До перехода на сайт осталось секунд. Пропустить рекламу

  Выкса.РФ » Образование
23 июня, 13:53 · Просмотров: 6 076 · Теги: Дмитрий Доронин Гимназия · Версия для печати

Урок должен быть открытием, не менее интересным, чем научно-популярный видеоролик

Победитель конкурса «Учитель года» Дмитрий Доронин раскрыл секреты профессии и объяснил, что интересно современным школьникам

Урок должен быть открытием, не менее интересным, чем научно-популярный видеоролик
Победитель регионального конкурса «Учитель года — 2020», преподаватель физики, информатики и астрономии гимназии №14 Дмитрий Доронин дал интервью Выксе.РФ. Педагог рассказал о том, почему выбрал преподавание технических наук, как заинтересовать учеников из нового «поколению Z», какие эмоции испытал, когда министр назвал его лучшим учителем региона, а также назвал плюсы и минусы дистанционного обучения.

— Как давно вы стали преподавателем?
— Моя профессиональная деятельность в сфере преподавания началась в 2012 году, сразу после окончания магистратуры Нижегородского государственного технического университета имени Р. Е. Алексеева. Несмотря на инженерный профиль образования, педагогика, можно сказать, призвала меня. Я преподавал технические дисциплины в Выксунском филиале НГТУ, позднее параллельно работал учителем физики в гимназии №14. Никогда не мечтал о профессии учителя в юности, но совершенно неожиданно обнаружил, что именно работа в школе приносит мне большую эмоциональную отдачу. Здесь я могу проявить свои способности наилучшим образом. Сделал окончательный выбор в пользу школы, работаю уже 7 лет.

Участие в конкурсе «Учитель года России» и победа в финале областного этапа дали мне возможность по-новому взглянуть на свои профессиональные качества, открыть в себе новые способности. Сфера моей профессиональной деятельности останется неизменной — я буду продолжать работу в школе, продолжать развиваться как педагог, поскольку считаю, что цель моей жизни — это постоянная успешная и плодотворная деятельность в той области, где мои знания и навыки находят свои наилучшее применение.

— Почему выбрали преподавание технических наук?
— С ранних лет я был «ботаником» — рос в окружении развивающих игр и детских энциклопедий. Мне было интересно разбираться в устройстве вещей, давать объяснение явлениям окружающего мира. Школьные и университетские годы открыли для меня мир технических наук. Наверное, блеск в моих глазах от этих открытий в итоге привел к тому, что перед окончанием университета я получил предложение работать в качестве преподавателя. Я посчитал, что это мне подходит... и увлекся.

— Кто предложил вам поучаствовать в конкурсе «Учитель года»?
— Инициатива о моем участии исходила от руководства гимназии. Наш молодой и энергичный директор Анастасия Юрьевна Клипова оказывала большую поддержку и содействие на всех этапах подготовки к конкурсу. Особенную благодарность хочется выразить заместителю директора Наталье Анатольевне Ершовой. Ее бесконечный энтузиазм, творческая энергия, самоотдача в работе и вера в то, что педагог всегда способен вырасти над собой и достичь новых высот, вдохновили меня на участие в конкурсе «Учитель года».

— С чем столкнулись, когда готовились к конкурсу?
— В процессе подготовки к каждому этапу конкурса — начиная с муниципального и заканчивая областным финалом — передо мной стоял ряд задач, для решения которых требовались знания и практические умения в самых разных областях. Это написание эссе и методических семинаров; разработка, техническая подготовка и проведение мастер-класса по использованию цифровых технологий в образовании, съемка и монтаж видео, создание сайта педагога и наполнение его образовательным контентом.

В очередной раз хочется выразить слова благодарности всем, без чьей помощи и поддержки такой успех не был бы достигнут. Это и ученики, принимавшие участие во всех конкурсных мероприятиях, и их родители, и мои дорогие коллеги, дававшие ценные советы, делившиеся опытом, вдохновлявшие на дальнейшие достижения, и администрация гимназии, и просто друзья, родственники и знакомые, которые за меня болели.

— Расскажите о своих проектах и методиках работы с детьми.
— Современные школьники очень сильно отличаются от тех, кто заканчивал школу десятилетие назад. Они — представители нового «поколения Z», которое пришло на смену «поколению Y». Школьный учитель уже не является для них незыблемым авторитетом в плане получения предметных знаний, у них под рукой всегда есть альтернативные и почти безграничные источники информации. Меняется формат общения на учебных занятиях. Ученику необходимо четко представлять, для чего лично ему нужны те или иные знания и умения, которые он сегодня получит на уроке.

