12 сентября 2016, 10:26 · Просмотров: 4 022 · Теги: Епархия · Версия для печати
Православное Поочье
Епископ Варнава рассказал о своей пастве и крае портал «Приходы»
— «Наше время, когда народы мятутся, и в новостях показывают, что мы живем от джихада до гей-парада, нас заставляет делать выбор: смириться с этим, сидя перед телевизором, или идти в храм, и не просто свечки ставить, а молиться всем сердцем», — так начал свое слово на закладке храма епископ Варнава.
Народу в субботний день в селе Мотмос собралось немало — более ста человек. Приехали из окрестных сел, где храмы еще не восстановили. Да и эта церковь строится заново. Храм Покрова Божией Матери был разрушен в советское время. И теперь семья местного предпринимателя и еще пять человек, пожелавших остаться неизвестными, решили объединиться и воссоздать церковь в родном селе.
За четыре года с момента образования новой епархии восстановлены двенадцать церквей, открыто два монастыря. Теперь в епархии порядка ста храмов, 34 восстанавливаются, строится девять новых храмов. Есть еще 56 разрушенных храмов, и пока нет возможности их воссоздать.
— Владыка, есть ли в вашей епархии еще храмы, построенные за последние годы по обету, в честь своих близких людей, погибших, или по другим причинам?
— Есть люди, которые родились здесь, имеют определенные средства и, если есть возможность, восстанавливают храм на своей родине. Таких немало. Иногда ему говоришь: «Знаешь, давай где-нибудь в другом месте, где люди живут. Кто сюда будет ходить? Здесь уже нет никого. Кто будет кормить священника и его семью?»
— Вы идете навстречу просьбам, даже если они не очень вписываются в планы епархии?
— Кто-то из них соглашается, а кто-то говорит: «Давайте небольшой поставим или восстановим». Все-таки мы даем возможность: ну, если человек хочет, восстановим — по крайней мере, не будет дальше разрушаться. А что там будет, кто его знает? Может, скоро массовый исход из городов будет? — улыбается владыка.
Есть у нас несколько храмов, которые восстанавливают благодетели. Ставят храмы в деревнях, ставших уже дачными поселками. Один благодетель в селе Малое Иголкино в Павловском районе храм построил. Уролог, хирург хороший, верующий человек. Сейчас достраивает. Если не в этом, то в следующем году мы его освятим. Мотив — чтобы люди могли молиться, чтобы священник был.
Есть люди, у которых дети погибают, и они храмы ставят.
— Погибают в военных конфликтах?
— По-разному. Бывает, что и от наркомании. И люди задумываются о жизни: как это, я старался, в ребенка вкладывал... Бывает, и преступления совершают дети, и погибают от передоза. А вроде старались их воспитывать. Дети ведь все равно видят, что их родители любят, и порой просто начинают этим пользоваться.
Бывает неожиданная смерть детей. У одного благодетеля внезапно дочь умерла, непонятно отчего.
В основном, это люди среднего пожилого возраста, бабушками воспитывались и помнят еще, что где-то есть Бог. А тут сердце их располагается к тому, чтобы думать о бренности бытия.
Местный меценат и храмы, и сельское хозяйство нерентабельное восстанавливает, лишь бы у людей работа была.
А есть просто патриоты своей земли — ну как же, я на этой земле родился, как же без храма. У нас один из местных олигархов, как сейчас говорят, один из акционеров Объединенной металлургической компании в Выксе и в других городах, есть даже один завод в американском Хьюстоне. Среди акционеров он один из местных, другие там все москвичи.
Так вот он старается. Сколько же он нам помог! И в Кулебакском районе храм восстанавливать, здесь, в Выксе, колокольню, епархиальное управление, Дальне-Давыдовский монастырь тоже он помогает, храм в Березовке. Еще много храмов. В Новоселках храм Казанский прекрасный. И инвалидам помогает. У человека — душа, сердце! Человек известный, все это знают, но он это делает не для пиара точно. Просто патриот своей земли.
