Геннадий Орлов: Мой отец — сильнейший спортсмен Выксы
Интервью с известным футбольным комментатором
Нападающий Сергей Иванович Орлов родился 20 марта 1916 года в Выксе. Он, как и вся довоенная молодёжь, был разносторонним человеком. Юноша по примеру старших товарищей тянулся к знаниям, культуре и спорту. Выксунец на высоком уровне занимался лёгкой атлетикой, конькобежным спортом, русским хоккеем, но больше всего полюбил футбол.
Отец рассказывал, что считался сильнейшим спортсменом. По его словам, в Выксе был дружный коллектив. Например, в 1953 году я познакомился с Капитолиной Васильевой, женой Василия Сталина. Она пловчиха из Выксы, приезжала на соревнования в Кишинёв, — отметил Геннадий Орлов.
Нападающий дебютировал за одну из футбольных команд Выксы в 1930-м, когда ему было всего 14 лет. С 1932 по 1935 годы играл за выксунский «Металлург». Осенью поступил в Томское артиллерийское училище, а в 1936-м один сезон выступал за «Металлург» из Кулебак. В 1938 году Орлов снова упоминается на страницах печати как игрок выксунского «Металлурга». На его счету есть матчи за вторую команду Выксы в 1932-м и сборную Выксы в 1935 и 1938 годах. Данных об этом периоде сохранилось не так много, поэтому не исключено, что он играл и в другие сезоны.
Обновлено 8 января 2023 года. Сергей Орлов, вероятно, первый раз служил в армии до Великой Отечественной войны с осени 1935 года по весну 1938 года как курсант Томского артиллерийского училища. В 1936 году играл за «Металлург» из Кулебак во время отпуска.
С 1939 по 1941 годы Сергей Орлов выступал за «Динамо» из Новосибирска.
Сергей Иванович был разносторонним человеком. Стометровку бежал за 10,8 секунды. В Новосибирске выиграл чемпионат Сибири по лёгкой атлетике. За победу получил абонемент в театр оперетты. Все постановки знал наизусть! На спектакли ходил вместе с моей мамой Натальей Дмитриевной, которая училась в местном техникуме. Отец установил рекорд Сибири в конькобежном спорте на 500 метров, пробежал за 45 секунд. Результат превзошли только в 1960-е.
Близким другом отца на всю жизнь стал Всеволод Блинков, с которым они познакомились в Новосибирске. В 1940 году вместе ездили на сборы московского «Динамо» в Гагры к тренеру Михаилу Якушину. Всеволод Константинович прошёл в состав. Вместе «Динамо» он несколько раз выиграл чемпионат СССР, ездил в знаменитое турне по Великобритании, — пояснил комментатор.
Близким другом отца на всю жизнь стал Всеволод Блинков, с которым они познакомились в Новосибирске. В 1940 году вместе ездили на сборы московского «Динамо» в Гагры к тренеру Михаилу Якушину. Всеволод Константинович прошёл в состав. Вместе «Динамо» он несколько раз выиграл чемпионат СССР, ездил в знаменитое турне по Великобритании, — пояснил комментатор.
Когда началась Великая Отечественная война, Сергей Орлов готовил лыжные отряды в Новосибирске. Трижды пытался уйти на фронт, но комендант города каждый раз снимал его с поезда. Во время войны выксунец познакомился с Всеволодом Бобровым, одним из сильнейших футболистов и хоккеистов в истории СССР. Они были закадычными друзьями. В 1944 году вместе играли за «Авиаучилище» (будущее ВВС) в чемпионате Москвы.
В 1944 году Сергей Орлов какое-то время тренировался с ЦДКА, но в официальных матчах задействован не был. Мой отец рекомендовал Всеволода Боброва в ЦДКА. Команду лейтенантов уже возглавлял Борис Аркадьев, — рассказал собеседник.
