12 июля 2024, 14:22 · Просмотров: 5 441 · Теги: Выкса-фестиваль Интервью ОМК-Участие · Версия для печати
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»

Фото: благотворительный фонд «ОМК-Участие»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдёт ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Газета The Art Newspaper Russia поговорила с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя.
— Когда вы начинали «Арт-Овраг» в Выксе, каким вы видели его место среди прочих культурных мероприятий?
— Фестиваль с самого начала планировался как социальный проект фонда «ОМК-Участие», мы хотели предложить подросткам и молодёжи осмысленный досуг через искусство, спорт, встречи с художниками, самореализацию в чём-то созидательном. Для компании, которая работает в моногороде, где металлургическое предприятие определяет жизнь практически каждого горожанина, очень важна социальная и культурная повестка. Сначала фестиваль, который тогда назывался «Арт-Овраг», проводился в историческом парке конца XVIII века, в котором одна часть ландшафтная — английский парк, а вторая — французский. Там действительно есть живописные овраги. Программы первых фестивалей строились исключительно на интересах подростков и молодёжи, поэтому в программе появились хип-хоп и рэп-батлы, экстремальные виды спорта, граффити и паблик-арт. С годами программа наполнялась новыми направлениями и углублялись задачи проекта.
— Какие мероприятия за 14 лет нашли поддержку и понимание, стали популярными, а какие вы оцениваете как «ну не зашло»?
— За эти годы стал, например, меньше интерес к рэп-батлам, но зато появилась круглогодично работающая программа для скейтеров «Выксадром». Это часть большой работы продюсерского центра, который теперь продолжает программы фестиваля в течение года. В 2017 году появилась арт-резиденция. Художники привнесли идею через искусство говорить с молодёжью, предлагать им род занятий, отличный от деструктивных. Когда городское предприятие успешно развивается, выплачивает хорошие зарплаты — у людей возникают культурные запросы. За 14 лет работы фестиваля нам удалось выстроить в городе целую многослойную культурную среду.
— Каждые три года у вас меняется команда кураторов — это принцип организации фестиваля?
— Да, есть такой принцип. Мы поняли для себя, что нам важно соединять задачи искусства и задачи компании. Для нас интересно экспериментировать и развиваться. В этом году, например, вместо главного куратора фестиваля у нас появился главный редактор — журналист Юрий Сапрыкин. Чтобы видение художников, разных направлений программы и наше соединялись — нужен профессиональный человек из области искусства. Юрий Сапрыкин в этом плане идеальный кандидат на эту роль, он объединил по смыслу многие наши идеи. Это очень важно. Осмысление определяет успех любого мероприятия.
— Что первично — бюджет или культурная программа?
— Важно и то и другое. Это движение навстречу друг другу. Для нас очень важно, чтобы проекты были уникальными, оригинальными, привязанными к месту, к богатой истории Выксы. Компания к решению любых задач подходит комплексно. Сейчас ОМК разрабатывает стратегию развития Выксы. Совместно с городом завод строит 5 тыс. квартир для специалистов и их семей. Люди приезжают к нам. Бюджет фестиваля — часть стратегии, его невозможно рассматривать отдельно.
— Есть у вас какая-то государственная поддержка, гранты, программы стимуляции культурных инициатив?
— Мы видим свою задачу в том, чтобы все наши городские партнёры — администрация города, социальные службы или НКО, которые в городе появились как следствие фестиваля и в сотрудничестве с нашим фондом, — научились обращаться за грантами и получать поддержку со стороны государства. Много лет работает социальный центр реабилитации особенных детей, который был создан в Выксе с нашей поддержкой. И на протяжении многих лет они получают государственные гранты и помощь от благотворительных фондов. Город участвовал в программах Минстроя России по созданию комфортной городской среды, дважды получал федеральные гранты плюс региональные гранты. Выкса сейчас в авангарде малых городов России.
— Как вы оцениваете успех или неуспех мероприятия в рамках фестиваля — и всего фестиваля?
— Мы много лет сотрудничаем с консультационным бюро, которое занимается социальными исследованиями. Они хорошо знают ландшафт города, подводят итоги предыдущих фестивалей, анализируют изменения, происходящие в городе. У нас позитивная демография в городе, нет оттока населения. Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха!
— Суровые металлурги льют металл — и тут приезжают эфемериды какие-то, танцуют, поют и рисуют муралы. Как относятся к фестивалю выксунцы?
— Всякое бывало. Поначалу говорили: «Я тут лучше похожу, встану, посмотрю со стороны». Было и неприятие, и вандализм. Так происходит с новым всегда, история знает много подобных ситуаций. Вот мы сейчас с вами сидим и разговариваем недалеко от «ГЭС-2», «Большая глина» на набережной тоже вызвала много споров. А прошло больше двух лет, и это уже важная часть городского пейзажа.
