Что такое усадебный театр и как он появился в России

А вы когда-нибудь слышали про Выксунский театр? Мало кто знает, но здесь уже чуть более двухсот лет развивается театральная жизнь. Что такое усадебный театр? Как крестьяне из крепостных становились известными актёрами? Чем Выкса привлекала культурных деятелей и критиков из Москвы и Петербурга? Об этом читайте в серии материалов «Выкса-фестиваля», которые подготовлены на основе исследований Е. Н. Пенской и Н. С. Голубевой.
XVIII век — поворотное время в истории России. Не только в политическом смысле — царство превратилось в империю и увеличило свои границы, — но и в культурном. Россия после реформ Петра I стала европейской страной, а это, кроме бритья бород, означало и появление новых художественных форм, например развитой театральной индустрии. И если в середине XVIII века своя сцена была лишь в нескольких крупных городах, то ближе к концу столетия ситуация радикально изменилась. Как грибы после дождя по всей стране стали появляться провинциальные театры.
Это было следствием указа о дворянской вольности 1762 года, когда монарх отменил обязательную гражданскую или военную службу для дворян, из-за чего те стали больше времени проводить в своих загородных усадьбах и строить новые — ещё больше и ещё величественней. Начался поистине золотой век русского дворянства, который продлится вплоть до отмены крепостного права в 1861-м. Кроме того, «наверху» наблюдался повышенных интерес к театру: в 1756 году императрица Елизавета постановила открыть первый в стране национальный публичный театр — раньше попасть на спектакли могли лишь придворные и крупные дворяне и купцы, а ставили там исключительно иностранные пьесы. Так что открыть театр для дворянина того времени означало подыграть моде, задаваемой самим монархом.
Большие помещики стали создавать собственные театры при усадьбах, как правило, набирая труппу из крепостных крестьян, кто выказывал какие-то способности, — потому такие театры и называли «крепостными». Считается, что первую приусадебную сцену открыл в 1776 году Михаил Кречетников в Калуге, где тогда служил наместником, а затем и в Туле. Кречетников сделал не просто небольшой культурное предприятие, но и «вырастил» его до главного в регионе — современный Калужский областной драмтеатр ведёт свою родословную именно от экспериментов Кречетникова. Вот его слова: «Театр не разоряет и не отнимает, а средства прибавляет, потому что он рождает смекалку и побуждает к делу — себе на благо и Отечеству во славу».
Для жителей Выксы имя Кречетникова — не такое уж далёкое. Считается, что именно он «заразил» промышленников братьев Баташёвых идеей создать собственный, Выксунский театр — один из крупнейших усадебных театров в России и необыкновенный культурный проект, известный всей стране.
XVIII век — поворотное время в истории России. Не только в политическом смысле — царство превратилось в империю и увеличило свои границы, — но и в культурном. Россия после реформ Петра I стала европейской страной, а это, кроме бритья бород, означало и появление новых художественных форм, например развитой театральной индустрии. И если в середине XVIII века своя сцена была лишь в нескольких крупных городах, то ближе к концу столетия ситуация радикально изменилась. Как грибы после дождя по всей стране стали появляться провинциальные театры.
Это было следствием указа о дворянской вольности 1762 года, когда монарх отменил обязательную гражданскую или военную службу для дворян, из-за чего те стали больше времени проводить в своих загородных усадьбах и строить новые — ещё больше и ещё величественней. Начался поистине золотой век русского дворянства, который продлится вплоть до отмены крепостного права в 1861-м. Кроме того, «наверху» наблюдался повышенных интерес к театру: в 1756 году императрица Елизавета постановила открыть первый в стране национальный публичный театр — раньше попасть на спектакли могли лишь придворные и крупные дворяне и купцы, а ставили там исключительно иностранные пьесы. Так что открыть театр для дворянина того времени означало подыграть моде, задаваемой самим монархом.
Большие помещики стали создавать собственные театры при усадьбах, как правило, набирая труппу из крепостных крестьян, кто выказывал какие-то способности, — потому такие театры и называли «крепостными». Считается, что первую приусадебную сцену открыл в 1776 году Михаил Кречетников в Калуге, где тогда служил наместником, а затем и в Туле. Кречетников сделал не просто небольшой культурное предприятие, но и «вырастил» его до главного в регионе — современный Калужский областной драмтеатр ведёт свою родословную именно от экспериментов Кречетникова. Вот его слова: «Театр не разоряет и не отнимает, а средства прибавляет, потому что он рождает смекалку и побуждает к делу — себе на благо и Отечеству во славу».
Для жителей Выксы имя Кречетникова — не такое уж далёкое. Считается, что именно он «заразил» промышленников братьев Баташёвых идеей создать собственный, Выксунский театр — один из крупнейших усадебных театров в России и необыкновенный культурный проект, известный всей стране.
Сейчас читают

Нижегородский областной суд утвердил приговор женщине, натравившей алабая на соседа

Сильнейший ливень с градом обрушился на Выксу

В Выксе реставрируют и перемещают Башню Шухова
Впервые в современной практике

Анатолий Седых на ПМЭФ рассказал об опыте развития Выксы

Наталья Блюхерова собирает деньги для борьбы с раком молочной железы

Фигуристы закрыли сезон с медалями

Выксунцы остановили незаконную свалку в Ризадеевском лесу

В библиотеке «Отчий край» появился зуб мамонта

Вход — спереди, выход — сзади: новый порядок посадки в автобусах Выксы

Второй этап субботника в лесополосе между школами № 1 и 9 состоится в июле

В Нижегородской области появилась карта бесплатного Wi-Fi

Два выксунских огнеборца вошли в число лучших

На улице Лесозаводской вновь зафиксирована стихийная свалка

В Кулебакском районе разбился Су-34

Выксунский характер на мировой арене: итоги Кубка мира по самбо в Ереване
Товары и услуги

ЖК «Первый»: финал строительства совсем близко

Автоматическая заправка кондиционеров — в автотехцентре «Фаворит»

Скидки до 70% в фирменном салоне плитки и керамогранита Laparet

Поездки в Москву — с транспортной компанией «Попутчик»

«Городская ритуальная компания» — надёжный помощник в организации похорон

«Центр керамики»: ваш надежный спутник в создании идеального интерьера более 25 лет!

ТМК Инструмент: солнце, скидки, жара

Лето вместе со школой современных технологий ITKids

Агрофирма «Металлург» реализует продукцию со склада

Можно ли не платить по кредиту?
Ответы юриста