Хоккейный сезон 1944/1945 годов Сергей Орлов встретил в «Локомотиве» из Харькова. В команду его лично пригласил начальник южных железных дорог Пётр Кривонос. А весной выксунец сменил коньки на бутсы. Выиграл Кубок Украины — в финале на поле соперника харьковчане обыграли киевское «Динамо». В 1946 году столичный коллектив стал следующим клубом Сергея Ивановича.
В основе динамовцев я провёл пять матчей подряд. Но пятый, с ЦДКА, стал для меня роковым — во втором тайме мне поломали ногу. Лечиться уехал, конечно, в Харьков, а когда встал, наконец, без костылей на ноги и возвратился в команду, с ней работал уже новый тренер, — вспоминал в интервью сам Сергей Орлов (в оригинальной статье был неправильно указан шестой матч с «Динамо» Тбилиси. — Прим.).
В 1947-м уроженец Выксы выступал за харьковский «Дзержинец», а в 1948 году переехал в Кишинёв. Он отыграл за местное «Динамо» два сезона, причём в конце последнего стал играющим главным тренером.
— Геннадий Сергеевич, почему ваша семья переехала в Кишинёв?
— Отца в «Динамо» лично пригласил генерал-майор Иосиф Мордовец. Зачем отказываться, если зовут?! После войны в Молдавии начинал возрождаться футбол и остальной спорт. Не стоит забывать, что время было голодное, а я и старший брат Александр уже родились. В Молдавии тепло — фрукты, овощи. Правда, обстановка в республике была неспокойная: рядом Румыния, а по соседству бегали бандеровцы. В Кишинёве отец дослужился до старшего лейтенанта. Был оперативным дежурным — ездил на вызовы в форме и с пистолетом, когда ненадолго отошёл от футбола.
Отец посвящал нам с братом много времени. Брал меня с командой на все поездки (не только, когда мы жили в Кишинёве). Я невольно крутился во всей этой футбольной атмосфере. Помню выезд в Таллинн, когда папа возглавлял юношескую сборную Молдавии. Он руководил коллективом с февраля 1952-го по июнь 1953-го. У него капитанил Владимир Цинклер, один из сильнейших футболистов своего поколения.
— Отец учил игре в футбол?
— Конечно! Я обожал футбол, играл в него круглые сутки! В двенадцать лет он сказал: «Если хочешь играть в футбол по-настоящему, иди в секцию лёгкой атлетики». Там мне поставили технику бега: расположения ног, корпуса и так далее. Скорость и реакция передались по наследству. Я бежал стометровку за 11,2 секунды, получил второй взрослый разряд. Это огромное подспорье в футболе — всё время был нападающим! Мы много говорили с папой о тактике, технике и других вещах. Он фундаментально подготовил меня к футболу!
— Как вы оказались в Каменск-Уральском?
— В январе 1954 года Сергей Орлов уволился со службы и поступил в футбольную школу тренеров в Москве. А наша семья на полгода вернулась в Харьков. Обучения было заочное — он ездил на пару недель, а потом возвращался. В августе получил диплом, и мы все вместе переехали в Каменск-Уральский.
С 1955 по август 1959 года он возглавлял местный «Металлург», который выступал в чемпионатах РСФСР и Свердловской области. Отец трижды сделал команду чемпионом региона (1956, 1958 и 1959), выиграл с ней Кубок региона (1958). Тренером он был очень хорошим, хотя немного не хватало жёсткости. Папа компенсировал это тем, что отлично разбирался в футболе и держал рабочую обстановку. Также он тренировал главную хоккейную команду клуба.
— Почему уехали, если всё так прекрасно складывалось?
— В сентябре 1957 года в Озёрске взорвалось хранилище радиоактивных отходов. Этот закрытый город находился в 130 км от нас. Об аварии мы узнали не сразу. Паника началась, когда из-за белокровия умер мой одноклассник. Где-то облучился. Может быть, в соседнем лесу, который был полностью уничтожен радиацией. Деревья там стояли оголенные. В СССР об этой аварии не писали, но сарафанное радио разнесло.
