До перехода на сайт осталось секунд. Пропустить рекламу

  Выкса.РФ » Образование
23 февраля, 15:30 · Просмотров: 9 582 · Теги: Школа 6 День защитника Отечества Интервью · Версия для печати

Александр Азов: «Современная школа готовит исполнителей, а не творцов»

Александр Азов: «Современная школа готовит исполнителей, а не творцов»
23 февраля, в День защитника Отечества, 70-летний юбилей празднует директор школы № 6 Александр Азов. В интервью Выксе.РФ он рассказал о проблемах системы образования, нетрадиционных методиках и о том, почему мужчины редко становятся учителями.

— Вам 70, но вы выглядите значительно моложе своих лет. В чём секрет?

— Наверное, в том, что я веду активный образ жизни. Например, за одиннадцать дней в феврале прошёл 100 километров. Кроме того, практикую моржевание, плаваю в бассейне, делаю зарядку, раньше играл в волейбол и увлекался лыжами. Спорт всегда был моим спутником. А ещё люблю юмор, стараюсь позитивно относиться ко всему происходящему и быть добрее к людям. Для здоровья немаловажно, когда нет обид, тёмных мыслей и чувств.

— Вы родились 23 февраля, в День защитника Отечества. Какими качествами должен обладать настоящий мужчина?

— Мужчина, прежде всего, должен ответственно относиться к своему делу, защищать страну, заботиться о тех, кто его окружает. Моё имя Александр переводится с греческого как «защитник», и в жизни это очень часто проявлялось. Я был идеологическим борцом за сохранение советской власти, шёл наперекор горкому партии, выступал против Ельцина. В 90-е защищал детей и родителей от притеснения учителей. Однажды дело даже дошло до суда: коллектив меня не поддержал, но я проявил характер, отстаивая интересы нескольких учеников. Та ситуация разрешилась мирно. Сейчас всё поменялось, и моя главная задача — защищать профессию учителя, которая унижена и растоптана современным обществом. Стараюсь делать это не только в своей школе, но и везде, где необходимо.

— Мужчины всё реже становятся учителями. Почему вы выбрали сферу образования?

— У меня в семье нет педагогов. Собирался стать металлургом, но всё изменилось, когда к нам в школу приехала старенькая учительница немецкого языка. Она-то меня и перепахала, переубедила. Я был секретарём комсомола в школе. Видимо, она оценила мои организаторские способности, желание или умение ладить с ребятами, вести их за собой. Я считался лидером среди сверстников. В 10-м классе пошёл против педсовета и отстоял ученика, которого хотели выгнать: пообещал, что возьму на поруки, и сидел с ним за одной партой до самого выпуска.

Учительница немецкого оказалась права. Я несколько раз уходил из школы, но всё равно вернулся. И вот уже 31 год работаю директором.

— Помните, как получили эту должность?

— Я любил учительскую профессию. Пять лет работал в селе по направлению, потом с женой переехал в Выксу. Преподавал в ПТУ, школе № 8. И там и там мне предлагали стать директором, но я отказывался. Не хотел быть руководителем. Всё изменилось в 90-е, когда расформировали горком партии. Жена поехала за второй профессией в Нижний Новгород: училась на психолога, а так она математик. Тёщу сократили. Оказалось, что у меня одна зарплата на всю семью. Я был вынужден обратиться к Ивану Петровичу Димову (в то время возглавлял управление образования. — Прим. авт.) и просить повышения. Школой № 6 тогда руководил Виктор Рудольфович Силленберг, но он собирался уходить в прикладную экономику. И 29 августа 1992 года меня назначили директором.

— Из чего состоит ваш типичный рабочий день?

— Профессия очень многогранная. Это беседы с детьми, хозяйственные вопросы, разработка мероприятий. Готовлю разные программы, отчёты, выступления на родительских собраниях и педсоветах. Практически в любой момент ко мне могут обратиться за помощью. Работа настолько непредсказуемая, что иногда смотришь утром в план: вроде и заняться-то нечем. А приходишь, включаешься — и пошло. Особенно в последнее время. Если раньше я сам расставлял приоритеты на день, то сейчас стал больше подчиняться алгоритму, который спускают сверху. Уроки я не веду уже лет 7–8. Отказался, потому что постоянно приходилось пропускать: то совещания, то мероприятия, то родители придут. Было жалко детей, которым не мог дать положенного по учебной программе, поэтому решил сосредоточиться только на работе директора.

