Футболист Алексей Косоногов: Во Франции наш город называли не Выкса, а Икса
— Алексей, кого благодарить за такую долгую карьеру?
— Моих родителей Ивана Николаевича, Татьяну Васильевну и наставников. Отец привёл в футбольную секцию Треста-10 в семь лет. Первым тренером стал экс-игрок «Металлурга» Владимир Константинович Макаров. Став позврослее, занимался у Виктора Денискина и Михаила Спирина. С «Металлургом» удачно играли на область, всегда проходили первую стадию чемпионата России. Только один раз не попали дальше: по пути в Нижний Новгород застряли в дороге, а соперники уже разошлись.
— Как попал в нижегородскую «Электронику»?
— В 13 лет меня и Андрея Назарова пригласил тренер Владимир Зиновьев. Наставник собрал в Сормове сильную команду — наш 82-й год выиграл много турниров. Сначала было тяжело, но потом освоился, подружился со всеми и уезжать больше не хотел.
— Ты дебютировал за «Металлург» в 15 лет. Как попал в основу?
— Отдыхал в Выксе буквально один-два месяца. Играл за дубль, и тут меня внесли в заявку на матчи основы. На 12 минут вышел с Ярославлем, на 14 минут — с Костромой. Особо на мужиков не ориентировался, но подсматривал, например, как не получить травму. В этот год «Металлург» стал чемпионом России по третьей лиге.
— Когда дебютировал за «Электронику» и как оказался в московском «Спартаке»?
— В 1998-м. Вся наша юношеская команда перешла во взрослый чемпионат. Я играл центральным нападающим и центральным атакующим полузащитником. От меня требовали забивать голы и отдавать передачи. Также ездили по всей России и выигрывали юношеские турниры. Осенью в Москве, после матча в манеже Сокольников, ко мне подошёл агент Константин Сарсания. Это невероятный человек, только хорошее про него скажу. Мы работали с ним больше десяти лет. Вся моя карьера — его заслуга! Жаль, он так рано ушёл из жизни, царствия ему небесного. Сначала Сарсания устроил меня в юношескую команду «Спартака», которую возглавляли Фёдор Черенков и Сергей Родионов.
— Оба твоих наставника — легенды!
— Не то слово! В «Спартаке» я пробыл чуть больше трех месяцев. Индивидуально они со мной не работали — подсказывали всем сразу. Давали задания и во время упражнений советовали, как сделать лучше. Затем тренер Валерий Гладилин привлёк меня в дубль «Спартака». Сыграл несколько товарищеских матчей, и тут мне поступило предложение из Литвы.
— Что сделал?
— Согласился. В «Кареду» из Шауляя позвал мой наставник из юношеской сборной России Александр Пискарёв. Он возглавил клуб и гарантировал место в основе. В команде все говорили по-русски, даже между собой. Уровень турнира был высокий. За «Кареду» играли несколько футболистов сборной Литвы, в результате мы взяли серебряные медали. Вторую половину 1999 года я отыграл за «Электронику», иногда, как и в 1998-м, выступал за дубль «Металлурга».
— Как оказался в «Бордо»?
— После матча сборной России ко мне подошёл их скаут. Я сказал Константину Сарсании, и они устроили просмотр. В феврале и ноябре 1999-го ездил в молодёжную команду «Бордо». Тренеров дубля я устроил, и в январе 2000 года вторая команда заключила со мной контракт на три с половиной года.
— Как 17-летнего юношу встретила Франция?
— Меня тянуло домой, но затем, как и в «Электронике, всё наладилось. Через четыре месяца без переводчиков и учителей заговорил на французском! За дубль «Бордо» часто забивал голы и отдавал передачи. Например, отличился в первом же матче на кубок Аквитании. Меня привлекали к тренировкам основы, когда у них не хватало игроков или они устраивали двусторонки. Оба поля — главной команды и дубля — были по соседству. Я знал всех игроков основы, они знали меня. Поэтому осенью 2001 года легко влился в главную команду. Дебютировал в кубке УЕФА — вышел на замену в Льеже против «Стандарта».
— Где ты жил?
— Прямо на базе «Бордо» в небольших уютных домиках, ежедневно ходили друг к другу в гости. Сначала жил с ещё одним русским дублёром — Александром Колотилко из Нижнекамска. Примерно через полгода он уехал, а ко мне подселили Йоана Лангле и Рио Мавуба. Первый выступал за сборную Мавритании, но на клубном уровне не заиграл. Мавуба — самая настоящая звезда! Играл за сборную Франции, «Бордо», стал легендой и капитаном «Лилля», выиграв чемпионат и кубок страны. Вскоре в «Бордо» приехал игрок сборной России Алексей Смертин. Помогал ему с переводом, а потом нам наняли репетитора.