В моем понимании, урок должен быть открытием, не менее интересным для них, чем, скажем, научно-популярный видеоролик, который они могут посмотреть в интернете. Учащийся должен быть не просто пассивным наблюдателем или исполнителем команд, но быть активно вовлеченным в процесс, самостоятельно ставить задачи и искать пути их решения. Естественно, на каждом уроке и с каждым учащимся такого результата достичь очень трудоемко — но это тот идеал, к которому я стараюсь приблизиться.

При таком подходе возрастает роль всевозможных форм внеурочной деятельности — проведение дополнительных занятий, кружков, подготовка к различным конкурсам, олимпиадам, прочим мероприятиям — все это позволяет раскрыться личным качествам и способностям каждого участвующего в них ученика. Я уделяю большое внимание научно-исследовательской работе учащихся, в рамках которой они проводят обстоятельное и глубокое изучение явлений и процессов, выходящих за пределы школьной программы. Это совместное погружение в науку, радость открытий и личностного роста.

— Верили, что победите на региональном уровне?
— Участие в областном финале стало для меня большой честью, поскольку я представлял уже не просто свои личные умения и достижения, но и все педагогическое сообщество Выксы. Здесь хотелось бы поблагодарить управление образования округа за возможность пройти этот путь. Естественно, мне пришлось приложить максимум усилий, хотелось верить, что это принесет положительный результат.

— Что чувствовали в финале, сильно переживали за результат?
— Конкурс — это ведь и новые встречи, новые знакомства и узнавания. В первую очередь, это люди науки «Педагогика», те, кто ее развивает — они были в роли организаторов, жюри... Финалистами конкурса стали сильнейшие учителя Нижегородской области, которые представили свои лучшие педагогические наработки, поделились передовым опытом. Мне было очень приятно работать рядом с такими талантливыми и профессиональными коллегами. Я у них тоже учился. Конкуренция была очень серьезной, поэтому результатов конкурса ждал с замиранием сердца.

— Какие эмоции испытали, когда министр Нижегородской области Сергей Злобин назвал вас победителем конкурса?
— Сдержать эмоции было достаточно сложно. Была огромная радость от того, что все усилия — как лично мои, так и всех людей, которые помогали мне и поддерживали меня — принесли такой результат. Он превзошел самые смелые ожидания. Одновременно пришло и осознание огромной ответственности, поскольку теперь передо мной появилась задача — достойно представить уже всю Нижегородскую область на следующем, всероссийском этапе конкурса. Надо усиленно и серьезно готовиться к новым испытаниям, как к олимпийским соревнованиям, только в области педагогики.

— Знаете, что вас ждет на всероссийском финале?
— Учитывая опыт прошлых лет, предполагаю. Он также будет включать в себя несколько этапов. В первом из них все участники (100 учителей-победителей регионального этапа конкурса) должны будут представить свой интернет-ресурс, написать эссе по заданной педагогической тематике, провести урок и внеурочное мероприятие в образовательном учреждении того города, в котором проживает победитель конкурса прошлого года. В 2020 году это будет Волгоград. Пятнадцать учителей, набравших по оценкам жюри наибольшее количество баллов в этих испытаниях, перейдут в следующий этап, в рамках которого должны будут представить свой мастер-класс и продемонстрировать навыки работы в команде, создав вместе образовательный проект. Затем из них будут выбраны пять финалистов, которых ждут последние испытания — публичная лекция и разговор с министром просвещения Российской Федерации. По результатам этих испытаний будет определен победитель, достойный нести звание «Учителя года России».

— Муниципальный этап конкурса прошел в обычном режиме, а второй уже онлайн. Есть ли разница и что вам больше понравилось?
— Каждый из этих форматов имел свои преимущества, поэтому сложно дать однозначный ответ. Муниципальный этап, который проводился еще не в дистанционном режиме, дал возможность непосредственного общения с живой аудиторией при выступлении. С другой стороны, работа над заданиями областного этапа, проводившегося уже в онлайн-режиме, позволила в достаточно сжатые сроки овладеть множеством новых умений и компетенций, которые я буду применять в дальнейшей профессиональной деятельности.

