Выставку «Театромания. Хроники усадебного театра» представили в музее истории ВМЗ
Фото: музей истории ВМЗ
Выставку организовали по инициативе Ирины Седых, председателя попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие», который с 2021 года исследует тему Выксунского усадебного театра. Куратор проекта — Елена Каменская, кандидат искусствоведения, советник директора ГМИИ им. А. С. Пушкина. Архитектор выставки — Алексей Подкидышев. Авторы медиаинсталляции — Степан Лукьянов, Андрей Сильвестров, Илья Старилов.
Выставка представляет собой важный шаг в исследовании русского театра и становится прологом к фундаментальной коллективной монографии, работа над которой ведётся научным консультантом проекта «Театромания. Хроники усадебного театра» Еленой Наумовной Пенской и, конечно, командой музея истории ВМЗ.
Исследование, восстановление деталей истории театра в Выксе по архивным материалам в соединении с музейными коллекциями позволили по-новому понять, как театр существовал на протяжении долгого времени. Мы постарались осветить репертуар, раскрыть особенности постановок и выяснили, какую роль он сыграл в судьбах многих известных людей, посетивших Выксу, — подчеркнула Ирина Седых.
Исследование, восстановление деталей истории театра в Выксе по архивным материалам в соединении с музейными коллекциями позволили по-новому понять, как театр существовал на протяжении долгого времени. Мы постарались осветить репертуар, раскрыть особенности постановок и выяснили, какую роль он сыграл в судьбах многих известных людей, посетивших Выксу, — подчеркнула Ирина Седых.
Экспозиция рассказывает о том, как театральные постановки влияли на жизнь дворянской усадьбы. Иван Баташёв — ключевой герой выксунской истории, проживавший в столицах, — привозил в Выксу лучшие труппы и активно развивал усадебный театр. Собственная профессиональная труппа, выращенная в Выксе, ставила спектакли, в том числе по эскизам Александринского театра. Одним из ключевых элементов стал «МедиаВертеп» режиссёра Андрея Сильвестрова и художника Степана Лукьянова — современная интерпретация традиционного вертепа — народного театра кукол, представляющего библейские светские сюжеты. Это мост между историей и современностью, которые позволяет посетителям не только увидеть, но и почувствовать, как театр преображает реальность.
В одном из залов представлена коллекция театральных образов актёров французского театра из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. Созданная французским художником Ипполитом Леконтом в 1820-е годы серия театральных костюмов основана на архивах королевских театров Франции. Живописец во всех подробностях передал 150-летнюю историю театрального костюма. Подобные литографии часто ложились в основу сценических образов актёров русского театра в провинции. Дополняет серию «Галантная сцена» Константина Сомова из частного собрания.
Также в экспозицию вошли портреты владельцев и управляющих усадьбой в XIX веке — Дмитрия Шепелева (ГИМ) и Александра Сухово-Кобылина (ГМИРЛИ). В раздел, посвящённый заключительному периоду истории выксунского театра, попали редко экспонируемые иллюстрации к циклу пьес Александра Сухово-Кобылина «Картины прошедшего» из собрания Государственного музея истории русской литературы имени В. И. Даля. Пьеса драматурга «Свадьба Кречинского» была хорошо известна в Выксе и ставилась в местном театре. Созданные в 1930-е годы для издательства Academia офорты Филипповского — это первые графические интерпретации образов Сухово-Кобылина.
Важная часть проекта — параллельная программа, которая включает мероприятия для разных аудиторий: мастер-классы и воркшопы для детей, дискуссии, подкасты и лекции для подростков и взрослых.