Он сельское хозяйство поднимает. Ну кому сейчас это сельское хозяйство нужно, особенно сейчас, когда нет длинных кредитов под маленькие проценты? Грабительские проценты! Кто пойдет? Если целевые программы, тогда другое дело, но попробуй в нее войди еще. Так он все равно содержит хозяйства, все равно идет на убытки сознательно, но что бы у людей была работа. Иначе все разрушится. По крайней мере, места, откуда он родом, он все равно дотирует. Ему бизнесмены говорят: «Ты что, ненормальный, ты что делаешь, это же убытки, какой ты бизнесмен?» А он отвечает: «Я не могу иначе. Как подумаю, что без работы всех оставлю... Мужики сопьются все, и бабы тоже. Без работы-то как?»
— Подвижник.
— Вот! Идет на это. Такие вот люди есть. Удивительный человек. Но, правда, сейчас меньше стал давать Церкви, — сказал владыка не трагично, а даже с ироничной улыбкой. — Мы все молились, чтобы дождичка побольше. Мы так намолились, что у него урожай огромный пропал — убрать не смогли, залило все дождями, они не успели. Половина урожая на поле осталась. Перемолились. Потом другие проблемы. Он сейчас помогает поменьше. Но дело то не в этом, а в том, что есть такие люди!
— Просто человеку надо дать возможность.
— Ну, у нас витязи, я вам скажу! Нашелся энтузиаст — майор в отставке Николай Михайлович Чопенко. У него в группе «Православных витязей» было двадцать человек, а теперь сорок, и на этом прием пока прекратили — помещений мало. Я им в епархиальном доме отвел несколько комнат — там тренажеры, зал для рукопашного боя. Раньше они ютились при кафедральном соборе в тесных классах. Дал ему ставку и двух помощников. В этом году наш парень первое место по рукопашке на всероссийских соревнованиях занял в своей возрастной номинации 12-13 лет.
У нас всего один специалист, а мы в соревнованиях всероссийских участвуем, и все удивляются, думают, что в Выксе — это что-то такое, такая школа! Да ничего. Просто человеку надо дать возможность. Он горит, он готов работать, горы свернуть. Если человек работает, надо и средства давать. Иначе развития не будет.
Сборы ребята проводили на авиабазе в Саваслейке в Нижегородской области. Выксунских витязей в этом году принимали в десантном рязанском училище.
А еще есть отделения международной организации скаутов. Они еще до революции появились в России, потом перекочевали во Францию, в другие страны. Но у русских скаутов свой устав. Потому что скауты все-таки воспитывают индивидуалистов, у них закваска западная, английская. А для русских характерны коллективизм и православный дух. Они обязательно изучают русскую историю, историю Церкви, спортивные дисциплины сдают на разряд. В Ардатове духовник Национальной организации витязей — отец Михаил Резин — из бывших эмигрантов. Он родился в Советском Союзе, жил на Урале. Потом, в 70-е годы, эмигрировал. Он писатель, по образованию журналист. Жил в Германии. А в самом начале перестройки решил вернуться. Здесь заинтересовался движением витязей. И двадцать лет уже занимается с ребятами.
Еще в Нижнем Новгороде есть витязи. Я приезжал к ним на костер, на берегу. Здорово!
— Выкса — промышленный город, основанный предпринимателями братьями Баташовыми в середине XVIII века. Сохранились ли их металлургические предприятия?
— Сохранились. Нынешние предприниматели тоже молодцы. Смогли не просто завод модернизировать, но и еще несколько производств открыть. На выксунских предприятиях делают трубы для нефтепроводов «Южный поток» и «Северный поток».
— Каковы границы епархии?
— Епархия небольшая, но достаточно протяженная — десять районов. Расстояние от одного конца епархии до другого — почти 400 километров. У нас запад нижегородского края, с юга на север вытянутый. На юге — в Вознесенске — родина русской матрешки, а север — Чкаловск — родина Валерия Чкалова.
Павлово — второй кафедральный город — город мастеров. Знаменитые павловские замки́, ножи. Музей там прекрасный. С XVI века город образуется на берегу Оки. Туда ссылались стрельцы. Они попали в опалу, так как организовывали бунты, поддерживали старообрядчество, и их стали вытеснять. А они освоили все эти производства. И судоходная торговля развивалась.
Кулебаки — интересное место, сам город неинтересный. Павлово — поинтересней, он красивый, на высоком берегу Оки, там горы, храм. Правда храм был разрушен, и то, что осталось, еще восстанавливаем. Но люди в Кулебаках интересные, казачество есть. Алексей, гармонист, в передаче «Играй, гармонь» участвует. Песни пишет, хорошие православные песни.