Сейчас фестиваль воспринимают с большим пониманием. Вызвали интерес такие уникальные события, как перформанс «Страсти по Мартену», где звучала специально написанная музыка, а само действо происходило в мартеновском цехе в последние дни его работы. Вместо неприятия и протеста появилось желание разобраться: «Наверное, в этом что-то есть! Ведь другие что-то видят».
Или ещё история с муралом «русского Бэнкси» — Паши-183. Спор возник по поводу искусства! В результате ремонта здания поверх мурала был нанесён утеплитель. И между жителями дома и горожанами возник спор: принадлежит ли это произведение только жильцам дома или теперь это достояние всего города? В итоге всё восстановили. Деньги на восстановление собрали местные жители.
К нам теперь приходят горожане с инициативами. Два года назад хор ветеранов участвовал в одном из проектов, а на следующий год они уже сами обратились с вопросом: «В прошлом году вы нас брали для совместного выступления с „Упсала-Цирком“, а в этом году почему нас не зовёте? Мы хотим участвовать». Благодаря участию в таких проектах у людей появилось ощущение внутренней свободы и уверенности в себе. Мне кажется, это очень хорошо.
— Расскажите про замечательный мурал Эрика Булатова. Он же не паблик-артист.
— Предложил идею куратор Федор Павлов-Андреевич. Эрика Булатова всегда интересовало пространство, человек в пространстве картины, человек вне пространства картины, как они взаимодействуют. И тут появляется возможность сделать картину на огромной заводской стене. Прежде чем согласиться, он долго думал и предложил соединить в едином пространстве две работы абсолютно разного времени, разделённые десятилетиями. Мы придерживаемся системного подхода, и нам важно, чтобы люди понимали и принимали то искусство, которое появляется на заводе. В случае с Эриком Булатовым это было легко сделать, так как мы все помним сказки Шарля Перро, братьев Гримм, которые он иллюстрировал. И люди с пониманием и симпатией отнеслись к нашему проекту.
— Вы по образованию экономист и переводчик, откуда культурный менеджмент?
— В моей семье достаточно металлургов, сыновья пошли по нашим стопам. Мне кажется, для женщины органично уходить в гуманитарную сферу. Жизнь многогранна, все её стороны должны уравновешивать друг друга. Когда уже есть бизнес, успешно работающие предприятия, компании — всегда можно найти то, что будет полезным людям, — благотворительный фонд и проекты в сфере искусства.
— Вы коллекционируете искусство? Какое?
— Есть личная коллекция. Когда начинали собирать, было больше классической русской живописи. Потом появился интерес к нонконформистам и современным художникам. Мы планируем сделать в Выксе выставочное пространство, чтобы показывать коллекцию и рассказывать о разном искусстве.
У нас есть краеведческо-исторический музей, усадьба Баташёвых — Шепелевых. Идет строительство «Шухов-парка». Территория облагорожена, построены гостиница и кафе, утверждены архитектурные чертежи и планы здания музея. Под открытым небом будет огромная инсталляция из старого оборудования, которое мы собрали с заводов и в Выксе, и в Чусовом. Шуховскую башню с территории завода тоже перенесём в парк. Хотим показать развитие человечества, всей цивилизации через «призму» металла. Не знаю в мире подобного музея. Мы издавали энциклопедию о металле и о том, как всё развитие человечества связано с металлом. Теперь сделаем живую музейную экспозицию на эту тему. Проект музея уже завоевал не одну архитектурную премию. Там же будет «Кванториум», где дети смогут заниматься математикой, физикой, химией, развивать свои интересы, инжиниринговые навыки. Совместно с МИСиС добавили металлургическое направление — для нашего города это особенно важно.
— Был случай, который вам особенно запомнился во время проведения «Выкса-фестивалей»?
— Была чудесная история, когда в арт-резиденцию — в дни открытых дверей по пятницам люди могут свободно общаться с художниками, слушать мастер-классы, — приходила незаметная, очень скромная девочка, у которой явно были проблемы в школе. Может быть, буллинг или что-то такое. И вот она приходила и тихонько сидела на этих встречах. А как-то раз сказала: «По пятницам я люблю людей». Значит, мы движемся в правильном направлении.
— На страничке Выксунского завода продавались «трубы группы „Д“ третьей категории ржавчины с непроварами». Можно из такого делать паблик-арт-объекты в городе Выксе, если их, конечно, ещё не продали?
— Конечно. Не только в Выксе. Любой материал в руках художника становится предметом искусства. Игорь Шелковский с металлом работает, Гормли с металлом работает, Ричард Сера. Владимир Абих приезжал к нам в арт-резиденцию и тоже работал с металлом, и сейчас на стене металлургического завода он создаёт очередную свою работу. А ещё безумно интересно посмотреть, как все эти трубы и колёса производятся в цехах. Инженерный, конструкторский гений людей поразителен. И это тоже искусство на самом деле.