В это время мой брат Александр учился во ВГИКе. Как-то приехал к нам на каникулы, пошёл в сад, начал есть яблоки и крыжовник. Когда отец это увидел, закричал: «Что ты делаешь?! Здесь же всё радиацией запачкано». Уже в Москве брат сходил к зубному — все пломбы поменял из-за повышенного фона.
В августе 1959 года отец вернулся на Украину, стал главным тренером «Шахтёра» из Конотопа. Всё для нас подготовил, получил квартиру, и в ноябре мы присоединились к нему.
— Как складывалась его карьера?
— Отец с ходу сделал «Шахтёр» чемпионом области, и всю его команду в полном составе перевели в Сумы. Так появилась команда класса «Б» — «Авангард». Он возглавлял клуб до 26 мая 1961 года. В 1962-м был вторым тренером команды «Буковина» из Черновцов. После этого вернулся в Сумы и стал тренировать детей. Именно мой отец вырастил Михаила Фоменко, футболиста сборной СССР и киевского «Динамо». Затем отец вернулся в Харьков и долгое время работал в техникуме заведующим кафедрой спорта. Он умер 20 сентября 1999 года.
— Каким вам запомнился Сергей Иванович Орлов?
— Мой отец прошёл замечательный путь! Необыкновенно добрый человек, как тренер потрясающе разбирался в футболе и хоккее, знал и анатомию, и физиологию. Буквально всё! Он относится к плеяде людей энтузиастов своего дела! Возможно, в этом году я вместе с братом Александром побываю в Выксе, давно хочу навестить город отца.
— А как складывалась ваша карьера?
— С 13 по 26 августа 1961 года я играл за футбольную сборную школьников Украины на Спартакиаде учащихся СССР в Баку. Забил два гола и с командой взял бронзовые медали. После турнира сразу попал в заявку сумского «Авангарда» и даже вышел несколько раз на замену в классе «Б». Жаль, что отца убрали несколькими месяцами ранее. Он хотел заявить меня ещё перед сезоном: я уже ездил на сборы, когда только-только исполнилось шестнадцать лет. Заставил написать письмо Марку Розину в ВЦСПС. Посыл был такой: «Сын и команда просит заявить. Можно?». От Розина пришла открытка: «Серёжа, ну что ты торопишься?! Ещё успеет наиграться твой сын, а то вдруг подорвёт здоровье!».
2 марта 1962 года, в мой 17-й День рождения, меня безо всяких писем заявили в класс «Б». Весной я даже забил пару мячей. А в июне, перед выпускными экзаменами, получил вызов в юношескую сборную Украины. Месяц тренировался на сборах в Краснодаре, но в итоговую заявку на чемпионат Европы в Румынии не попал.
Окончил школу и стал решать, где продолжить карьеру. Было два варианта — «Динамо» Киев и «Авангард» Харьков.
— Что выбрали?
— Харьков. Еще во время войны, когда мы отсюда уехали в Молдавию, там остались бабушки и дедушка. С августа оставшуюся часть сезона доиграл за дубль «Авангарда». В 1963 году стал выступать за взрослую команду — меня выпускали на замены на 20-30 минут. Поскольку возраст позволял, сыграл на юношеском первенстве СССР в Калининграде. Мы взяли серебро, а я получил приз лучшему нападающему.
Начиная со второго круга 1964 года, я стал основным. В следующем сезоне сыграл все матчи: «Авангард» взяли бронзовые медали первой лиги СССР, футболисты получили мастеров спорта. Мы должны были выйти в высший дивизион, но вмешалась политика, и этой путёвки нас лишили. Тогда я решил, что хочу играть на высоком уровне.
— Что предприняли?
