Выкса.РФ
3 сентября 2006, 21:27 · Просмотров: 29 883 · Версия для печати

Лесовозная узкоколейная железная дорога Выксунского Леспромхоза

Немного истории

Выксунский леспромхоз (АО «Выксалес»), датой основания которого считается 1932 год, имел во владении одну из крупнейших лесовозных узкоколейных железных дорог. Но история Лесовозной узкоколейной железной дороги Выксунского леспромхоза началась значительно раньше.

В 1902 году была построена железнодорожная линия узкой колеи от Выксунского металлургического завода до станции Унор, позднее ставшая головным участком Лесовозной железной дороги. Первоначально она имела ширину колеи 630 мм, применялась только конная тяга. Расстояние в 28 километров для конной тяги является весьма значительным, на участке было построено несколько промежуточных станций, где сменяли лошадей.

В зимнее время лёгкий рельсовый путь оказывался под снегом, движения по нему не было.

В 1912 году дорога была реконструирована, на ней стали работать паровозы.

В 1914 году был открыт участок от станции Унор до места, где сейчас находится посёлок Тупик.

В 1918 завершилась перестройка всех линий узкоколейной железной дороги на колею 750 мм. В том же году был открыт для движения участок Унор — Куриха (Сарма) — Илев.

Строительство новых линий постоянного действия продолжалось до 1970-х годов.

Главная станция Лесовозной узкоколейной железной дороги (именно так официально именовалась эта узкоколейная железная дорога) называлась Павильон. Она находилась в городе Выкса, на берегу Запасного пруда.

Главной магистралью являлась линия Павильон — Сарма (Куриха), длиной 70 километров. От неё отходили многочисленные ветки. Среди них были и весьма крупные — такие, как Дедовская (Виля — Внутреннее, 34 километра), Ермишинская (Унор — Мердушинский (посёлок Тупик), 23 километра), Семиловская, и другие.

Выксунская сеть узкоколейных дорог являлась одной из передовых в Советском Союзе. Достаточно лишь упомянуть, что в 1970-е годы пассажирский поезд Выкса — Димара — Сарма ходил два-три раза в день, и состоял из 10—12 пассажирских вагонов.

Положение Лесовозной узкоколейной железной дороги ухудшилось в конце 1980-х годов. Первым был разобран самый дальний участок — Илевская ветка (к востоку от Сармы). Затем пришёл черёд других линий: Лашманская «кольцевая» ветка (Новый Лашман — Лесомашинный) была ликвидирована в 1993—96 гг., ненамного дольше продержалась Семиловская. В 1998 году разобрали всю Дедовскую ветку...

Действующей оставалась магистраль от Павильона до Сармы, а также Ермишинская ветка — от станции Унор до станции Мердушский (посёлок Тупик).

Вплоть до 2001 года на Лесовозной узкоколейной железной дороге существовало пассажирское сообщение. В последние годы регулярно курсировали поезда по маршрутам Павильон — Новый Лашман — Димара (пять раз в неделю), и Унор — Лесомашинный — Мердушинский (Тупик) — один раз в неделю, по пятницам. К 2001 году была построена автодорога до Димары, а посёлок Лесомашинный выселили. Как будут сообщаться с внешним миром остальные посёлки, никого не волновало.

Ещё некоторое время шли дискуссии о будущем Лесовозной железной дороги. Интересен замысел создания на её месте ширококолейной магистрали, которая открыла бы наиболее короткий путь из Москвы в город Саров — один из важнейших научных центров России. Она могла бы пройти, например, по такому направлению: Навашино — Павильон — Унор — Сарма — 19 км Илевской ветки — Саров. Расстояние от крайней восточной точки Лесовозной узкоколейной железной дороги до Сарова — всего лишь 12 километров. Тем самым, железнодорожный маршрут Москва — Саров, по которому ежедневно курсирует пассажирский поезд дальнего следования, сократился бы примерно на 100 километров.

Гораздо реальнее было бы сохранить узкоколейную линию хотя бы от Выксы до Димары, развивать пассажирское сообщение, сделать узкоколейную железную дорогу доступным и удобным видом пригородного транспорта — ведь это совсем несложно, и не требует значительных вложений!