— В клубе следили за игроками?
— Во Франции больше доверяют футболистам, чем в России. Всех вместе собирали только утром перед игрой. Главное, чтобы выходили на поле, а твоя личная жизнь никого не интересует. Вообще не следили, только требовали быть профессионалами. Сами игроки понимали, что футбол — это деньги, бизнес, работа.
— Где нравилось во Франции?
— Часто ездил в Париж. Красивый город! Раз пять поднимался на Эйфелеву башню, часто был в Нотр-Дам-де-Пари, гулял у Триумфальной арки, обязательно ходил в Лувр. Показывал родителям столицу, когда играл за «Кретей».
— Что-нибудь особенное из Франции осталось?
— Команда как-то подарила на День рождения бутылку вина 1982 года выпуска. Моя ровесница! Она до сих пор хранится дома. Планирую ли открывать? Пока не знаю.
— В 1998 году Франция стала чемпионом мира. Ощущалось?
— Ещё как! Стадионы битком, обстановка сумасшедшая. В России редко такое видел. Перед нашей базой всегда стояли болельщики, просили сфотографироваться или подписать футболку. Я не отказывал. Молодёжная команда «Бордо» дважды выигрывала чемпионат Франции, и в последнем туре нас чествовали при полном стадионе.
— Ты играл с футболистами сборной Франции Дюгарри, Вильтором, Мику…
— У них можно всю жизнь учиться. Чемпионы страны и мира! Тренировался и перенимал опыт, особенно, как они спокойно работали с мячом.
— Ты из России. Они про Выксу спрашивали?
— Частенько, причём наш город называли не Выкса, а Икса. Говорил им: «Не Икса, а Выкса!» Почему-то слово давалось с трудом. Спрашивали, столько км от Москвы. Удивлялись, что я из такого маленького города приехал во Францию.
— Как во Франции проходили предсезонки?
— После окончания чемпионата нас отправляли в отпуск на две-три недели. Я его всегда проводил дома в Выксе. Примерно за месяц до старта собирались обратно. С Россией не сравнить, где сборы длиннее в три или даже четыре раза.
— Во французский «Кретей» перешел для игровой практики?
— Да, но перед уходом в аренду переподписал контракт с «Бордо». В «Кретей» (они играли в Лиге 2) меня пригласил тренер, который искал нападающего. Я сыграл 20 матчей, из них 14 раз вышел на замену, забил 2 гола. После этого на два года вернулся в дубль «Бордо», но за основу не играл — только сидел на скамейке. Меня преследовали травмы, да и тренер с такой медицинской картой на меня не рассчитывал.
— Неужели все так плохо?
— Нет, просто играл за дубль. Самое яркое воспоминание — прощальный матч Зинедина Зидана в июле 2003-го. Я вышел за «Бордо» на 10 минут и играл против настоящих звезд футбола: Зидана, Папена, Лизаразю, Вильмотса, Леонардо, Раи. А после матча обменялся футболками с Сильвестром. До сих пор лежит дома!
— Пытался уйти из «Бордо»?
— В декабре 2004 года ездил на просмотр к Бердыеву в казанский «Рубин». Сборы проходили в Турции. Курбан Бекиевич дал добро на трансфер, но клубы не договорились. Пришлось доигрывать контракт за «Бордо». Жаль, ведь «Рубин» вскоре стал чемпионом России.
— Куда Сарсания тебя ещё хотел пристроить?
— Ездил в азербайджанский «Олимпик» в феврале 2008-го. Пробыл на сборах всего девять дней, и подвернул голеностоп. Когда восстановился, они снова меня пригласили, но я отказался. А перед этим, в декабре 2007-го, ездил на просмотр в липецкий «Металлург», но не прошёл медосмотр.
— Почему ты так часто травмируешься?
— Не знаю, но это самая настоящая напасть. Я шесть раз рвал крестообразные связки.
— Шесть раз?! Как ты вообще играл?
