Станислав Ковтунов: «В Выксе я понял, что моя профессия связана с чем-то важным, большим, настоящим»
Первым гостем стал Станислав Ковтунов, выпускник МГТУ имени Баумана, ведущий специалист отдела по технологии термической обработки Инженерно-технологического центра ОМК.
— Расскажи немного о себе. Как ты попал в металлургию?
— Я родился и первый год прожил в Брянске. Это была середина девяностых. Мама решала задачки по физике для студентов, папа грузчиком подрабатывал. На основном месте ему полтора года не платили зарплату. Помню, спрашивал его: «Зачем же ты ходил, раз не платили?» А он: «Это же моя работа, как можно не ходить?» Советский менталитет, что тут скажешь.
Бабушки и дедушки вели хозяйство в деревне, помогали продуктами. В общем, как-то мы выживали. Потом однокурсник папы предложил ему работу в газовой отрасли. Так мы перебрались в Рязанскую область, где и началась моя сознательная жизнь.
Уехали одним днём: предприятие прислало машину, погрузили туда всё, что поместилось, включая шкафы, диваны и папин мотоцикл, и отправились навстречу неизвестности. Оказались в небольшом посёлке на три тысячи человек, в тридцати минутах от Рязани.
Учился я в обычной сельской школе. Персонального подхода не было, но ещё сохранились учителя старой закалки, которые могли дать хорошие знания. По телевизору как раз шёл сериал «Папины дочки». Персонаж Веник был студентом Бауманки, и у меня, глядя на него, тоже появилась цель туда поступить. Класса с девятого начал готовиться. Ходил в кружок по физике, сам что-то читал. Думаю, в то время у вуза был всплеск абитуриентов из-за сериала. На меня он определённо повлиял.
Выбрал специальность «Проектирование авиационных и ракетных двигателей», потому что это звучало круто и наверняка связано с космосом. Поступил. Но без общежития. Родители, конечно, предлагали помочь с арендой квартиры, но было неловко этим пользоваться — жильё в Москве недешёвое.
Хорошо, что абитуриенты могли указать три приоритетных направления. На кафедре оборудования и технологии прокатки мне были готовы дать общежитие. Тогда я ничего не знал о прокатке металла и спросил: «У вас хоть интересно учиться? Работу потом найду?» Заверили, что найду. И я перевёлся.
— Когда познакомился с Выксой?
— Во время учёбы. С третьего курса мы начинали делать собственные проекты, чтобы впоследствии собрать из них дипломную работу. Висел список, и каждый студент выбирал себе научного руководителя. Записался к Александру Вадимовичу Мунтину, нынешнему директору Инженерно-технологического центра ОМК. Оказалось, он тоже выпускник нашей кафедры и параллельно с преподаванием работает в Выксе. Предложил приехать на летнюю практику в 2017-м, так я и узнал о городе.
— Помнишь первое впечатление?
— Уже тогда у нас, студентов-практикантов, интересовались, собираемся ли мы вернуться в Выксу после учёбы? Я думал, вот Москва — мегаполис, где при достаточном усердии можно добиться всего, что нужно для жизни. И Выкса — глухая провинция, куда даже железная дорога не доходит. Вместо набережной вдоль берега Верхнего пруда тянулась узкая тёмная тропинка. И люди всё равно ходили, потому что так было быстрее. Ни развлечений, ни брендовых магазинов, ни кафе. Что тут делать? Без шансов.
А вот завод меня восхитил. Одно дело читать книжки, изучать теорию, и совсем другое — видеть горячий металл, как стан-5000 испускает пар во время работы и всё вокруг дрожит. Захватывающее зрелище! Тогда понял, что моя профессия связана с чем-то важным, большим, настоящим. В голове держал возможность устроиться на выксунский завод, но сам город меня откровенно пугал.
Приезжал и следующим летом — во второй раз чувствовал себя увереннее. А зимой понял, как же тут тоскливо! Был 2019-й, оставалось буквально полгода до выпуска. Как правило, в это время студенты просто пишут диплом: на учёбу ходить не надо — консультируешься с научным руководителем и готовишься к защите. Решил постажироваться в Выксе. И зимняя тоска меня настигла — пробыл здесь всего месяц из запланированных шести. Уехал с мыслью, что больше не вернусь.