Вместо этого, в 2002 году принимается варварское решение о полной разборке всех остававшихся к тому моменту линий узкоколейной железной дороги (без всякого нового строительства на их месте). Чего у нас в России хватает в избытке — это дикарей и вредителей во властных структурах. И в 2004 году окончательная ликвидация Лесовозной железной дороги была завершена...

Поездки автора

О существовании сети узкоколейных железных дорог в Выксе и прилегающих районах я узнал в начале 1990-х годов, после того, как в свободную продажу поступила топографическая карта Владимирской области. На схему расположения листов карты попал соседствующий с Владимирской областью город Выкса. Были показаны и линии узкоколейной железной дороги, загадочные станции Димара, Сарма...

Приехать в Выксу «на разведку» удалось лишь в августе 1997 года. Иду от автостанции по плотине Верхневыксунского пруда. И вот, к моей радости, недалеко от её противоположного конца обнаруживается ржавый путь узкоколейной железной дороги, заброшенный крытый вагон, с указанием своего «места прописки» — это была станция Сарма!

То обстоятельство, что путь заброшен, ни о чём не говорило — на карте здесь вообще не было обозначено никаких объектов узкоколейной железной дороги. Иду дальше, к станции Павильон. Она оказалась действующей. Захожу в главное станционное здание, беседую с железнодорожниками.

Затем я побывал на нижнем складе Выксунского леспромхоза («Лесозавод»). Здесь была расположена главная диспетчерская узкоколейной железной дороги. Её сотрудники оказались очень доброжелательными. Они подарили мне схему узкоколейной железной дороги и графики исполненного движения, за что я им очень признателен.

Спустя всего несколько лет люди оказались не в силах спасти Лесовозную узкоколейную железную дорогу. Но благодаря этим редким документам, она по крайней мере не уйдёт в безвестность!

Вновь прибываю на Лесовозную железную дорогу поздним вечером 27 октября 2002 года. Вначале имело место малоприятное общение с гражданами, находившимися на проходной лесозавода, самые «умные» из которых подозревали меня в шпионаже. Наконец, менее вредные из них указали место ночевки (рядом с проходной, под открытым небом). Жалею, что согласился: лучше было бы найти скрытое от людей место.

Мне было известно о том, что пассажирские поезда не курсируют уже почти два года, а вывозка леса практически прекращена. Сейчас же настала пора узнать, что рельсы лежат лишь на участке Павильон — Унор — Димара, а также от Унора до границы Рязанской области...

Некоторые работники леспромхоза ещё сохраняют надежду, что этот последний участок узкоколейная железная дорога будет жить. Но эта надежда весьма призрачна...

Утром иду в депо. Тогда там ещё был действующий тепловоз. На нём проезжаю примерно четыре километра, до северной горловины разъезда Проволочный, где стоял сошедший с рельсов тепловоз ТУ6А-3307. Ликвидировать последствия аварии не удаётся уже неделю, проехать дальше невозможно. Так что отправляюсь по линии назад — пешком. И на широкую колею...

28 мая 2003 года, в утренний час, автор вновь прибывает на Лесовозную узкоколейную железную дорогу. Полный разгром, депо в Выксе закрыто, тепловозы исчезли.

Тем не менее, рельсы ещё имеются. Движение до Унора — в принципе возможно. В день моего приезда единственный оставшийся на узкоколейной железной дороге исправный тепловоз (когда-то он «прописан» в Димаре, а теперь — в Уноре) привёл состав с металлическими деталями верхнего строения пути (рельсами и накладками).

Полдня продолжаются манёвры на территории лесозавода и вблизи неё. Платформы разгружают мостовым краном, тепловоз заправляют. Наконец, порожний состав отправляется в Унор.

Поездка была долгой и нелёгкой. Тепловоз часто «перегревался», его приходилось останавливать. Словно бы специально делаются «фотостопы» (так принято называть остановку поезда с целью фотографирования железнодорожных объектов).

Унор (28 километров от станции Павильон) — единственная сохранившаяся станция к югу от Выксы. Большинство путей — сняты, станционное здание — разгромлено. Но «депо» ещё сохранилось. Тепловоз заходит в него, ворота запирают.

Дальше, за рельсами (от Унора осталось ещё более 10 километров пути в сторону станции Димара) он поедет лишь через несколько дней. Мотодрезин, к моему огромному сожалению, здесь уже нет.