— Главный принцип медицинской этики — не навреди. Как бы вы сформулировали ключевой принцип в педагогике?

— Побудить ребёнка к творчеству и саморазвитию. Для меня это самое главное в профессии. Постоянно стремлюсь что-то усовершенствовать, чтобы было не как у всех, а по-особенному, касалось только нашей школы и учителей. Думаю, у нас получается.

— Вы уже более 30 лет возглавляете школу. Что изменилось в образовании за это время?

— Стало меньше свободы по сравнению с 90-ми. Фактически её нет. Раньше мы постоянно что-то выдумывали, экспериментировали, делали то, что считали нужным. Например, внедряли систему оздоровления по Норбекову, кадетские и экономико-управленческие классы. Они появились в других школах только спустя десять лет.

А теперь педагогов мало, нагрузка большая: отчёты, проекты — вся эта бюрократия. Образование катится вниз. Никто не обращает внимание на методики, а ведь среди них попадались очень успешные! Когда ввели экономико-управленческие классы, выбились в лидеры на олимпиадах и научно-практических конференциях. Много было, чего мы сами хотели, а сегодня работаем так, как говорят сверху. Я со многим не согласен. Подготовка к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, собеседованиям отнимает много времени и сил. Мы, заложники системы, стараемся этот процесс смягчить.

С каждым годом в школу приходят всё больше больных детей. Если раньше у нас было 2–3 человека в классе, то теперь 25–27. Это просто бич. Государство не хочет строить коррекционные школы, в Выксе вот всего одна такая. Считается, что совместное обучение социализирует детей с ограниченными возможностями здоровья, но это, наоборот, ведёт к общему упадку интереса. Учеников мотивирует, если половина класса учится на четыре и пять. Сегодня почти нереально добиться такой успеваемости.

Кроме того, детей очень отвлекают смартфоны и интернет. С этим пытаются бороться, принимают законы, но на практике всё бесполезно. Мы не имеем права отбирать телефоны, разговариваем с родителями — многие не понимают. Нам бы, как в некоторых странах, — запретить и всё. Люди поумнее вообще не дают детям гаджеты до определённого возраста.

— С каждым годом результаты ЕГЭ падают и проходные баллы всё ниже. Почему так происходит?

— Я с самого начала был против ЕГЭ. Это не развитие личности, это натаскивание. Видимо, политика в стране такая: умные люди не нужны — ими сложнее управлять. Современная школа готовит исполнителей, а не творцов. Ещё в 2009 году [российский учёный и академик] Сергей Петрович Капица говорил, что Россию превращают в страну идиотов. Некомпетентность проявляется везде, даже в руководстве. Специалистов очень мало. Например, Мутко: то за спорт отвечает, то за строительство, то ещё за что-нибудь.

Ну а дети, они тоже заложники системы ЕГЭ. Им бы, как нам раньше, отучиться в школе, сделать домашнюю работу и заниматься саморазвитием: читать книги, рисовать. А времени нет, всё расписано по минутам. После уроков — кружки до самого вечера, потом ещё домашние задания. Но человек развивается, только когда у него есть свободное время, когда он сам может выбрать, чем заняться!

Кстати, подавляющее большинство наших родителей, учеников и учителей — противники ЕГЭ. Довольны только те, кто зарабатывают на этом, совмещая преподавание в школе и репетиторство. Система не готовит созидателей и творцов, от будущего поколения вряд ли стоит ожидать прорывов в науке. Хотя русский народ — удивительный. Каким-то образом у нас всё ещё очень много умных людей.

— Насколько я знаю, вы первым в Выксе запустили обучение в начальной школе по методике Жохова. В чём её суть?

— В двух словах сложно объяснить. Традиционная школа ориентирована на левополушарное обучение, а Жохов старался задействовать и правое, более мощное, где преобладают образное мышление, воображение, чувственное восприятие. Рядовые первоклассники весь год повторяют то, что уже проходили в детсаду, знакомятся с азбукой, которую можно было освоить за одну четверть. Им легко, поэтому они полностью теряют мотивацию. У Жохова дети в третьей четверти приступают к умножению, когда другие только изучают разряды: единицы, десятки и сотни. Они даже читать учатся по-другому: не по слогам, а по буквам.

