школьная программа физики в основном опирается на «классические» знания, полученные человечеством в XVII-XX веках, я, как учитель физики XXI века, должен быть в курсе самых последних открытий науки, чтобы доступно и понятно излагать их подрастающему поколению и всегда быть готовым к ответам на многочисленные вопросы учащихся.

Требуется большое время для того, чтобы открытия фундаментальной науки прочно вошли в повседневную жизнь человека — в конце концов, между открытием электричества и постройкой первых электростанций прошло не одно столетие. Но ценность научных знаний заключается не только в возможности их практического применения, но и в том, что они формируют мировоззрение человека, его понимание Вселенной и своего места в ней.

Для меня одним из самых удивительных достижений современной науки стала, например, первая в истории фотография черной дыры. Космический объект, обладающий настолько большим гравитационным притяжением, что даже самый быстрый гонец во Вселенной — свет — не может его покинуть, появился «на бумаге» еще в начале XX века, как результат решения уравнений общей теории относительности, почти век был умозрительной моделью. И вот наконец мы можем увидеть этот космический объект собственными глазами! Практика доказывает собой состоятельность теории и еще раз подтверждает способность науки не просто описывать «мир вокруг нас», но и моделировать происходящее в самых удаленных областях Вселенной с помощью законов логики и творческих сил.

Профессия учителя — это большая ответственность перед ребенком, его родителями, и перед собой, конечно. Иногда слышу: зачем тебе это надо? Отвечу немного с астрофизической подачей:

Человек, как звезда рождается
Средь неясной тревожной Млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.

Поколеньями созидается
Век за веком Земля нетленная...
Человек, как звезда рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная!
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
« предыдущая новость     следующая новость »

Сейчас читают

выкса.рф, Участники митинга возложили цветы к Вечному огню

Участники митинга возложили цветы к Вечному огню

выкса.рф, Гости из Москвы, Нижнего Новгорода и Балашихи пробежали фестивальные «5 вёрст» 📸

Гости из Москвы, Нижнего Новгорода и Балашихи пробежали фестивальные «5 вёрст» 📸

выкса.рф, Выксунка отсудила у больницы 1 млн рублей за смерть сына

Выксунка отсудила у больницы 1 млн рублей за смерть сына

выкса.рф, Руководители округа и ОМК проведут прямую линию в День семьи, любви и верности

Руководители округа и ОМК проведут прямую линию в День семьи, любви и верности

выкса.рф, Дорогу у площади Металлургов перекроют в День молодёжи

Дорогу у площади Металлургов перекроют в День молодёжи

выкса.рф, Четверть выпускников окончили школу с медалью

Четверть выпускников окончили школу с медалью

выкса.рф, Концерт, лекции и мастер-классы: выксунцы с размахом встретили День молодёжи

Концерт, лекции и мастер-классы: выксунцы с размахом встретили День молодёжи

выкса.рф, Совет ветеранов Выксы возглавил Михаил Лизунов

Совет ветеранов Выксы возглавил Михаил Лизунов

выкса.рф, Получивших ожоги детей доставили в нижегородскую клинику

Получивших ожоги детей доставили в нижегородскую клинику

выкса.рф, Как преобразилась «Моя Выкса»: итоги проекта презентовали в музее истории ВМЗ

Как преобразилась «Моя Выкса»: итоги проекта презентовали в музее истории ВМЗ

выкса.рф, Две 9-летние девочки попали в реанимацию после несчастного случая на даче

Две 9-летние девочки попали в реанимацию после несчастного случая на даче

выкса.рф, Суд конфисковал машину за пьяный рецидив

Суд конфисковал машину за пьяный рецидив

выкса.рф, Денис Кабанов стал призёром всероссийских соревнований по велоспорту 📸

Денис Кабанов стал призёром всероссийских соревнований по велоспорту 📸

выкса.рф, Выксунский ЗАГС назвал самые популярные и редкие имена новорождённых

Выксунский ЗАГС назвал самые популярные и редкие имена новорождённых

выкса.рф, В Выксунской ЦРБ обновили Доску почёта

В Выксунской ЦРБ обновили Доску почёта

Товары и услуги

Лента

выкса.рф, Выксунский хлебозавод могут продать из-за убытков
16:59

Выксунский хлебозавод могут продать из-за убытков

выкса.рф, Руслан Гудзь поймал 3,2 кг рыбы на выксунском чемпионате
16:24

Руслан Гудзь поймал 3,2 кг рыбы на выксунском чемпионате

выкса.рф, В День города центр Выксы перекроют на 19 часов
15:34

В День города центр Выксы перекроют на 19 часов

выкса.рф, Школьники экспериментировали в лабораториях МИСиС
14:51

Школьники экспериментировали в лабораториях МИСиС

выкса.рф, Выкса возглавила социально-экономический рейтинг муниципалитетов области
13:45

Выкса возглавила социально-экономический рейтинг муниципалитетов области

выкса.рф, Велогонщики привезли золото и два серебра из Арзамаса
11:33

Велогонщики привезли золото и два серебра из Арзамаса

выкса.рф, День города в Выксе отметят без салюта
10:42

День города в Выксе отметят без салюта

выкса.рф, Консервированная Выкса: каким увидели город петербургские художники
10:09

Консервированная Выкса: каким увидели город петербургские художники

выкса.рф, Фестиваль «Выкса футбольная»

Афиша: Фестиваль «Выкса футбольная»

20 июля с 10:00 до 14:00 стадион «Металлург»
выкса.рф, Экскурсия «Металлургия XVIII века. Железные короли России»

Афиша: Экскурсия «Металлургия XVIII века. Железные короли России»

21 июля в 14:00 музей ВМЗ
выкса.рф, ГИБДД объявила операции «Мототранспорт» и «Встречная полоса»
9:02

ГИБДД объявила операции «Мототранспорт» и «Встречная полоса»

выкса.рф, Выксунцев пригласили на субботние обследования в августе
8:43

Выксунцев пригласили на субботние обследования в августе

выкса.рф, Праздник села «Я живу в Верхней Верее»

Афиша: Праздник села «Я живу в Верхней Верее»

18 июля с 16:00 до 20:00 Верхневерейский ДТ
выкса.рф, Получивших ожоги детей доставили в нижегородскую клинику
16 июля, 16:44

Получивших ожоги детей доставили в нижегородскую клинику

выкса.рф, Стендап-шоу «Выкса-фестиваля» собрало аншлаг в амфитеатре парка 📸
16 июля, 15:33

Стендап-шоу «Выкса-фестиваля» собрало аншлаг в амфитеатре парка 📸