Обнаруживаю в разных концах станции две «тележки» — по сути, те же мотодрезины, но без двигателя. Выясняю, кому они принадлежат, обхожу дома местных жителей. Оказалось, что тележка, стоявшая у восточной горловины станции, принадлежала Борисову Сергею Николаевичу. Он ехал вместе со мной в тепловозе от города до станции Унор.

Взять тележку дозволено. Но оказалось, что двигаться на ней будет сложно: тяжёлый ход. Проехав несколько сот метров по «Ермишинской ветке» (от неё сейчас осталось также около 10 километров пути), убеждаюсь в том, что передвижение с помощью этого устройства едва ли реально. Возвращаюсь в дом С. Н. Борисова. Спасибо его гостеприимным обитателям!

Наутро отправляюсь пешком по линии узкоколейной железной дороги до автомобильного переезда (дорога на Семилово). Там сворачиваю на асфальт.


Схема линий Лесовозной узкоколейной железной дороги, по состоянию на 1990 год.



Депо Лесовозной узкоколейной железной дороги на территории нижнего склада
Выксунского леспромхоза (в обиходе его называют Лесозавод).
28.10.2002




Пути узкоколейной железной дороги на территории нижнего склада, к югу от депо.
28.10.2002





Там же, вид в сторону депо. Справа - ЭСУ в разгромленном состоянии.
28.10.2002




Магистраль Лесовозной узкоколейной железной дороги. Прямо - Павильон, направо - лесозавод (он виден вдали).
28.10.2002




Вид из той же точки в сторону Проволочного.
28.10.2002




Станция Проволочный, северная горловина, вид в сторону центра станции. Здесь произошла авария - сошёл
с рельсов тепловоз. К нему подошла тяжёлая техника, но вернуть тепловоз на рельсы не удаётся
уже на протяжении недели. На снимке - разрушенный тяжёлой техникой путь.
28.10.2002




"Окопавшийся в земле" тепловоз ТУ6А-3307, приписанный к Унору. На заднем плане
- выксунский тепловоз, в котором сюда приехал автор.
28.10.2002




Севернее места аварии. Вдали - тот же самый выксунский тепловоз.
28.10.2002




Автомобильный переезд севернее Проволочного. Вид в сторону Выксы.
28.10.2002




На перегоне Проволочный - Лесозавод, конец 5 километра - начало 4 километра.
28.10.2002




Тот же перегон, примерно на полтора километра севернее, вид в ту же сторону...
28.10.2002




Южные ворота территории лесозавода.
28.10.2002




Депо. Надписи на табличке: "Выксунский ЛПХ ЛОКОМОТИВНОЕ ДЕПО лесовозной железной дороги".
28.10.2002




Та же самая табличка (увеличенный фрагмент
изображения на предыдущем снимке).





У главной проходной лесозавода. "Выксунский леспромхоз, 70 лет, май 2002".
28.10.2002




Севернее территории лесозавода. Слева - Запасный пруд.
28.10.2002




Станция Павильон. Слева стояло главное здание станции. Вид в сторону металлургического завода.
28.10.2002




Южная горловина станции Павильон, вид в сторону лесозавода. В 2002 году до этого места
везли в грузовых составах рельсы с разбираемых линий узкоколейной железной дороги.
Севернее путь уже разобран.
28.10.2002




Северная горловина станции Павильон. Вид в южном направлении, в сторону центра станции.
28.10.2002




Разобранный участок между станцией Павильон и узкоколейной железной дорогой
Выксунского металлургического завода.
28.10.2002





Участок пути, пролегающий вдоль ограды территории "лесозавода". Вид в северном направлении.
28.05.2003




Снимок сделан в Запасном пруду, среди водного пространства. На берегу
находится станция Павильон, где всё ещё стоят вагоны.
28.05.2003




Перегрузочный комлекс в северной части территории "лесозавода".
28.05.2003




"Боковая" линия вблизи северной части территории "лесозавода". Вид на север, в сторону станции Павильон.
28.05.2003




Грузовой состав (платформы с рельсами) на станции Павильон, у берега Запасного пруда.
28.05.2003




Станция Павильон, вид в северном направлении. Вблизи того места,
где стоит тепловоз, рельсовый путь заканчивается.
28.05.2003