— Когда вы начинали «Арт-Овраг» в Выксе, каким вы видели его место среди прочих культурных мероприятий?
— Фестиваль с самого начала планировался как социальный проект фонда «ОМК-Участие», мы хотели предложить подросткам и молодёжи осмысленный досуг через искусство, спорт, встречи с художниками, самореализацию в чём-то созидательном. Для компании, которая работает в моногороде, где металлургическое предприятие определяет жизнь практически каждого горожанина, очень важна социальная и культурная повестка. Сначала фестиваль, который тогда назывался «Арт-Овраг», проводился в историческом парке конца XVIII века, в котором одна часть ландшафтная — английский парк, а вторая — французский. Там действительно есть живописные овраги. Программы первых фестивалей строились исключительно на интересах подростков и молодёжи, поэтому в программе появились хип-хоп и рэп-батлы, экстремальные виды спорта, граффити и паблик-арт. С годами программа наполнялась новыми направлениями и углублялись задачи проекта.
— Какие мероприятия за 14 лет нашли поддержку и понимание, стали популярными, а какие вы оцениваете как «ну не зашло»?
— За эти годы стал, например, меньше интерес к рэп-батлам, но зато появилась круглогодично работающая программа для скейтеров «Выксадром». Это часть большой работы продюсерского центра, который теперь продолжает программы фестиваля в течение года. В 2017 году появилась арт-резиденция. Художники привнесли идею через искусство говорить с молодёжью, предлагать им род занятий, отличный от деструктивных. Когда городское предприятие успешно развивается, выплачивает хорошие зарплаты — у людей возникают культурные запросы. За 14 лет работы фестиваля нам удалось выстроить в городе целую многослойную культурную среду.
— Каждые три года у вас меняется команда кураторов — это принцип организации фестиваля?
— Да, есть такой принцип. Мы поняли для себя, что нам важно соединять задачи искусства и задачи компании. Для нас интересно экспериментировать и развиваться. В этом году, например, вместо главного куратора фестиваля у нас появился главный редактор — журналист Юрий Сапрыкин. Чтобы видение художников, разных направлений программы и наше соединялись — нужен профессиональный человек из области искусства. Юрий Сапрыкин в этом плане идеальный кандидат на эту роль, он объединил по смыслу многие наши идеи. Это очень важно. Осмысление определяет успех любого мероприятия.
— Что первично — бюджет или культурная программа?
— Важно и то и другое. Это движение навстречу друг другу. Для нас очень важно, чтобы проекты были уникальными, оригинальными, привязанными к месту, к богатой истории Выксы. Компания к решению любых задач подходит комплексно. Сейчас ОМК разрабатывает стратегию развития Выксы. Совместно с городом завод строит 5 тыс. квартир для специалистов и их семей. Люди приезжают к нам. Бюджет фестиваля — часть стратегии, его невозможно рассматривать отдельно.
— Есть у вас какая-то государственная поддержка, гранты, программы стимуляции культурных инициатив?
— Мы видим свою задачу в том, чтобы все наши городские партнёры — администрация города, социальные службы или НКО, которые в городе появились как следствие фестиваля и в сотрудничестве с нашим фондом, — научились обращаться за грантами и получать поддержку со стороны государства. Много лет работает социальный центр реабилитации особенных детей, который был создан в Выксе с нашей поддержкой. И на протяжении многих лет они получают государственные гранты и помощь от благотворительных фондов. Город участвовал в программах Минстроя России по созданию комфортной городской среды, дважды получал федеральные гранты плюс региональные гранты. Выкса сейчас в авангарде малых городов России.
— Как вы оцениваете успех или неуспех мероприятия в рамках фестиваля — и всего фестиваля?
— Мы много лет сотрудничаем с консультационным бюро, которое занимается социальными исследованиями. Они хорошо знают ландшафт города, подводят итоги предыдущих фестивалей, анализируют изменения, происходящие в городе. У нас позитивная демография в городе, нет оттока населения. Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха!
— Суровые металлурги льют металл — и тут приезжают эфемериды какие-то, танцуют, поют и рисуют муралы. Как относятся к фестивалю выксунцы?
— Всякое бывало. Поначалу говорили: «Я тут лучше похожу, встану, посмотрю со стороны». Было и неприятие, и вандализм. Так происходит с новым всегда, история знает много подобных ситуаций. Вот мы сейчас с вами сидим и разговариваем недалеко от «ГЭС-2», «Большая глина» на набережной тоже вызвала много споров. А прошло больше двух лет, и это уже важная часть городского пейзажа.
