До перехода на сайт осталось секунд. Пропустить рекламу

  Выкса.РФ
3 сентября 2006, 23:33 · Просмотров: 17 457 · Версия для печати

Узкоколейная железная дорога Выксунского Металлургического Завода

Во владении Выксунского Металлургического Завода завода находилась узкоколейная железная дорога длиной около двух километров. Линия узкоколейной железной дороги, по состоянию на первую половину 2003 года, соединяет «станцию № 1», где находится депо, со станцией Выкса-Верхняя (чугунолитейный цех). Она пролегает полностью в пределах города.

Узкоколейная железная дорога существует с 1894 года. Первоначально она имела колею 630 мм, тяга была конная. По имеющимся данным, паровозы появились лишь в 1912 году. В 1917 — 1918 годах дорога перестроена на колею 750 мм.

Прежде сеть линий узкоколейной железной дороги была достаточно большой. Действовал участок к станциям Досчатое и Пристань (на реке Ока). Благодаря его наличию, завод имел возможность получать сырьё и отправлять продукцию водным транспортом. Эта линия была разобрана в 1980-х годах. В 1970-х ещё существовал маршрут пассажирского поезда Выкса-Верхняя — Досчатое.

На протяжении многих десятилетий узкоколейная железная дорога Выксунского металлургического завода и Лесовозная узкоколейная железная дорога, принадлежащая Выксунскому леспромхозу — составляли единую, взаимосвязанную сеть. Подвижной состав, приписанный к депо, находящемуся на станции № 1, использовался на Лесовозной узкоколейной железной дороге.

С упадком Лесовозной железной дороги потребность в этой взаимосвязи исчезла. В 1998 году соединительная линия на станцию Павильон Лесовозной узкоколейной железной дороги была разобрана. Две железнодорожные сети оказались изолированы друг от друга.

По состоянию на май 2003 года, узкоколейная линия входит в состав железнодорожного цеха ВМЗ, в дополнение к промышленным дорогам широкой колеи. Она выполняет грузовые перевозки (исключительно в пределах территории чугунолитейного цеха). Протяжённость линий, используемых для грузового движения — очень невелика, исчисляется сотнями метров.

По основной линии узкоколейной железной дороги, между станцией Выкса-Верхняя и станцией № 1, осуществляется лишь движение тепловоза из депо в чугунолитейный цех (утром и вечером), а также изредка — подвижного состава в ремонт.

Особенности чугунолитейного производства в цехе таковы, что пока ещё без использования железной дороги его нормальная работа невозможна. Однако руководство завода всерьёз рассматривает возможность изменения технологической схемы, с последующим отказом от использования узкоколейной железной дороги. Нет уверенности в том, что узкоколейная железная дорога не окажется разобрана к своему 110-летнему юбилею в 2004 году.

Осенью 2003 года стало известно: печальные слухи подтвердились. Дорога полностью разобрана. До своего 110-летнего юбилея она не дотянула.

Сейчас на месте этой железной дороги — ужасающие развалины, следы «работы» варваров современности.

Поездки автора

Впервые автор осмотрел линию узкоколейной железной дороги и сделал её фотоснимки 28 октября 2002 года. Проехать по ней тогда не оказалось возможным. Решаю непременно осуществить проезд по узкоколейной железной дороге в течение 2003 года. Это удалось сделать 29 мая.

Прибыв на станцию Выкса-Верхняя, обнаруживаю на действующих станционных путях в восточной части станции рельсы со такой маркировкой:

К. З. КН. БЪЛОСЕЛЬСКАГО XII М-ЦА 1893 ГОДА

На этих рельсах стоял вполне современный тепловоз ТУ7—2171!

На кабине тепловоза значится:

ВМ3 (номер тепловоза) МЧМ Ст. машинист Пятак  А. М.

(МЧМ — Министерство чёрной металлургии, к которому относился завод).

Было заметно, что большая часть деревянного главного здания станции Выкса-Верхняя теперь — жилой дом. Но в одном из его помещений находились работники железной дороги — бригада тепловоза. Они сообщили, что в депо, на станцию № 1, отправятся примерно в 16 часов, с окончанием смены.

— У нас дорога скоростная, на 120 километрах в час летим, опасно будет с нами ехать!

