Екатерина Исаева: «Надо всё попробовать, всему научиться»
Фото: Екатерина Стрельцова
Вам когда-нибудь доводилось пилить фанеру? Занятие, скажем прямо, не из простых. А утеплитель на потолок крепить возьметесь? В одиночку. Стены вагонкой отделывать. Обои клеить – опять же без помощников. Наша героиня всё это может.
Кроме этого, она умеет вязать: и крючком, и на спицах. Шить. Вышивать. Умеет «вразумить» зависший компьютер. Свести бухгалтерскую отчетность за год. А ещё она рисует и является автором одного из самых масштабных муралов города. Работа известна небольшому кругу ценителей, поскольку находится на окраине города, ещё неудобнее для туристов, чем стена ЛПК.
— Тебя в художественную школу родители привели?
— Как раз наоборот! Я рисовала всегда. Помню, ещё маленькая была, открытку срисовала: оленёнок со своими друзьями-зверушками в лесу. Мне так понравилось! И вроде получилось. Я хотела рисовать, а мама пыталась отдать меня на танцы. И буквально была война дома, мы спорили...
Вот смотрю сейчас на детей — некоторые не хотят заниматься, а родители их заставляют. У меня всё было наоборот. В 11 лет мама смирилась и отпустила в художку. Я была такая счастливая! Ничего у меня не получалось, но я была счастливая. Так благодарна всем, кто в меня поверил. Учительница моя Татьяна Михайловна Кузовникова, директор — Ирина Вячеславовна Малютина. Я их всех помню!
— Это ведь не Выкса? Ты же не отсюда...
— Из города Пушкино Московской области. Художественная школа в Новой деревне — это на окраине города.
— Нравилось учиться?
— Да я такими категориями и не рассуждала. Ну да, наверное, я же так хотела! На тот момент мне нравилась история искусств. Её у нас преподавал очень сильный педагог Татьяна Константиновна. На высочайшем уровне! Мы её боялись, трепетали буквально перед ней. И учили, конечно. Пыталась потом найти её в сети, но она уже тогда была в возрасте... Так всё интересно рассказывала.
По композиции у меня плохо получалось — вот вообще я не понимала, как это, что с этим делать. Кстати, эти пробелы мои — из того времени — очень помогают в работе. Вспоминаю, что у меня вызывало трудности, и стараюсь детям всё до тонкостей разъяснить. Вот, между прочим, поэтому надо, чтобы классы были маленькие. Тогда успеваешь к каждому подойти.
Штриховать очень любила. Все ещё там что-то рисуют, а я уже к преподавателю: «Можно штриховать? Можно уже?» Живопись мне сначала не нравилась — больше рисунок. Потом наоборот, живопись зашла.
А ещё я поняла, насколько важна мотивация. Педагог скажет: «Как у тебя здорово получилось», — и крылья распускаются! Ребёнок, он же не понимает, хорошо у него или нет. Что-то намалевал — и замечательно, довольный сидит. А вот оценка педагога — объективная (дети так думают), тут уже начинаешь критически смотреть на свои работы. И выводы для себя делаешь.
— Ты не сомневалась, куда поступать?
— Пойти по художественной части было только моим выбором. Мама и родственники сомневались конечно, но в итоге смирились. Мама съездила в Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени Васнецова. Привезла мои работы, поинтересовалась: есть ли смысл. Ей ответили: «Конечно, приезжайте!»
В колледже предлагались прикладные специальности: керамика, дерево, металл, обработка кости, камня. Ну и живопись. Я пришла без подготовительных курсов — они были платными, и считалось, что у тех, кто курсы не прошел, шансов немного. Решила себе: не поступлю.
На экзамене всё быстро нарисовала, оглядываюсь — а другие ещё делают что-то. И я беспомощно смотрю на преподавателя, а он мне кивает: мол, всё нормально, не переживай.
По живописи на вступительных было «пять», рисунок слабее. Поступила, конечно. А рисунок подтянула уже в колледже. Поняла, что от меня хотят. Построение объёма, схемы — это всё пришло со временем.
— Трудно было учиться?
— Непросто. Нас буквально дрессировали. Мой крутой педагог — Александр Владимирович Величко — очень грамотно ставил уроки, у него была хорошая психологическая подготовка. Он умел так мотивировать, что нам хотелось совершенствоваться, мы действительно старались. А некоторые его методы я сейчас применяю к детям.
Кстати, про то, насколько трудно. Нас поступило 23 человека, к концу первого курса осталось 16, на втором курсе — 8. Шли навылет те, кто больше двух недель домашку не приносил по понедельникам. Или в классе не работал — тоже исключали. Выпустилось нас 5 человек.
— А как же ты в Выксу попала? Почему не захотела себя в столице попробовать?
— Тут такая история получилась... Я уже обустраиваться начала после колледжа, год работала на заказах, потом решила открыть свою мастерскую, оборудовала помещение. Вот тут и фанеру пилила, и вагонку. И с циркуляркой могу управиться, и с перфоратором, дрелью, лобзиком...
Как-то друзья, с которыми я училась, позвали к себе на шашлыки сюда. В колледже многие из Выксы учились, постарше меня, но мы общались, дружили. Я приехала. Оказалась на «Ярмарке ремёсел» — как раз художка проводила. Юбилей школы, кажется, отмечали. Ребята в кафе позвали, познакомили с директором школы. И Галина Геннадьевна предложила прийти сюда работать.
— А ты?
— А что я! Куда, какая Выкса. Мне 22 года! У меня там целая Москва. Опять же — к детям. Учить! Не-е-ет...