Сейчас фестиваль воспринимают с большим пониманием. Вызвали интерес такие уникальные события, как перформанс «Страсти по Мартену», где звучала специально написанная музыка, а само действо происходило в мартеновском цехе в последние дни его работы. Вместо неприятия и протеста появилось желание разобраться: «Наверное, в этом что-то есть! Ведь другие что-то видят».
Или ещё история с муралом «русского Бэнкси» — Паши-183. Спор возник по поводу искусства! В результате ремонта здания поверх мурала был нанесён утеплитель. И между жителями дома и горожанами возник спор: принадлежит ли это произведение только жильцам дома или теперь это достояние всего города? В итоге всё восстановили. Деньги на восстановление собрали местные жители.
К нам теперь приходят горожане с инициативами. Два года назад хор ветеранов участвовал в одном из проектов, а на следующий год они уже сами обратились с вопросом: «В прошлом году вы нас брали для совместного выступления с „Упсала-Цирком“, а в этом году почему нас не зовёте? Мы хотим участвовать». Благодаря участию в таких проектах у людей появилось ощущение внутренней свободы и уверенности в себе. Мне кажется, это очень хорошо.
— Расскажите про замечательный мурал Эрика Булатова. Он же не паблик-артист.
— Предложил идею куратор Федор Павлов-Андреевич. Эрика Булатова всегда интересовало пространство, человек в пространстве картины, человек вне пространства картины, как они взаимодействуют. И тут появляется возможность сделать картину на огромной заводской стене. Прежде чем согласиться, он долго думал и предложил соединить в едином пространстве две работы абсолютно разного времени, разделённые десятилетиями. Мы придерживаемся системного подхода, и нам важно, чтобы люди понимали и принимали то искусство, которое появляется на заводе. В случае с Эриком Булатовым это было легко сделать, так как мы все помним сказки Шарля Перро, братьев Гримм, которые он иллюстрировал. И люди с пониманием и симпатией отнеслись к нашему проекту.
— Вы по образованию экономист и переводчик, откуда культурный менеджмент?
— В моей семье достаточно металлургов, сыновья пошли по нашим стопам. Мне кажется, для женщины органично уходить в гуманитарную сферу. Жизнь многогранна, все её стороны должны уравновешивать друг друга. Когда уже есть бизнес, успешно работающие предприятия, компании — всегда можно найти то, что будет полезным людям, — благотворительный фонд и проекты в сфере искусства.
— Вы коллекционируете искусство? Какое?
— Есть личная коллекция. Когда начинали собирать, было больше классической русской живописи. Потом появился интерес к нонконформистам и современным художникам. Мы планируем сделать в Выксе выставочное пространство, чтобы показывать коллекцию и рассказывать о разном искусстве.
У нас есть краеведческо-исторический музей, усадьба Баташёвых — Шепелевых. Идет строительство «Шухов-парка». Территория облагорожена, построены гостиница и кафе, утверждены архитектурные чертежи и планы здания музея. Под открытым небом будет огромная инсталляция из старого оборудования, которое мы собрали с заводов и в Выксе, и в Чусовом. Шуховскую башню с территории завода тоже перенесём в парк. Хотим показать развитие человечества, всей цивилизации через «призму» металла. Не знаю в мире подобного музея. Мы издавали энциклопедию о металле и о том, как всё развитие человечества связано с металлом. Теперь сделаем живую музейную экспозицию на эту тему. Проект музея уже завоевал не одну архитектурную премию. Там же будет «Кванториум», где дети смогут заниматься математикой, физикой, химией, развивать свои интересы, инжиниринговые навыки. Совместно с МИСиС добавили металлургическое направление — для нашего города это особенно важно.
— Был случай, который вам особенно запомнился во время проведения «Выкса-фестивалей»?
— Была чудесная история, когда в арт-резиденцию — в дни открытых дверей по пятницам люди могут свободно общаться с художниками, слушать мастер-классы, — приходила незаметная, очень скромная девочка, у которой явно были проблемы в школе. Может быть, буллинг или что-то такое. И вот она приходила и тихонько сидела на этих встречах. А как-то раз сказала: «По пятницам я люблю людей». Значит, мы движемся в правильном направлении.
— На страничке Выксунского завода продавались «трубы группы „Д“ третьей категории ржавчины с непроварами». Можно из такого делать паблик-арт-объекты в городе Выксе, если их, конечно, ещё не продали?
— Конечно. Не только в Выксе. Любой материал в руках художника становится предметом искусства. Игорь Шелковский с металлом работает, Гормли с металлом работает, Ричард Сера. Владимир Абих приезжал к нам в арт-резиденцию и тоже работал с металлом, и сейчас на стене металлургического завода он создаёт очередную свою работу. А ещё безумно интересно посмотреть, как все эти трубы и колёса производятся в цехах. Инженерный, конструкторский гений людей поразителен. И это тоже искусство на самом деле.
Сейчас читают