После отправления состава. Немногим севернее, вид в ту же сторону.
28.05.2003




Депо на территории "лесозавода", вид в северном направлении. Пути сняты, внутри депо - автотранспорт...
28.05.2003




Участки путей в центре территории "лесозавода".
28.05.2003




Состав следует из Павильона в Унор. Северная окраина посёлка Виля, вид в северном направлении.
28.05.2003




Состав следует из Павильона в Унор. Северная окраина посёлка Виля, вид в южном направлении.
28.05.2003




Состав следует из Павильона в Унор. Несколько ближе к плотине Вильского пруда, вид в южном направлении.
28.05.2003




Состав следует из Павильона в Унор. Впереди - плотина Вильского пруда.
28.05.2003




Состав порожних платформ, следующий по маршруту Павильон - Унор, вступает на плотину
Вильского пруда. Вид из кабины тепловоза в сторону Выксы.
28.05.2003




На плотине Вильского пруда. Вид в сторону Унора.
28.05.2003




Здесь плотина кончается. Вид в сторону Выксы.
28.05.2003




Вид из северной горловины закрытого разъезда Кирпичный в направлении центра разъезда.
28.05.2003




Там же, вид в обратную сторону. Состав остановился у северной горловины разъезда Кирпичный.
Стрелка ведёт "в никуда", все "боковые" пути на разъезде - сняты.
28.05.2003




Между Кирпичным и Домиками. Вид в сторону Унора.
28.05.2003




Впереди - конец 23 километра.
28.05.2003




Впереди - закрытая станция Домики. Вид в сторону Унора.
28.05.2003




Разгромленное главное здание станции Домики. Вид в сторону Выксы.
28.05.2003




Станция Унор осталась позади. Тепловоз находится на начальном участке
перегона Унор - Димара. Вид в сторону Димары.
28.05.2003




Станция Унор, первые метры "Ермишинской ветки". Вид в южном направлении, в сторону разъезда 12 километр.
28.05.2003




Вид из той же точки в противоположном направлении, в сторону центра станции.
28.05.2003




Несколько ближе к центру станции. Вид в сторону центра станции.
28.05.2003




Станция Унор. Табличка с названием станции на главном здании.
28.05.2003




Та же самая табличка (увеличенный фрагмент изображения на предыдущем снимке).



В центре станции Унор. Вид на восток, в сторону Димары и Мердушинского. Справа - главное здание станции Унор.
28.05.2003




Это кирпичное здание в центре станции Унор (почти напротив главного здания)
когда-то являлось магазином товаров повседневного спроса.
28.05.2003




Станция Унор. Остатки входного семафора. Позднее на его мачте был установлен светофор.
Вид со стороны Выксы в сторону центра станции.
28.05.2003




Приблизительно там же, вид в сторону Выксы.
28.05.2003




Съёмная тележка на "Ермишинской ветке", примерно в 200 метрах от станции Унор. Вид на север, в сторону станции.
28.05.2003




Там же, та же самая тележка. Вид в противоположном направлении - на юг.
28.05.2003




Мост через водный объект, расположенный на начальном участке перегона
Унор - Димара (вблизи станции Унор). Вид с южной стороны.
28.05.2003




Перегон Унор - Димара к востоку от моста. Вид в западном направлении,
в сторону станции Унор.
28.05.2003




Перегон Домики - Унор, 26-й километр магистрали.
29.05.2003



12.2002 © Болашенко Сергей Дмитриевич
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
« предыдущая новость     следующая новость »

Сейчас читают

выкса.рф, Житель Выксы обвиняется в изготовлении боеприпасов и хранении наркотиков

Житель Выксы обвиняется в изготовлении боеприпасов и хранении наркотиков

выкса.рф, Медицинский хаб в Выксе: проект отправлен на доработку после экспертизы

Медицинский хаб в Выксе: проект отправлен на доработку после экспертизы

выкса.рф, В Туртапке неизвестные подожгли сухую траву

В Туртапке неизвестные подожгли сухую траву

выкса.рф, Выксунец спас свой автомобиль за сутки до торгов, заплатив долг в миллион рублей

Выксунец спас свой автомобиль за сутки до торгов, заплатив долг в миллион рублей

выкса.рф, Выкса получит более 11,5 км обновленных дорог в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни»

Выкса получит более 11,5 км обновленных дорог в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни»