— Первый круг 1966 года я отыграл в Харькове. В межсезонье главный тренер ленинградского «Зенита» Валентин Фёдоров пригласил в команду. «Авангард» не хотел меня отпускать. Я написал заявление о переходе — отказали! Вместе с «Зенитом» решили действовать через Москву. Две недели ждали решение, и в это время тренер «Металлиста Виктор Каневский пообещал отпустить, если отдам квартиру. Я её получил в прошлом году как один из лучших бомбардиров. Согласился. Ошибка страшная! Почти одновременно пришёл телетайп из Москвы с разрешением на переход. За «Зенит» я сыграл пять матчей, потом мы полетели в Бирму на международные матчи. По приезде руководство сняло главного тренера. С новыми наставниками отношения не сложились. Я вдобавок надорвал мышцы в трёх местах, а тренеры ничего не хотели слышать — требовали играть.
В мае 1967 года вернулся в Харьков, моя старая команда уже называлась «Металлист». Квартиру мне естественно не вернули. Доиграл сезон, и в ноябре уехал к своей молодой жене Наталье в Ленинград. Она всё это время жила в Северной столице и играла в театре имени Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Следующие два сезона я отыграл за ленинградское «Динамо» и завершил карьеру. Закончил так рано из-за грыжи в позвоночнике и желтухи, которой переболел в семь лет. Она дала осложнения на печень. Врачи советовали сбросить нагрузки. Как это сделать, если ты профессиональный футболист?!
— Как попали в мир журналистики?
— В декабре 1969 года устроился в газету «Строительный рабочий» Ленинградского обкома партии. В 1973-м умер комментатор Виктор Набутов, это отец Кирилла. Он подавился кусочком мяса. Бывают такие смерти — попало не в то горло. Объявили конкурс комментаторов. Меня в газете и уговорили попробовать. Заявились двести человек, а прошёл я один.
С 11 декабря 1973 года стал работать обозревателем в Ленинградском комитете по телевидению и радиовещанию. Приставки спортивный тогда ещё не существовало. Комментаторов даже не было в штатном расписании. Я сразу попросился в командировку в Москву к Николаю Озерову и Александру Иваницкому. 31 января 1974 года уже вёл хоккейный репортаж по телевидению. Озеров отработал первый период, а потом сказал: «А теперь матч проведёт дебютант Геннадий Орлов» и передал мне микрофон.
— Получается, уже 47 лет комментируете матчи!
— В прошлом декабре получил от Олимпийского комитета диплом «Патриарх спортивной журналистики». На моем счету семнадцать Олимпийских игр, семь чемпионатов мира, шесть чемпионатов Европы по футболу и плюс две Универсиады, Игры доброй воли. Всё это я освещал на федеральных каналах!
Сейчас читают
Арина Рощина: «Очень люблю сладости, но приходится себя ограничивать»
За неделю вспыхнули три пожара из-за короткого замыкания
Неизвестные украли саженцы у стелы на въезде в Выксу
Кафе с шаурмой закрыли после отравления посетителя (обновлено)
«Выксунские моржи» приняли участие в съёмках фильма «Василий Тёркин»
Шахматист из Выксы пробился на первенство России
Выкса подготовила 13 проектов для конкурса «Вам решать!»
Выксунцы заявили ещё семь проектов на конкурс «Вам решать!»
Что ждёт учеников новой школы № 1 📸
ОМК наградила лучших по профессиям
Ещё 24 камеры видеонаблюдения подключили к «Безопасному городу»
«Выкса-ТВ»: как отпраздновали юбилей школы № 12
«Литературная скамья» украсила главную аллею парка
Bezdari стали обладателями кубка ОМК по Counter-Strike 2
Семён Морозов выиграл первенство Москвы по футболу
Товары и услуги
Компания «Оникс»: ваш старый металл — наша забота
Новогодние корпоративы в «Корице»
ЖК «Ботаника Парк» в Выксе признан одной из лучших новостроек Нижегородской области
Ломбард «РАНТЬЕ» — профессионально, выгодно, удобно!
Скидки до 70% в салоне Laparet
Черная пятница в магазине «Центр Керамики»
Шок-цены на сантехнику в наличии
Аппаратная замена масла в АКПП — в автотехцентре «Фаворит»
Технология MotulEvo