— И всё-таки решился на переезд?
— Я устал от столичного ритма. Заметил, что практически каждые выходные стараюсь куда-то уехать. Казалось бы, в Москве всегда можно найти развлечение. Но это иллюзия. Возвращаешься вечером с работы, понимаешь, что сейчас несколько часов куда-то добираться, потом обратно — и ничего не хочется. Выйдешь, прогуляешься по району — и домой. Спать. А утром опять на работу. День сурка. Возможно, если снимать квартиру в центре, то всё будет иначе, но это стоит космических денег.
После университета пару месяцев смотрел вакансии. Нашёл неплохие варианты, но они не были связаны с моей специальностью. Годом ранее в Выксу перебрались шесть выпускников с кафедры, целое комьюнити образовалось. Подумал, что и мне стоит попробовать.
— Какую поддержку оказала ОМК?
— Компания компенсировала переезд и аренду жилья. Я ещё на практике подметил: иногородним специалистам предоставляют большие, просторные квартиры. Подкупало, что пока работаешь — жильём обеспечен.
Мне удалось снять квартиру с новым ремонтом за тринадцать тысяч в месяц. Целая история, как я её нашёл. На заводе дали список потенциальных арендодателей. Звонил, звонил — всё занято. Уже отчаялся, а потом одна из собеседниц порекомендовала знакомых, у которых была подходящая квартира. Когда увидел её, сразу сказал хозяевам: «Давайте я предоплату сделаю, договор подпишем — меня всё устраивает!» Боялся, что будет очередь на просмотр, как в Москве. А в ответ: «Да не волнуйтесь, ничего не нужно. Можете заезжать». То есть они были готовы мне, незнакомому человеку, просто под честное слово сдать квартиру. Безо всяких комиссий и залогов.
Прожил там два года, пока ОМК не достроила дом на Красных Зорях. Даже переезжать не хотелось: квартира была на улице Лизы Чайкиной, неподалёку от новой школы, рядом лес — гуляй сколько хочешь. Но в новом доме тоже оказалось классно. Недавно в семье случилось пополнение, я сделал заявку, и нас переселили из однокомнатной квартиры в двухкомнатную. Радует, что завод пошёл навстречу.
— Переезжал один или с женой?
— Тогда ещё с девушкой. Выксу она не видела, но знала, что зимой мне здесь не понравилось. Очень удивилась, когда я предложил переехать, но поддержала. Она работала администратором в престижном салоне красоты, куда постоянно приходили всякие знаменитости. Условия были хорошие, но её тоже стала напрягать Москва.
— Как менялось твоё отношение к городу?
— Постепенно я начал влюбляться в Выксу. Увидел, как она преображается. Сейчас тут два полноценных парка московского уровня. Может, не такие большие, но всё, что нужно, в них есть: велодорожки, широкие тротуары, освещение. Это один из главных плюсов города. Надеюсь, в будущем таких парков станет больше. Думаю, можно найти подходящие места, например, благоустроить лесной массив по дороге к пляжу.
Также мне очень понравился размеренный темп жизни в городе. Он чувствуется даже по тому, как ездят машины. Раньше я и представить не мог, что встречный водитель даст повернуть, если за ним никого нет. Казалось бы, сейчас проедет, а потом твоя очередь — всё логично. Но он останавливается и пропускает! Это был шок после Москвы. Там постоянно кто-то снуёт из полосы в полосу, подрезая так, что если не притормозишь, аварии не избежать. Да и машин в целом немного. Все аккуратно водят. Едешь спокойно в потоке, чуть подруливаешь — и вообще не нервничаешь. В любую точку, куда хочешь, доберёшься за 15 минут.
Одно лето вели «велосипедную жизнь» — по центральным улицам было очень комфортно кататься. Повсюду съезды с тротуаров, не приходится постоянно останавливаться и затаскивать велосипед на бордюр.
А какие здесь леса, реки и пруды! Я увлекаюсь рыбалкой, и для этого Выкса, можно сказать, идеальное место. Настоящее эльдорадо! Рядом Ока, у неё куча изгибов, которые образуют старицы и озёра, куда рыба уходит зимой. Люди даже из Москвы приезжают порыбачить. Многие отмечают, что замёрзший Верхний пруд очень похож на Байкал.