Для начала иду вдоль линии узкоколейной железной дороги пешком. Первое, что встретится западнее станции Выкса-Верхняя — пересечение с оживлённой городской улицей. Здесь путь узкоколейной железной дороги залит водой из трубы, давшей течь. Рельсы сильно искривлены под воздействием пересекающего их автотранспорта. Далее линия пролегает вдоль тихой улицы Шлаковая. Путь всюду находится в плохом состоянии. Между станцией Выкса-Верхняя и точкой пересечения с подъездными путями широкой колеи расположен единственный на узкоколейной железной дороге деревянный мост.

«Пересечение» — это впечатляющий железнодорожный перекрёсток, где стыкуются сразу несколько линий. До сих пор работает дежурный по пересечению, задача которого — обеспечение безопасности на нём, своевременный перевод стрелок.

Вскоре на ширококолейном участке появился грузовой состав, следующий по одному из межцеховых маршрутов. Локомотив в нём был прицеплен сзади, передний вагон имел открытую площадку, на которой находился дежурный. Поезда такого типа часто можно видеть на ширококолейных линиях в Выксе. Здесь, в районе «пересечения», они меняют направление движения при следовании в чугунолитейный цех. Ширококолейная линия к нему проложена к югу от узкоколейной железной дороги, на значительном удалении от неё. Здесь же отходила и узкоколейная линия к станции Павильон — первой станции Лесовозной железной дороги...

От «пересечения» до станции № 1 узкоколейная железная дорога на всём своём протяжении соседствует с путями широкой колеи. В основном ширококолейный путь проходит параллельно, по одной насыпи. Однако, западнее «пересечения» есть небольшой участок «трёхнитки». Его появление обусловлено нехваткой пространства для двух путей в этой точке.

С левой стороны от железной дороги местами можно видеть огромное водное пространство Запасного пруда. Справа имеется ещё один, менее крупный водоём.

Всякий желающий может пройти через ворота станционной территории — они постоянно открыты. Доступ к станции № 1 и депо реально является свободным, несмотря на то, что с восточной стороны имеется ограждение. Здесь находится, пожалуй, самый ценный объект узкоколейной железной дороги — паровоз, установленный в качестве памятника.

На тендере паровоза закреплена табличка с надписью следующего содержания (цитирование дословное):

До 1958 года все перевозки для завода, клиентуры города и района осуществлялись паровозами узкой и широкой колеи. Узкоколейные паровозы выполняли более одной третьей всех перевозок.

С 1978 года на заводе работают только тепловозы. Этот паровоз № 286 последнюю поездку на Унор сделал 20.10.1978 года и был погашен. Поставлен на вечную стоянку 02.08.1985 года.

Рядом с депо рельсовый путь кончается. Последнее, что можно увидеть — тупик у смотровой канавы и пассажирский вагон польской постройки «Pafawag» (заброшен).

Осмотрев «станцию № 1», я возвращаюсь на станцию Выкса-Верхняя. Дождавшись нужного времени, сажусь в тепловоз у ворот чугунолитейного цеха.

Едем. С огромной предосторожностью преодолевается автомобильный переезд. На «пересечении» приходится пропускать состав, следующий туда же, на станцию № 1, по широкой колее. Наконец, стрелку начального участка «трёхнитки» переводят на узкоколейный путь.

За воротами лихо въезжаем ... под запрещающий сигнал светофора!

— А у нас преимущество, где хотим, там и едем!

На самом деле, конечно же, этот светофор горел лишь потому, что его забыли погасить и закрестить.

— Ну вот, обгоняем ширококолейного!

И в самом, деле, весёлому машинисту в потёртой фуражке с железнодорожной эмблемой удалось его обогнать.

Вскоре — депо. Помощник машиниста снимает с передней площадки тепловоза велосипед, забирается на него и едет домой. Жаль, что недолго им осталось выполнять свою работу — водить тепловоз узкой колеи ТУ7А-2171.