В нашей епархии есть храм в воинской части. И в дисбате есть. Там храм побольше — преподобного Сергия Радонежского. В 2007 году его освящали. Дисбатов — дисциплинарных батальонов — в России, насколько я знаю, осталось только два-три. Еще в колонии есть церковь.
— В епархии сейчас пять монастырей. Они только встают на ноги, или уже устойчивые? Есть ли возможность принимать паломников на несколько дней для говения в пост, во время отпуска? В воспоминаниях об Антонии Сурожском часто встречается, как люди собирались для говения, беседовали с ним, молились, исповедовались, службы посещали, причащались. Создают ли монастыри сейчас возможность провести таким образом время?
— Конечно. Во всех монастырях. Например, в Иверском монастыре в Выксе. Сейчас он в черте города, а когда преподобный Варнава Гефсиманский основал эту обитель, когда монастырь вошел в полную силу, тысяча сестер здесь подвязалась — жто было больше, чем Дивеево. Сейчас у нас здесь 25 сестер всех вместе, с трудницами. Только недавно восстановили Успенский собор, передали еще часть монастырских строений, но отнюдь не полностью. Здесь образовались в советское время жилые дома, людям надо квартиры предоставлять.
Дальне-Давыдовский монастырь. На окраине села — не в чистом поле или в лесу, но там такая тишина, что даже не слышно, как собаки лают. И за монастырем лес, грибы белые, ягоды. Год назад поставили там игумению Руфину. Хотя и средств особых нет, с миру по нитке, но так масштабно взялась... Скоро гостиницу доделают — будет побольше возможностей. Целый автобус там можно будет размещать.
Острово-Езерский монастырь на озере. Он поменьше. Несколько пород чаек там гнездятся, утки редких пород. Там два храма восстановили, третий восстанавливаем, один корпус восстановили полностью разрушенный. Там небольшая община монахинь.
Флорищева пустынь. А вот там у меня можно целый автобус разместить — приезжайте, живите, нет вопросов. Покормим, покажем. Бывает, из Москвы в Дивеево едет автобус, заезжает. Я люблю Флорищеву пустынь. В будни там тихо, она на окраине небольшого поселка. Там было четыре воинских части, большой комбинат деревообрабатывающий. Все развалилось! Из руин фактически восстанавливали монастырь, и еще работа есть. Но у нас там полная тишина. Немного лес заготавливают, а так — тишина. У нас там воскресная школа есть. Дискуссионный клуб — миссионерский наш проект, и киноклуб с местным населением. Отец Николай занимается.
Основал Флорищеву пустынь святитель Иларион, будущий митрополит Суздальский. Более 200 человек там тогда подвязалось. Он ввел знаменное пение, и мы его придерживаемся.
Другой настоятель — архимандрит Антоний, мощи которого мы в 2009 году нетленными обрели, сто лет тут пролежал. И вот ведь сила смирения! Настоятелей обычно хоронят за алтарем. В советское время на территории монастыря располагалась воинская часть. Понятно, что некрополь был весь уничтожен. Пришли мы. Взяли это руинированный монастырь, начали его восстанавливать, копали у фундамента Успенского храма, вдруг камень провалился. Экскаваторщик говорит: «Пустота какая-то. Ух, подземный ход!» Они же, жители, подземными ходами бредят, причем обязательно в женский монастырь. Я вижу, что это склеп. В мантии лежит монах. Представляете — клобук, картонка внутренняя разрушилась, а материал цел. На лбу венчик, крест, свеча, Евангелие. Думаю, значит, священномонах. И смотрю, у плеча скрижаль. Скрижаль зеленая, не красная, я первый раз увидел. Стал изучать архивы. Сначала подумал о других наместниках. Но получалось — Антоний.
Про него есть сведения: сколько склеп строили, сколько повару денег заплатили за то, что он трапезу сделал, а также что умер архимандрит Антоний от двустороннего воспаления легких. Но не сказано, где похоронили. Оказалось, под папертью он лежал. Так он завещал, и именно эта могила — единственная — осталась не разоренной. Сила смирения. У нас есть портрет, я его узнал.
Поэтому я надеюсь, раз через него нам протянута рука братства, у нас будет хороший монастырь.