В Выксе я понял, насколько же уютнее, когда вокруг лес! У нас в Рязанской области его вообще нет. Кругом поля, сельхозугодья. Остались только небольшие клочки деревьев вдоль дорог — и всё. А тут отъезжаешь десять-пятнадцать минут от города — и вот она, природа, настоящая, нетронутая.
Полюбил собирать грибы и ягоды. Теперь у меня куча «своих» точек. Например, знаю, где в середине июля появляется черника. Может, в этом месте в принципе людей не было и ещё долго не будет!
Речка тоже... Ну какая красота, когда утренний туман по ней стелется. Сейчас уже не представляю, как всё это можно променять на жизнь в Москве.
Со мной на кафедре учились коренные выксунцы. Спрашивал у них: «Ну вы поступили сюда, потому что родители на заводе работают? Наверное, шли по рекомендации, чтобы выучиться и вернуться в родной город?» Но они не собирались, говорили, что здесь скучно и нечего делать. Все остались в Москве. Я их не понимаю.
— Чего здесь не хватает?
— Крепких, проверенных заведений, где можно вкусно поесть. Сейчас я знаю только одно хорошее кафе, а хотелось бы штук пять-шесть. Обязательно нужен торговый центр с популярными магазинами одежды и крупный фастфуд, который, надеюсь, скоро появится на площади Октябрьской революции. Это очень влияет на имидж. Если человеку предлагают работу в другом городе, он обязательно откроет карту и посмотрит, что там есть. Увидит знакомые бренды, подумает: «Окей, это не дыра, сюда можно ехать».
Не помешал бы ещё один спортзал с панорамными окнами и парилкой. Спорт сейчас очень популярен, и именно такого места Выксе явно не хватает.
— Что-то слышал о стратегии развития «Выкса-2030», которую реализуют региональное правительство, администрация округа и ОМК?
— Для меня самое важное в ней — медицинский центр и новый роддом. Я знаю, что в городе много многодетных семей, и, мне кажется, этому нужно уделить особое внимание.
Не понимаю, почему в городе нет хорошей платной клиники. Деньги у людей есть, запрос на качественные медицинские услуги тоже. Многие готовы отдать за приём тысячу или две, но получить внимательное отношение и квалифицированную помощь.
— ОМК постоянно ищет новые кадры. Что скажешь молодым специалистам, которые сомневаются насчёт переезда в Выксу?
— Сюда нужно ехать с чётким пониманием того, что хочешь работать на заводе и развиваться в металлургии. Это довольно консервативная отрасль, и крупные предприятия не такие проворные, как мелкие. Здесь нельзя быстро построить карьеру, меняя компанию за компанией, как в Москве. Но можно получить такие навыки, которых нет у других.
Большой плюс, что в Выксе нет полного производственного цикла. Я в этом разбираюсь, и скажу, что по сравнению с другими металлургическими городами, где работают доменные печи, с экологией у нас всё хорошо.
Сейчас читают
Глава минцифры региона исполнил мечту 8-летнего выксунца
«Выкса-ТВ»: коллекция вышитых ёлочных игрушек Ольги Шароновой
Проект Верхневерейского дома творчества получил поддержку ПФКИ
Купель на Верхнем пруду подготовят к крещенским купаниям
Два новых автобуса выйдут на пригородные маршруты
Школьники предложили идеи новых арт-объектов
Такси загорелось по дороге из Навашина в Выксу
Выксунец получил ожоги глаз из-за взрыва петарды
Время продажи алкоголя в Нижегородской области сократят на два часа
Почти 650 тысяч рублей пожертвовали участники акции «Подарим детям Рождество»
Начальника цеха ВМЗ попытались подкупить за 1,4 млн рублей
Металлургов наградили за спортивные достижения
Городские катки готовы принимать посетителей
Школу № 6 эвакуировали из-за ложного сообщения о бомбе
«Металлург-Ника» взяла золото и серебро на областных первенствах по мини-футболу
Товары и услуги
Агрофирма «Металлург» реализует со склада
Достойные зарплаты в сельском хозяйстве и торговой сети
Врачи «Слуха» примут пациентов в Выксе 14 и 15 февраля
Новинки керамогранита в салоне Laparet
Муром, ул. Октябрьская, 53