Разобранный соединительный участок между узкоколейной железной дорогой Выксунского металлургического
завода и Лесовозной узкоколейной железной дорогой. Точка съёмки расположена немногим южнее
"пересечения". Вид в сторону станции Павильон Лесовозной узкоколейной железной дороги.
Разобранную узкоколейную железную дорогу пересекает подъездной путь
широкой колеи, ведущий к "лесозаводу".
28.10.2002



"Пересечение". Вид на восток, в сторону станции Выкса-Верхняя. Ближайшее здание,
расположенное справа - пост дежурного по пересечению.
28.10.2002



"Пересечение". Вид на запад, сторону станции № 1.
28.10.2002



Немногим западнее пересечения. Стрелка, где заканчивается трёхниточный путь.
Вид на запад, сторону станции № 1.
28.10.2002



Участок между "пересечением" и станцией №1. Здесь пути широкой и узкой колеи пролегают рядом.
Вид в сторону "пересечения".
28.10.2002



Другое пересечение путей узкой и широкой колеи - оно расположено на станции №1.
Вид в сторону депо узкоколейной железной дороги.
28.10.2002



Депо узкоколейной железной дороги на станции №1.
28.10.2002



Неиспользуемый специализированный вагон (переделанная платформа) на станции Выкса-Верхняя.
29.05.2003



К западу от станции Выкса-Верхняя. Впереди - переезд (улица Почтовая). Вид в сторону станции №1.
29.05.2003



Вид из той же точки в противоположном направлении. Впереди - станция Выкса-Верхняя.
29.05.2003



Специализированный вагон на станции Выкса-Верхняя. Вид в сторону станции №1.
29.05.2003



Тепловоз ТУ7-2171 на станции Выкса-Верхняя.
29.05.2003



Ворота чугунолитейного цеха. Вид из восточной горловины станции Выкса-Верхняя.
29.05.2003



Вид из той же точки в противоположном направлении, в сторону центра станции.
29.05.2003



Главное здание станции Выкса-Верхняя.
29.05.2003



Главное здание станции Выкса-Верхняя.
29.05.2003



Линия узкоколейной железной дороги на улице Шлаковая, западнее станции Выкса-Верхняя
и переезда (улица Почтовая). Вид на восток, в сторону станции Выкса-Верхняя.
29.05.2003



Вид из той же точки в противоположном направлении, в сторону станции №1.
29.05.2003



Мост через водный объект. Вид с северной стороны.
29.05.2003



Тот же самый мост. Вид на запад, в сторону станции №1.
29.05.2003



Впереди - "пересечение" (место пересечения линии узкой колеи с путями широкой колеи).
Снимок сделан на путях широкой колеи.
29.05.2003



"Пересечение". Вид на запад, сторону станции №1. Заметен головной вагон
грузового поезда, следующего по широкой колее.
29.05.2003



"Пересечение", вид в ту же сторону. Грузовой состав широкой колеи,
состоящий из специализированных вагонов.
29.05.2003



Тепловоз ТУ7-2171 на станции №1. Впереди - депо узкоколейной железной дороги.
29.05.2003



Узкоколейный паровоз Кч-4 №286 на постаменте.
29.05.2003



Депо узкоколейной железной дороги на станции № 1. Вид с западной стороны. Пассажирский вагон
польской постройки "Pafawag" (давно не используется).
29.05.2003
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
« предыдущая новость     следующая новость »

Сейчас читают

выкса.рф, Министр спорта Нижегородской области посетил спортивные объекты Выксы

Министр спорта Нижегородской области посетил спортивные объекты Выксы

выкса.рф, Парк культуры и отдыха Выксы отметил 247-летие ярким праздником «Выксунская игрушка собирает друзей»

Парк культуры и отдыха Выксы отметил 247-летие ярким праздником «Выксунская игрушка собирает друзей»

выкса.рф, Бесплатная услуга «Социальная няня» стартовала в Выксе

Бесплатная услуга «Социальная няня» стартовала в Выксе

выкса.рф, Житель Омска пытался зарезать двух мужчин в Выксе

Житель Омска пытался зарезать двух мужчин в Выксе

выкса.рф, Погиб Атаманов Александр Аркадьевич

Погиб Атаманов Александр Аркадьевич

выкса.рф, Ольга Левичева из Выксы борется за звание лучшего «Земского доктора»

Ольга Левичева из Выксы борется за звание лучшего «Земского доктора»

выкса.рф, Глеб Никитин призвал относиться к отключению интернета как к «оздоровительной процедуре»

Глеб Никитин призвал относиться к отключению интернета как к «оздоровительной процедуре»