Потом подумала, всё взвесила. От родителей я к тому времени уже давно съехала. Москва — это не компанейская Выкса, где под одной крышей живут три поколения. Надо снимать квартиру, а работы поблизости, чтобы свободно совмещать живопись и другую творческую деятельность, не было. Часами добираться до офиса, тратить жизнь на пробки и ожидание — как-то не моё. Время — это же невосполнимый ресурс...
Вот так и решилась. С 2015 года пришла преподавать. Да, была молода, неопытна, потряхивало по началу, конечно, но не сильно.
— Не пожалела?
— Я стараюсь ни о чем не жалеть. Сделала — значит, так надо. Если сидеть на месте — ничего не получится. Я люблю движение. Каждый день должно быть что-то хорошее. И не мне кто-то должен это преподнести, нет. Я сама это хорошее создаю. Много отдаю и много получаю обратно. Жизнь короткая, пролетит быстро. Надо попробовать всё, всему научиться. Важно делать — буквально, руками делать. Терпеть не могу, если человек лежит и разглагольствует, когда можно встать и сделать.
Был случай... Мне не понравились обои на съёмной квартире. Я психанула, поехала на рынок, купила обои, на автобусе привезла, поклеила. Одна. Упрямая.
В общем, обжилась тут, купила машину. Друзья здесь, домой в Москву езжу два раза в год. Стараюсь по возможности путешествовать.
— А пишешь по вдохновению? Что тебя вдохновляет?
— У меня скучный ответ. Я не знаю, что такое «нет вдохновения». Вот садишься за работу — и уже вдохновлён. Мне кажется, вдохновение, точнее его отсутствие — это отмазка ленивых.
«Болеет тот, кто не любит работать», — говорил мой педагог Андрей Александрович Симаков. Он, кстати, много меня критиковал: знал, что я могу лучше, и настаивал, чтобы больше работала. Когда сдавала диплом, все поставили «пять», а он настоял на «четвёрке». Тогда это было очень обидно, а сейчас понимаю, почему и для чего он это сделал. Никогда нельзя останавливаться на достигнутом.
— Чем рисовать предпочитаешь?
— Я люблю работать со всем: масло, акварель, графика, ручка, карандаш. Пастель, пожалуй, меньше. Я ещё как-то не дошла до неё. Думаю, это впереди. Соусом вот работала.
— ???
— Нет, не майонезом, и не кетчупом! Дети часто так спрашивают. Это своеобразная техника. Интересно.
— Работы у тебя такие... Мальчиковые, что ли... Машины старые, сараи, дома покосившиеся.
— Ох... Развалюшки! Да! Ржавчина проступившая, сарайки заброшенные — это всё мое. Дворики, покосившиеся заборы... Это вам не сайдинг одинаковый и однотонный, безжизненный. Цвет же интересный. Судьбы...
Смотришь и думаешь: здесь жили, дом защищал людей, он помнит и хранит какие-то истории, какие-то чувства, мечты. Для меня это эмоции, глубокие переживания. И пусть сейчас всё заброшенное, но жизнь прорывается. Трава, кусты... Деревья на разрушенных кровлях люблю рисовать. У нового ещё нет своей истории. Мне нравится писать портреты стариков. Так интересно: как морщинки легли, как образовывались, какие эмоции за ними скрыты...
Я могу про развалюхи долго рассказывать. Вот машины раритетные. «Старичок-грузовичок устал...». Меня когда-то мама к бабушке в деревню привезла. Спрашивает: «Тебе нравится?» А я домой прошусь: «Не нравится! Тут нет запаха бензина!»
— Давай поговорим о граффити, что ты в Выксе нарисовала.
— Да, было... В 2019 году мне предложили украсить ворота. Я приехала, а там гараж: 12 метров в длину, 6 — в высоту. Одни ворота 3 метра, другие — 5. Фура заезжает. Смотрю — аж дух захватывает. Ну и нарисовала... Танк... Вроде ничего получилось.
— Чему учишь детей?
— Чтобы ценили то, что у них есть. Жизнь свою, близких. И занимались тем, что действительно нравится, делом, которое приносит больше удовольствия, чем усталости и негатива. Объясняю, что надо себя найти обязательно. Иначе время утеч/т сквозь пальцы. Хватишься потом — а уже не вернуть... Я же говорю: жизнь короткая!
Новости по теме
Сейчас читают
ОМК наградила лучших по профессиям
Школьницу сбили на улице Ленина
Иван Шаронов и Ангелина Карамян стали лауреатами «Большой перемены»
На набережной в Шиморском начали строить пассажирский причал
Начинающий 37-летний водитель выпил и угодил в ДТП
Как выксунке удалось создать дом из курятника
Детская художественная школа отметила полувековой юбилей
Неопытный водитель сбил школьницу на переходе
Благоустроенный сквер открыли на Дружбе
Выксунцы заявили ещё семь проектов на конкурс «Вам решать!»
Выксунцам предложили украсить комплексный центр к Новому году
Шесть автомобилей столкнулись на навашинской трассе
Опасное развлечение: подростки свесились из окна на девятом этаже
Татьяна Шуянова завоевала бронзу на чемпионате мира по самбо
«Литературная скамья» украсила главную аллею парка
Товары и услуги
Компания «Оникс»: ваш старый металл — наша забота
Новогодние корпоративы в «Корице»
ЖК «Ботаника Парк» в Выксе признан одной из лучших новостроек Нижегородской области
Ломбард «РАНТЬЕ» — профессионально, выгодно, удобно!
Скидки до 70% в салоне Laparet
Черная пятница в магазине «Центр Керамики»
Шок-цены на сантехнику в наличии
Аппаратная замена масла в АКПП — в автотехцентре «Фаворит»
Технология MotulEvo