Выкса.РФ

03.11.2021 г.

Мифы с Владимиром Королёвым: как царицу Сююмбике пытаются связать с Вилей

Мифы с Владимиром Королёвым: как царицу Сююмбике пытаются связать с Вилей
Использованы фото с сайта wikimedia.org (Александр Новиков, CC BY-SA 4.0) и zen.yandex.ru/exponat
Новый выпуск «Мифов» с Владимиром Королёвым посвящён знаменитой казанской царице Сююмбике. По гипотезе некоторых краеведов, она была отвергнута третьим мужем — касимовским ханом Шах-Али и сослана из гарема в Вилю. Здесь же её якобы похоронили. Разбираемся, почему историки считают подобную версию невероятной, и как царица всё-таки может быть связана с Выксой.
Часть краеведов, изучающих историю Выксы, хочет связать пребывание на нашей земле казанской регентши, матери наследника татарского престола Сююмбике. Она знаменита тем, что несколько месяцев руководила Казанским ханством, чего в мусульманском мире ранее не случалось.

Правила ли? С такой же лёгкостью можно утверждать, что все заслуги по покорению Казани принадлежат только 22-летнему Ивану Грозному. До 1552 года Сююмбике, праправнучка основателя Ногайской орды Едигея и дочь ногайского бия Юсуфа, дважды побывала замужем за казанскими ханами. Молодым — Джан-Али, промосковским правителем, убитым в 1535 году, и зрелым Сафа-Гиреем, возглавившим Казань после его смерти. Она стала пятой женой последнего и в браке с ним родила наследника престола.

Родственные связи Сююмбике имели большой политический вес. После смерти Сафа-Гирея её не убили, чтобы решить тем самым вопросы властных группировок. В 1551 году после переговоров между Москвой и Казанью Сююмбике отправилась в Касимов — столицу Касимовского ханства, став одной из жён хана Шах-Али. Её сына, наследника казанского престола, взял на воспитание русский царь Иван Грозный. С момента путешествия в Касимов и начинаются попытки переплетения историй Сююмбике и отдельных местечек Выксы, — отметил Владимир Королёв.

Версия первая. Возможно ли, что Сююмбике проехала в Касимов через наши земли. Пожалуй, да. Достаточно внимательно посмотреть на современную карту. А существовал ли другой путь? Да, южнее. В 1552 году по нему, минуя Коломну, двинулась часть войск Ивана Грозного. Другая армия отправилась через Муром, а третья — водным путем по Оке и Волге. Все вместе они соединились в крепости Свияжск, чтобы покорить Казань.

Вывод. Если нанести на карту годы основания крупных населённых пунктов — Казани, Мурома, Елатьмы, Касимова, границы владений князей и ханов, прикинуть расположение крупных дорог, то отвергать путь Сююмбике через Выксунский округ неразумно.

Версия вторая. Сююмбике через какое-то время была удалена касимовским ханом Шах-Али из гарема. Якобы жила в восьмигранном кирпичном доме в Виле и здесь же была захоронена. Под эту версию подгоняют и название местечка — Виля. Название, предполагают некоторые краеведы, трансформировалось из слова «выла», то есть плакала по своей горькой доле. Ведь не просто так Сююмбике удалили из Казани и пристроили в гарем к подотчётному Москве хану. Исламский институт брака того времени — это фактически тюрьма, где после замужества о женщине все забывают.

Свидетельством этому её жалобные письма родне в Ногайскую орду и посвящённые этому вопросу переговоры между ногайским ханом и русским царём. Для остального внешнего мира она перестала существовать.

Сююмбике умерла раньше Шаха-Али. Упоминания о ней исчезают из письменных источников в 1557 году. Место захоронения якобы неизвестно. Это даёт еще один повод безосновательно предположить, что оно состоялось в вильском восьмиграннике. На самом деле в Касимове под сенью местного минарета есть традиционное место захоронения. Документально установленный факт, что текие (мавзолей) построен Шах-Али при жизни 9 августа 1555 года. Кроме хозяина и жены, видимо, любимой, там покоятся девять человек. Из-за разрушения надгробий установить персоны до настоящего времени не удалось.

Мифы с Владимиром Королёвым: как царицу Сююмбике пытаются связать с Вилей

Практически сразу после постройки Сююмбике стала исчезать из информационного поля. Совпадение? Сам хан до 1565 года участвовал в боевых действиях, то есть был жив и здоров. Историк Фатых Урманчеев, исследовав этот вопрос, уверен, что Сююмбике погребена в касимовской текие. Видимо, усыпальница и строилась для неё. Не зря совпадают время её смерти и возведения мавзолея. Не мог Шах-Али похоронить бывшую казанскую правительницу без царских почестей.

Что касается вильского восьмигранного домика, то масса фактов опровергает его причастность к истории Сююмбике. Главный архитектор Нижегородского научно-исследовательского предприятия «Этнос» Ирина Агафонова, рассказывая о сложившемся в нашей местности в конце XVIII века «баташёвском» архитектурном стиле, ставит это строение в один ряд с другими зданиями этой эпохи.



Согласитесь, что во времена Шаха-Али выгонять жену за 70 км (два дня пути) на пограничную территорию слишком дорого. И не просто выгнать, а построить неплохой коттедж из полностью завозного материала. Леса около Вили в достатке, но только не кирпич, цемент, материалы для фундамента и кровли. Нужно ещё обеспечить проживание и охрану, чтобы царица не сбежала в ногайскую степь.

Вывод. Версия о жизни Сююмбике в Виле опровергнута историками.
https://xn--80ady2a0c.xn--p1ai/38577-kazanskuju-caricu-sjujumbike.html