— Дистанционное обучение — это благо или наоборот вред?
— Дистанционное обучение в сегодняшней непростой ситуации было вынужденной необходимостью и испытанием, с которым достойно справились как учащиеся и их родители, так и педагоги. Кардинальные изменения никогда не даются легко, особенно в образовании. Однако дистанционное обучение стало большой сложностью, оно же и открыло множество новых возможностей, расширив арсенал педагогических приемов и методик, которыми может обладать современная школа и которые с успехом можно применять в дальнейшем.

Я считаю, что, несмотря на преимущества современных цифровых технологий, ничто не заменит прямого живого общения учителя с учеником. Поэтому для достижения наибольшего образовательного эффекта образование должно разумно сочетать традиционные и инновационные формы занятий.

— Вы преподаете астрономию. Следите за космической тематикой, недавним запуском в США? Что думаете о российской программе возобновления полетов на Луну?
— Константин Эдуардович Циолковский писал: «Земля — это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». В середине прошлого века человечество вступило в эпоху освоения космического пространства. Запуск первого спутника, первый полет человека в космос, первый человек, ступивший на поверхность Луны... Каждое из этих событий вызывало небывалый восторг, находило огромный отклик в сердцах миллионов людей. Целое поколение мечтало стать космонавтами.

Естественно, прошли десятилетия, былой восторг утих, уступив место целям более практическим, однако мечты о бескрайних далях Вселенной никуда не исчезли. В силу как профессионального, так и личного интереса я конечно же следил за запуском американского многоразового пилотируемого корабля Crew Dragon и отмечу, что это — новый шаг в развитии космических технологий. Также внимательно наблюдаю за развитием российской лунной программы. Освоение космоса — это будущее человечества, даже если это наступает не так быстро, как хотелось мечтателям прошлых столетий. Поэтому, думаю, мы не имеем права потерять лидерство в данной области.

— Вы следите за новостями науки?
— Мы живем в мире, который меняется невероятно быстро. Если педагог будет лишь из года в год транслировать одинаковый некогда приобретенный им набор знаний, он будет учить детей тому, что устарело еще вчера. Несмотря на то, что базовая школьная программа физики в основном опирается на «классические» знания, полученные человечеством в XVII-XX веках, я, как учитель физики XXI века, должен быть в курсе самых последних открытий науки, чтобы доступно и понятно излагать их подрастающему поколению и всегда быть готовым к ответам на многочисленные вопросы учащихся.

Требуется большое время для того, чтобы открытия фундаментальной науки прочно вошли в повседневную жизнь человека — в конце концов, между открытием электричества и постройкой первых электростанций прошло не одно столетие. Но ценность научных знаний заключается не только в возможности их практического применения, но и в том, что они формируют мировоззрение человека, его понимание Вселенной и своего места в ней.

Для меня одним из самых удивительных достижений современной науки стала, например, первая в истории фотография черной дыры. Космический объект, обладающий настолько большим гравитационным притяжением, что даже самый быстрый гонец во Вселенной — свет — не может его покинуть, появился «на бумаге» еще в начале XX века, как результат решения уравнений общей теории относительности, почти век был умозрительной моделью. И вот наконец мы можем увидеть этот космический объект собственными глазами! Практика доказывает собой состоятельность теории и еще раз подтверждает способность науки не просто описывать «мир вокруг нас», но и моделировать происходящее в самых удаленных областях Вселенной с помощью законов логики и творческих сил.

Профессия учителя — это большая ответственность перед ребенком, его родителями, и перед собой, конечно. Иногда слышу: зачем тебе это надо? Отвечу немного с астрофизической подачей:

Человек, как звезда рождается
Средь неясной тревожной Млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.

