ВМЕСТЕ МОЖЕМ

Дарья Кузнецова

Дарья Кузнецова – второкурсница Арзамасского филиала ННГУ им. Лобачевского, учится на психолога. И одновременно работает в Выксунском инклюзивном центре «Созвездие»: начинала помощником Монтессори-педагога, а позже освоила аппарат биологической обратной связи (БОС). Теперь она нейротренер.

Коррекция развитие психики, стимулирование работы мозга, как следствие, помощь людям в преодолении таких проблем как тревожность, раздражительность, различные страхи, – Дарья с увлечением рассказывает об обучении в специализированном нижегородском центре, о консультациях с московскими экспертами, о методиках БОС, возможности которых, по словам девушки, очень широки.

Даша имеет врожденную инвалидность. Её возможности ограничены?

Ограничены возможности моего здоровья. В остальном я такая же, как все. Если смотреть в корень, людей с безграничными возможностями просто нет. Значит, все мы равны, – говорит Дарья.

Эту мысль она старается донести до учеников начальных классов школ Выксунского округа. Для них организованы «Уроки доброты», и Дарья – ведущий или, как сейчас принято говорить, спикер этих занятий.

Образовательная программа «Уроки доброты» была инициирована Благотворительным фондом «ОМК-Участие» в партнерстве с общественной организацией родителей детей с инвалидностью «Созвездие» и управлением образования администрации городского округа. Она направлена на воспитание у детей и подростков толерантного отношения к инвалидности.

В данном случае толерантность просто гарантирует другим людям иметь право быть такими, какими они стали или родились. Толерантность не означает равнодушие или безразличие, очень важно иметь собственное мнение по тому или иному вопросу. Но это мнение не навязывается. И люди не должны проявлять агрессию или грубо вести себя в отношении тех, кто от них отличается. Равно как и не должны закрывать глаза на мировоззрения, несущие в жизнь зло.

Дарья не только поддержала саму идею программы, она решила стать ее активной участницей.

Ранее, в 2016-м, в Выксе уже проводились «Уроки доброты». Тогда их проводили педагоги школ городского округа. Теперь применяют иной подход. «Уроки доброты» ведут волонтеры, а также соискатели проекта по трудоустройству людей с инвалидностью «Выкса. Работа есть». Это неслучайно. Весомый сегмент указанного проекта – преодоление стереотипов. Каким образом? Нужно давать детям и подросткам максимально полную информацию для формирования верного представления о вопросах инвалидности. Нужно прививать им навыки общения и взаимодействия с особенными людьми.

Дарья Кузнецова

Для будущих спикеров провели обучающие тренинги. Методическая основа программы занятий разработали эксперты региональной общественной организации «Перспектива».

Было интересно! – вспоминает Дарья. – По завершении тренинга мы практически сразу же приступили к делу. На первый пилотный урок нас выпустили с куратором Марией Назукиной из Москвы. На второй мы уже пошли вдвоем, самостоятельно. Занятия проводят всегда двое, один из которых с инвалидностью. Это нужно для того, чтобы показывать ребятам своим примером: можно жить полноценно, имея инвалидность. Можно работать, заводить семью, быть счастливым.

В каждом классе проводим по три занятия. На первом рассказываем о том, что такое инвалидность. На втором – о возможностях людей с инвалидностью; здесь мы используем видеоматериал о спорте. На третьем – об известных людях с инвалидностью.

Пока я провожу занятия с ребятами 1-4 классов, но в целом программа «Уроки доброты» рассчитана на школьников по 9-й класс включительно. Для каждой возрастной категории составлена своя программа.

Строго говоря, это не уроки, и оценки там не предусмотрены. Это занятия, в ходе которых мы помогаем понять нас.

Насколько это удается, определить пока трудно. Даша сетует, что вопросов дети почти не задают, а это, по ее мнению, означает, что им не было интересно. Приходится буквально втягивать их в разговор.

Например, мы проводим с ними игры, вызываем на открытость, – продолжает девушка. – Так, стандартный ответ со стороны ребенка на вопрос «что ты любишь делать?» – «играть в футбол и рисовать». Но нам уже иногда отвечают по-другому: «поспать подольше», «в компьютерные игры играть». Это здорово! Это говорит о том, что ребенок стал раскованней, идет на контакт.

Моя задача заинтересовать их: как я, такая другая, живу. Показать, что мы, люди с инвалидностью, есть, и не нужно нас бояться. Что с нами можно дружить.

Уроки доброты не дают детям новых знаний. Он позволяет раскрыть то, что уже вложено в сердце каждого ребёнка.

Руководитель проектов фонда «ОМК-Участие» Ирина Скобелева:

Главная отличительная черта новых «Уроков доброты» – об инвалидности рассказывают те, кто знает о ней все, т.е. сами люди с инвалидностью. В паре с волонтером каждый из них сможет наиболее объективно и развернуто раскрыть тему занятий, а также ответить на вопросы ребят, основываясь на собственном опыте. Школьники же смогут уже в ходе общения со спикером применить на практике полученные знания.

Материал подготовлен группой изданий «Красные Зори» в рамках проекта ВМЕСТЕ МОЖЕМ, при поддержке АНО «Институт Развития Интернета».