выкса.рф, Роспотребнадзор предупреждает об активизации клещей в Нижегородской области

Роспотребнадзор предупреждает об активизации клещей в Нижегородской области

выкса.рф, Вместе за чистый город: как принять участие в субботнике

Вместе за чистый город: как принять участие в субботнике

выкса.рф, После рейда в Выксе один мигрант будет выдворен из России

После рейда в Выксе один мигрант будет выдворен из России

выкса.рф, ХК «Металлург 2012–2013» — победитель Всероссийских соревнований «Золотая шайба»

ХК «Металлург 2012–2013» — победитель Всероссийских соревнований «Золотая шайба»

выкса.рф, Прокуратура требует 8 лет тюрьмы для выксунского полицейского по делу о пытках

Прокуратура требует 8 лет тюрьмы для выксунского полицейского по делу о пытках

выкса.рф, На выксунку возбудили дело за интимную связь с несовершеннолетним

На выксунку возбудили дело за интимную связь с несовершеннолетним

выкса.рф, Что появится напротив входа в городской парк?

Что появится напротив входа в городской парк?

выкса.рф, Владиславу Биткину присвоено звание Заслуженного работника культуры Нижегородской области

Владиславу Биткину присвоено звание Заслуженного работника культуры Нижегородской области

выкса.рф, Как изменятся дороги Выксы в 2025 году

Как изменятся дороги Выксы в 2025 году

выкса.рф, Суд рассмотрит дело о жестоком убийстве в Выксе

Суд рассмотрит дело о жестоком убийстве в Выксе

Товары и услуги

Лента

выкса.рф, Оставить Землю навсегда
9:42

Оставить Землю навсегда

Юрий Бубеев рассказал о том, почему подготовка к покорению космоса — задача не для каждого

выкса.рф, Полицейского из Выксы приговорили к 4,5 года колонии за пытки задержанного
21:12

Полицейского из Выксы приговорили к 4,5 года колонии за пытки задержанного

выкса.рф, Атмосфера Выксы в объятиях непогоды
18:00

Медиалента: Атмосфера Выксы в объятиях непогоды

выкса.рф, Голый мужчина блокировал движение на трассе Выкса–Навашино
16:41

Голый мужчина блокировал движение на трассе Выкса–Навашино

выкса.рф, В Выксе отремонтируют и благоустроят территорию детского сада №33 «Земляничка»
14:58

В Выксе отремонтируют и благоустроят территорию детского сада №33 «Земляничка»

выкса.рф, Сотрудники выксунского завода ОМК получили Баташевскую премию
12:48

Сотрудники выксунского завода ОМК получили Баташевскую премию

выкса.рф, Одну золотую и три серебряные медали привезли фигуристы с турнира «Золотой конек Арзамаса»
11:19

Одну золотую и три серебряные медали привезли фигуристы с турнира «Золотой конек Арзамаса»

выкса.рф, Выксунец Кирилл Блохин выиграл велогонку на 124 км
10:33

Выксунец Кирилл Блохин выиграл велогонку на 124 км

выкса.рф, Два золота из Павлова: выксунские самбисты блеснули на региональном турнире
9:41

Два золота из Павлова: выксунские самбисты блеснули на региональном турнире

выкса.рф, Более 4000 выксунцев приняли участие во Всероссийской олимпиаде школьников
9:09

Более 4000 выксунцев приняли участие во Всероссийской олимпиаде школьников

Гимназистка Елизавета Кикеева стала победителем по русскому языку и призером сразу в двух номинациях

выкса.рф, Детский турнир по быстрым шахматам

Афиша: Детский турнир по быстрым шахматам

выкса.рф, Неизвестные незаконно выбросили строительный мусор на улице Лесозаводская
10 апреля, 15:29

Неизвестные незаконно выбросили строительный мусор на улице Лесозаводская

выкса.рф, Три дворовые территории в Выксе преобразятся в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни»
10 апреля, 14:45

Три дворовые территории в Выксе преобразятся в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни»

выкса.рф, Поезд дальше не идёт
10 апреля, 13:00

Медиалента: Поезд дальше не идёт

выкса.рф, В Выксунский городской суд назначены новые федеральные судьи
10 апреля, 11:39

В Выксунский городской суд назначены новые федеральные судьи