выкса.рф, Началось строительство асфальтированной дороги до наркодиспансера

Началось строительство асфальтированной дороги до наркодиспансера

выкса.рф, Мобильный интернет не будут блокировать при массовых ограничениях связи

Мобильный интернет не будут блокировать при массовых ограничениях связи

выкса.рф, Утечка газа после ремонта привела к пожару в квартире на Красных зорях

Утечка газа после ремонта привела к пожару в квартире на Красных зорях

выкса.рф, Выксунское ПАП пополнило автопарк новым автобусом для междугородных перевозок

Выксунское ПАП пополнило автопарк новым автобусом для междугородных перевозок

выкса.рф, Многоквартирный дом № 6А в микрорайоне Жуковского признан аварийным и подлежащим сносу

Многоквартирный дом № 6А в микрорайоне Жуковского признан аварийным и подлежащим сносу

выкса.рф, 25 июля — свадебный бум в Выксе

25 июля — свадебный бум в Выксе

выкса.рф, 27 социальных предпринимателей из Нижегородской области получили гранты ОМК

27 социальных предпринимателей из Нижегородской области получили гранты ОМК

выкса.рф, Сергею Жаркову, одному из самых титулованных выксунских самбистов исполнилось 50 лет

Сергею Жаркову, одному из самых титулованных выксунских самбистов исполнилось 50 лет

Товары и услуги

Лента

выкса.рф, Корпорация специального машиностроения успешно отгрузила продукцию в Белоруссию
14:58

Корпорация специального машиностроения успешно отгрузила продукцию в Белоруссию

выкса.рф, Более 1 млн тонн зерна собрали в Нижегородской области
13:41

Более 1 млн тонн зерна собрали в Нижегородской области

выкса.рф, Волна творчества в городе: культурному центру «Волна» – 3 года

Афиша: Волна творчества в городе: культурному центру «Волна» – 3 года

выкса.рф, Велосипедисты Павел Локтев и Александра Чураева выиграли веломарафон в Муроме
10:35

Велосипедисты Павел Локтев и Александра Чураева выиграли веломарафон в Муроме

выкса.рф, ОМК запустила онлайн-марафон по ходьбе и бегу для сотрудников по всей России
10:02

ОМК запустила онлайн-марафон по ходьбе и бегу для сотрудников по всей России

выкса.рф, Сотрудники культурных институций ОМК изучали опыт московских коллег в развитии инклюзии
8:58

Сотрудники культурных институций ОМК изучали опыт московских коллег в развитии инклюзии

выкса.рф, Проект планировки территории подготовят для западного обхода Выксы
14:35

Проект планировки территории подготовят для западного обхода Выксы

выкса.рф, Выксунцы покорили «Новый Уровень»: студенты ВФ НИТУ МИСИС блеснули на всероссийском интенсиве в Кавказских горах
12:52

Выксунцы покорили «Новый Уровень»: студенты ВФ НИТУ МИСИС блеснули на всероссийском интенсиве в Кавказских горах

выкса.рф, Колючая проволока на лесной дороге
11:38

Медиалента: Колючая проволока на лесной дороге

выкса.рф, Жители Досчатого интересуются: когда улица Калинина получит нормальную дорогу?
10:52

Жители Досчатого интересуются: когда улица Калинина получит нормальную дорогу?

выкса.рф, В Верхней Верее прошёл XII Фестиваль близнецов
10:26

В Верхней Верее прошёл XII Фестиваль близнецов

выкса.рф, Ветераны боевых действий провели открытый урок для воспитанников «Национальной организации витязей»
8:59

Ветераны боевых действий провели открытый урок для воспитанников «Национальной организации витязей»

выкса.рф, Когда восстановят асфальт во дворе дома 71 на ул. Островского?
18 августа, 17:55

Медиалента: Когда восстановят асфальт во дворе дома 71 на ул. Островского?

выкса.рф, Житель Омска пытался зарезать двух мужчин в Выксе
18 августа, 16:10

Житель Омска пытался зарезать двух мужчин в Выксе

выкса.рф, В Выксе запустили бесплатный Wi-Fi в общественных пространствах
18 августа, 13:26

В Выксе запустили бесплатный Wi-Fi в общественных пространствах