Постоянно живущих человек тридцать, но из две трети из них — трудники. Трудников мы берем, однако совсем уж маргиналов — нет. Я сразу предупреждаю: обязательно флюорография, чтобы все санитарные нормы были в порядке. И если человек выпил — сразу за ворота. Как там в пиратской песенке — жизнь или бутылка рома? Кров, трапезу, труд, молитву — тебе монастырь все обеспечит, чтобы ты нормально жил, старался в покаянии, если нет — все, за ворота. Потому что замучаешься с ними. Он напился — что с ним делать? В поселок пойдет нас позорить, нехорошо, а вывозить куда-то — 30 км в одну сторону и обратно. А сажать надо сразу на электричку, потому что он тут же пропьет деньги. Уже все испытано — он пойдет пропивать, а его еще изобьют и деньги отнимут. Тоже такое было не раз и не два.
— Владыка, а что это у вас на рабочем столе за игрушки? Зайчики, мишки...
— Подарки из реабилитационного детского центра, куда попадают дети неблагополучных родителей. У них организованы кружки, чтобы их чем-то занять, дети шьют разных зверушек. Мы к ним ходим, крестим, волонтеры наши постоянно с этими ребятами занимаются. Дети школьного возраста, сложные. Они сами уже и в «детской комнате» полиции побывали. Зайка — смотрите какой интересный, уши в клеточку у него.
А это мне подарили в монастыре: кошка с попугаем сидит, а в передничке — рыбка, они же любят рыбок, кошки-то... Игумения Антония в Иверском монастыре семейный детский дом организовала. Это они с любовью связали и решили мне подарить. А мне приятно на них смотреть — настроение поднимает.
— Владыка, говорят, у Вас есть приемные дни для населения. С чем к Вам люди приходят? Вас называют народным архиереем.
— Да какой я народный... Вот покойный Нижегородский митрополит Николай (Кутепов) — он действительно раз в неделю, по вторникам, людей принимал. И еще у него был один день в неделю на рыбалку. А я не регулярно принимаю: как секретарь наберет вопросы, так мы отводим часы для приема. В основном, жалуются — муж на жену, жена на мужа, — смеется владыка.
А вообще, и дня особого не надо. Я же с народом постоянно общаюсь, почти каждый день по епархии езжу. Помощники хорошие. Сергей Матюнин — удивительный человек, причем разносторонний: он и поет хорошо, и по социальному служению, и в духовном училище преподает. И другие помощники есть. Я считаю, большое счастье, если ты находишь человека единомышленного и человека, который ради Господа готов работать день и ночь. Это настоящие подвижники. Не важно, кто он — монах, мирянин. Важно, что человек, действительно, себя не жалеет и старается. Есть люди, на которых можно положиться, но их, на самом деле, немного.
Сейчас читают
Бывший главный инженер администрации предстанет перед судом за взятку
За неделю вспыхнули три пожара из-за короткого замыкания
Детская художественная школа отметила полувековой юбилей
Опасное развлечение: подростки свесились из окна на девятом этаже
На улице Братьев Баташёвых временно перекроют 85-метровый участок
Погибшего в СВО Илью Ромашова похоронят на Аллее героев
Школа № 1 распахнула двери для учеников 📸
Выкса подготовила 13 проектов для конкурса «Вам решать!»
Неизвестные украли саженцы у стелы на въезде в Выксу
Началось голосование за проекты «Вам решать!»
ОМК наградила лучших по профессиям
«Выксунские моржи» приняли участие в съёмках фильма «Василий Тёркин»
Выксунцы заявили ещё семь проектов на конкурс «Вам решать!»
ГИБДД опубликовала фото с места смертельной аварии
Неопытный водитель сбил школьницу на переходе
Товары и услуги
Компания «Оникс»: ваш старый металл — наша забота
Новогодние корпоративы в «Корице»
ЖК «Ботаника Парк» в Выксе признан одной из лучших новостроек Нижегородской области
Ломбард «РАНТЬЕ» — профессионально, выгодно, удобно!
Скидки до 70% в салоне Laparet
Черная пятница в магазине «Центр Керамики»
Шок-цены на сантехнику в наличии
Аппаратная замена масла в АКПП — в автотехцентре «Фаворит»
Технология MotulEvo