— Первый поток жоховцев перешёл в среднее звено в 2017-м. В этом году у ребят выпускной. Отслеживаете их оценки? Как они показывают себя по сравнению с другими учениками?

— Когда мы внедряли эту систему, проводили исследования и видели конкретный результат. Он был заметен уже после первой четверти. Тогда методист из управления образования сказал мне: «Ну ты, Азов, и сукин сын! Нашёл то, что действительно развивает детей!»

Приезжали люди из Москвы, общались с жоховцами, их родителями и учителями. В четвёртом классе получили совсем других детей: с горящими глазами, сплочённых, организованных, которые хотели учиться и работать на уроке. У других к средней школе пропадал интерес, а у этих наоборот. У меня обе внучки по системе Жохова отучились, я очень доволен.

Кроме того, пробовали в школе ноосферное образование, когда ученики слушали новый материал, расслабившись и с закрытыми глазами, вводили систему обучения стоя по методике Базарного, одна учительница практиковала буквограмму для развития межполушарных связей.

Очень много было программ, которые могли бы продолжать. К сожалению, помешало реформатство сверху. Учебный план постоянно переделывали: только мы выстроили систему — и тут же всё менялось. Появлялись другие проекты и планы, которые нам навязывали.

— Всё это не очень укладывается в классическую школьную систему, где главное — хорошие оценки.

— Мы сами создали экспериментальную площадку, приглашали людей, связывались с НИРО, нас курировал профессор Мануйлов — с его письменного одобрения в школе разрешили внедрять программы. Теперь ввели ФГОС, по которым преподаватель должен добиться результата, а как — никто не объяснил. В советской школе показывали методики, сегодня такого нет. И это беда.

— В интервью вы рассказывали, что, приехав в Выксу, не смогли устроиться в школу — не было мест. Сейчас педагогов не хватает. Из-за низких зарплат учителям, особенно начинающим, приходится вкалывать за двоих. Власти открыто говорят: хотите зарабатывать — выбирайте другую профессию. Что вы об этом думаете?

— Люди не идут в профессию из-за несоответствия нагрузок и зарплат. В советское время ни я, ни жена не смогли сразу устроится: мне пришлось пойти на птицефабрику, а супруге-математику работать учителем труда в школе № 8. Через несколько лет она всё-таки начала преподавать профильный предмет, а я перешёл в ПТУ, где освободилось место историка. Помню, брал 30 часов. В перемены заходил в свою крошечную лаборантскую, падал в кресло и лежал 10–15 минут. Это я, здоровый мужик! А сейчас по 50 часов берут. Наверное, только русская женщина может такое выдержать.

Думаю, политика в стране выстроена так, чтобы погубить образование. Одни только слова и призывы, а действий никаких. И родители не понимают, что учить некому. Опытные педагоги постепенно уходят, а замены нет. Была ведь программа по поддержке молодых специалистов, когда за несколько лет преподавания давали миллион, квартиру или машину. Благодаря этому наша школа получила нескольких учителей.

С кадрами везде беда, но в образовании хуже всего — и перспективы не видно. Да, открывают образовательные организации, различные платформы, «Точки роста», внедряют ЕГЭ и ОГЭ. Но нужно ли всё это? Лучше бы проводили экзамены, как раньше, а деньги пустили на зарплаты. Был бы результат. А вообще, я очень благодарен своим учителям. Они сохраняют сердце и душу, работая с учениками, которые относятся к ним неуважительно. Пытаемся решать все вопросы мирно. Детям тоже сложно, их можно понять.
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
« предыдущая новость     следующая новость »

Сейчас читают

выкса.рф, «Выкса-ТВ»: как отпраздновали юбилей школы № 12

«Выкса-ТВ»: как отпраздновали юбилей школы № 12

выкса.рф, Татьяна Шуянова завоевала бронзу на чемпионате мира по самбо

Татьяна Шуянова завоевала бронзу на чемпионате мира по самбо

выкса.рф, Студент ВМК Егор Чуднов выступит в финале Всероссийского чемпионата «Профессионалы»

Студент ВМК Егор Чуднов выступит в финале Всероссийского чемпионата «Профессионалы»