Прокуратура требует 8 лет тюрьмы для выксунского полицейского по делу о пытках

Автомобилисткам сделали приятный сюрприз к 8 Марта 📸

Выкса получит более 11,5 км обновленных дорог в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни»

250 юных гимнасток показали свое мастерство на турнире в Выксе

Ушёл из жизни мастер спорта СССР по велоспорту Сергей Балашов

Соцпредприниматели из Выксы и Кулебак получат гранты ОМК на развитие бизнеса

Два алабая-гиганта терроризируют дачников в саду «Строитель»

В Выксе пьяный водитель сбил насмерть пешехода

22 выксунских школьника стали лауреатами конкурса «Юный экскурсовод»

Выксунка получила срок за нападение собакой

Теннисистки «Жемчужины» поборются за золото чемпионата России

Мужчина застрелил знакомого в пылу ссоры

Житель Выксы обвиняется в изготовлении боеприпасов и хранении наркотиков

От Орла до Выксы: раскрыта сеть подпольных борделей

У школы № 3 хотят построить дополнительный корпус для начальных классов
Товары и услуги

ТМК Инструмент: очень много скидок

Анонс скидок в «Дверь Сервис»!

Лейка приходит в Выксу: как заказать такси быстро и выгодно

«Городская ритуальная компания» — надёжный помощник в организации похорон

Видеодиагностика новообразований глотки и гортани — в лор-кабинете клиники «Гиппократ»

Аппаратная замена масла в АКПП — в автотехцентре «Фаворит»
Технология MotulEvo

«Ботаника парк» от BM GROUP признан лучшим ЖК Нижегородской области

Сдается в аренду коммерческая недвижимость в г. Выкса

Компания «Оникс»: ваш старый металл — наша забота

Магазин сувениров и подарков с выксунской тематикой в здании Музея
Он продолжает его особую атмосферу, связанную с историей Выксы и с выксунцами.