Поколеньями созидается
Век за веком Земля нетленная...
Человек, как звезда рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная!
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору. Спасибо!
« предыдущая новость     следующая новость »

Сейчас читают

выкса.рф, В Выксе утонули двое человек

В Выксе утонули двое человек

17-летний юноша скончался на следующий день в реанимации

выкса.рф, Как изменится жизнь россиян с 1 июля

Как изменится жизнь россиян с 1 июля

Повторная «детская» выплата, индексация пенсий, возобновление межрегионального туризма и другие нововведения

выкса.рф, Глава регионального минздрава посетил открытие инфекционного отделения ЦРБ

Глава регионального минздрава посетил открытие инфекционного отделения ЦРБ

выкса.рф, В Выксе вернули прежнее расписание пригородных маршрутов

В Выксе вернули прежнее расписание пригородных маршрутов

выкса.рф, Итоги выборов по Выксе за поправки в конституцию

Итоги выборов по Выксе за поправки в конституцию

выкса.рф, В выксунских детсадах открываются дежурные группы

В выксунских детсадах открываются дежурные группы

выкса.рф, Поломка едва не лишила жизни меня и пятилетнего ребёнка

Поломка едва не лишила жизни меня и пятилетнего ребёнка

Рулевой наконечник автомобиля развалился во время движения по Досчатому

выкса.рф, В Грязной убили мужчину

В Грязной убили мужчину

Подозреваемой грозит до 15 лет лишения свободы

выкса.рф, Елена Садикова рассказала о рождении четвёртого ребёнка

Елена Садикова рассказала о рождении четвёртого ребёнка

выкса.рф, Оперативники УФСБ России по Нижегородской области пресекли дачу взятки следователю

Оперативники УФСБ России по Нижегородской области пресекли дачу взятки следователю

выкса.рф, Кочетков: Бюджет округа удалось увеличить на 1,3 млрд рублей

Кочетков: Бюджет округа удалось увеличить на 1,3 млрд рублей

Глава местного самоуправления отчитался перед депутатами

выкса.рф, Выксунскому футболу исполнилось 110 лет

Выксунскому футболу исполнилось 110 лет

выкса.рф, Как замять пороги в центре города?

Как замять пороги в центре города?

выкса.рф, В Выксе перенесли празднование Дня города и металлурга

В Выксе перенесли празднование Дня города и металлурга

выкса.рф, В Выксе горела территория рядом с ТЭСЦ-1

В Выксе горела территория рядом с ТЭСЦ-1

Товары и услуги

Лента

выкса.рф, В Выксе перенесли празднование Дня города и металлурга
Сегодня, 15:50

В Выксе перенесли празднование Дня города и металлурга

выкса.рф, Активисты Bass Club Vyksa отремонтировали детскую площадку в парке
Сегодня, 15:40

Активисты Bass Club Vyksa отремонтировали детскую площадку в парке

выкса.рф, Смотр-конкурс «Молодёжное подворье»

Афиша: Смотр-конкурс «Молодёжное подворье»

с 10 июля по 5 августа
выкса.рф, Более 8 млн рублей направят на ремонт двух автодорог
Сегодня, 14:26

Более 8 млн рублей направят на ремонт двух автодорог

выкса.рф, Студенческий стройотряд из Магнитогорска приедет в Выксу
Сегодня, 13:20

Студенческий стройотряд из Магнитогорска приедет в Выксу

выкса.рф, Три жителя Выксы заразились коронавирусом
Сегодня, 11:40

Три жителя Выксы заразились коронавирусом

выкса.рф, Открываются детские лагеря с медицинской лицензией
Сегодня, 11:08

Открываются детские лагеря с медицинской лицензией

выкса.рф, Новые врачи и медсёстры ЦРБ получат 1 млн рублей
Сегодня, 10:41

Новые врачи и медсёстры ЦРБ получат 1 млн рублей

выкса.рф, В Выксе украли велосипед
Сегодня, 9:46

В Выксе украли велосипед

выкса.рф, Встретим зиму в тёплом доме
Сегодня, 9:44

Встретим зиму в тёплом доме

выкса.рф, Хулиганы поцарапали иномарку у школы №11
Сегодня, 8:54

Хулиганы поцарапали иномарку у школы №11

Разыскиваются очевидцы происшествия

выкса.рф, Максим Едков: Благодарен первому тренеру
Сегодня, 8:27

Максим Едков: Благодарен первому тренеру

выкса.рф, Иверский монастырь закрыт на карантин из-за коронавируса
Сегодня, 8:13

Иверский монастырь закрыт на карантин из-за коронавируса

COVID-19 выявили у настоятельницы игумении Антонии

выкса.рф, Более 400 человек заболели коронавирусом в Муроме
Вчера, 16:15

Более 400 человек заболели коронавирусом в Муроме

выкса.рф, Пожар уничтожил дом на улице Володарского
Вчера, 14:52

Пожар уничтожил дом на улице Володарского

Семья нуждается в помощи