выкса.рф, В «Баташёв Арене» откроют секцию плавания для детей с ДЦП

В «Баташёв Арене» откроют секцию плавания для детей с ДЦП

выкса.рф, «Выксунские моржи» приняли участие в съёмках фильма «Василий Тёркин»

«Выксунские моржи» приняли участие в съёмках фильма «Василий Тёркин»

выкса.рф, Школа № 1 распахнула двери для учеников 📸

Школа № 1 распахнула двери для учеников 📸

выкса.рф, Погибшего в СВО Илью Ромашова похоронят на Аллее героев

Погибшего в СВО Илью Ромашова похоронят на Аллее героев

выкса.рф, Неизвестные украли саженцы у стелы на въезде в Выксу

Неизвестные украли саженцы у стелы на въезде в Выксу

выкса.рф, Bezdari стали обладателями кубка ОМК по Counter-Strike 2

Bezdari стали обладателями кубка ОМК по Counter-Strike 2

выкса.рф, Автобусы перестанут заезжать на улицы Попова и Максима Горького

Автобусы перестанут заезжать на улицы Попова и Максима Горького

выкса.рф, Шесть автомобилей столкнулись на навашинской трассе

Шесть автомобилей столкнулись на навашинской трассе

выкса.рф, Бывший главный инженер администрации предстанет перед судом за взятку

Бывший главный инженер администрации предстанет перед судом за взятку

выкса.рф, Детская художественная школа отметила полувековой юбилей

Детская художественная школа отметила полувековой юбилей

выкса.рф, Выксунскую епархию возглавил епископ Гедеон

Выксунскую епархию возглавил епископ Гедеон

выкса.рф, На набережной в Шиморском начали строить пассажирский причал

На набережной в Шиморском начали строить пассажирский причал

Товары и услуги

Лента

выкса.рф, В школе № 8 учились давать вещам вторую жизнь
15:53

В школе № 8 учились давать вещам вторую жизнь

выкса.рф, «Выкса-ТВ»: победителей областной олимпиады профмастерства назвали в ВМК
15:19

«Выкса-ТВ»: победителей областной олимпиады профмастерства назвали в ВМК

выкса.рф, У Мотмосской школы высадили кустарники и цветы
14:24

У Мотмосской школы высадили кустарники и цветы

выкса.рф, В Выксе создадут подразделение Центра репродуктивного здоровья
14:22

В Выксе создадут подразделение Центра репродуктивного здоровья

выкса.рф, Сотрудников ОМК наградили за успехи в цифровизации
13:38

Сотрудников ОМК наградили за успехи в цифровизации

выкса.рф, Оборудование завода «Дробмаш» отправилось на Сахалин
11:54

Оборудование завода «Дробмаш» отправилось на Сахалин

выкса.рф, ГИБДД опубликовала фото с места смертельной аварии
10:19

ГИБДД опубликовала фото с места смертельной аварии

выкса.рф, Праздничная программа «Семейная осень»

Афиша: Праздничная программа «Семейная осень»

23 ноября в 12:00 Детская школа искусств
выкса.рф, Школьникам вручили первые паспорта в День народного единства
10:03

Школьникам вручили первые паспорта в День народного единства

выкса.рф, Bezdari стали обладателями кубка ОМК по Counter-Strike 2
9:30

Bezdari стали обладателями кубка ОМК по Counter-Strike 2

выкса.рф, «У вас Валерий Ободзинский там, на крыше?». 70 лет назад родился выдающийся футболист и певец Виктор Рощин
8:56

«У вас Валерий Ободзинский там, на крыше?». 70 лет назад родился выдающийся футболист и певец Виктор Рощин

выкса.рф, Хоккей: «Металлург» (Выкса) — «Горняк» (Гремячево)

Афиша: Хоккей: «Металлург» (Выкса) — «Горняк» (Гремячево)

23 ноября в 13:00 ФОК «Баташёв Арена»
выкса.рф, Двое погибли и трое пострадали в ДТП у Сноведи
17:15

Двое погибли и трое пострадали в ДТП у Сноведи

выкса.рф, Непростая неделя из жизни забора Верхневерейского ДТ
16:56

Непростая неделя из жизни забора Верхневерейского ДТ

выкса.рф, Подросток попался пьяным за рулём
16:17

Подросток попался пьяным за рулём