— Да, три разрыва на правом колене, три — на левом. Вот так ровно получилось. Каждый раз тяжело по полгода восстанавливался и снова возвращался. Первая травма — через шесть месяцев после приезда в «Бордо». Оперировали в Испании, там же проходил реабилитацию. Вторые кресты вообще обидные. В сезоне 2006/2007 я играл в Лиге 2 за «Тур». В декабре вышел на лёгкую тренировку. Подвернул ногу — травма. Операцию сделали в Париже, а восстанавливался я в Сан-Себастьяне, это в Испании. Остальные четыре травмы в России: в Костроме, Тамбове и где-то ещё. Операции делал уже в Москве, а реабилитацию проходил дома.
— Давай чуть назад. Что делал после ухода из «Бордо»?
— Летом 2005-го никуда не успел перейти и играл в Выксе за «Колёсник». Зимой позвонил тренер из Костромы — нужен форвард. Заключил контракт! Удалось дважды сыграть на кубок против ЦСКА, а в чемпионате второй лиги мы взяли бронзу. Второй круг они провели без меня. Почему? Летом звонок из Франции — звал «Тур». Не раздумывая, подписал контракт. Дальше получил травму, и договор со мной расторгли.
В марте 2007-го ездил на просмотр в нижегородскую «Волгу». Опять не прошёл медосмотр. Уехал в Рязань, играл полтора года. И тут команду расформировали. Сезон 2008 года доиграл в Ульяновске, а затем вернулся домой в «Металлург». В 2011-м я съездил в Тамбов, играл за «Спартак». В июне опять травмировал кресты, и зимой окончательно вернулся в Выксу. И ведь не пожалел. С «Металлургом» выиграли серебро третьей лиги чемпионата России, вышли в ПФЛ.
— Давай поговорим о юношеской и молодежной сборной России. Как в неё попал?
— Был на хорошем счету у тренеров. Они за мной пристально следил, даже когда играл за дубль. Самый запоминающий турнир — в Италии в 1997 году, где меня признали лучшим игроком. В 1998-м летали в Аргентину. В конце декабря 1999 года играли на новогоднем турнире в Израиле. Я там забил пять голов и стал лучшим бомбардиром соревнований. Также выезжали в Бельгию и Турцию. В 2000-м даже попал в молодёжную сборную, но потом из-за травмы меня перестали вызывать.
— Тренировки в сборной как-то отличались?
— Всё, как обычно. Только нужно было сыграться, привести всех к общему знаменателю. На это уходила примерно неделя. Лично от меня тренеры Александр Пискарёв, Александр Гребнев и Валерий Гладилин требовали забивать голы.
— Посмотрел списки вызванных — одни звёзды: Игнашевич, Алексей Березуцкий, Анюков, Малафеев, Кузьмин, Смертин…
… — Кержаков, Измайлов, Булыкин, Мандрыкин, Кузьмин и многие другие. Со всеми были рабочие отношения. На каждый сбор вызывали новых игроков, некоторых видел всего несколько дней. Плотно дружу только с Александром Кержаковым, он сейчас главный тренер «Томи». Играл с его братом Мишкой в Ульяновске. Так и сошлись. С Сашей, бывает, созваниемся. Вон недавно он говорил про меня в передаче «КраСава».
Сейчас читают
Погибшего в СВО Илью Ромашова похоронят на Аллее героев
Кафе с шаурмой закрыли после отравления посетителя (обновлено)
Выксунцы заявили ещё семь проектов на конкурс «Вам решать!»
Горе-инвесторы перевели мошенникам свыше 4 млн рублей
ГИБДД опубликовала фото с места смертельной аварии
Бывший главный инженер администрации предстанет перед судом за взятку
Взносы за капремонт вырастут в 2025 году
Иван Шаронов и Ангелина Карамян стали лауреатами «Большой перемены»
Автобусы перестанут заезжать на улицы Попова и Максима Горького
Выксунцам предложили украсить комплексный центр к Новому году
Ещё 24 камеры видеонаблюдения подключили к «Безопасному городу»
Что ждёт учеников новой школы № 1 📸
Студент ВМК Егор Чуднов выступит в финале Всероссийского чемпионата «Профессионалы»
Двое погибли и трое пострадали в ДТП у Сноведи
ОМК наградила лучших по профессиям
Товары и услуги
Компания «Оникс»: ваш старый металл — наша забота
Новогодние корпоративы в «Корице»
ЖК «Ботаника Парк» в Выксе признан одной из лучших новостроек Нижегородской области
Ломбард «РАНТЬЕ» — профессионально, выгодно, удобно!
Скидки до 70% в салоне Laparet
Черная пятница в магазине «Центр Керамики»
Шок-цены на сантехнику в наличии
Аппаратная замена масла в АКПП — в автотехцентре «Фаворит»
Технология MotulEvo