До перехода на сайт осталось секунд. Пропустить рекламу

  Выкса.РФ » Власть
21 ноября 2017, 16:17 · Просмотров: 4 572 · Теги: Психолог Абрамов Интервью · Версия для печати

Это сладкое слово «власть»

Что движет теми, кто жаждет влияния, и каков психологический портрет прирожденных лидеров

Это сладкое слово «власть»
Власть, влияние, авторитет... Одни жадно стремятся к этому, успех других зависит от совершенно иных вещей. Самое интересное в том, что хоть люди и рождаются одинаковыми (этнические различия не в счет), некоторым так и не удастся взять верх над умами миллионов. Какие люди обладают способностью руководить? Можно ли иметь успехи в политике, когда тебе нет и тридцати? И почему на высоких должностях даже в наш век не так много женщин? Об этом Выкса.РФ рассказал медицинский психолог Алексей Абрамов.

— Алексей Юрьевич, какую роль человек играет во власти?
— Любопытно поискать в сознании ответ на вроде бы банальный вопрос. Человек во власти — это человек, принимающий и координирующий решения, управляющий коллективом, это руководитель, это менеджер. Существует вертикаль власти. У этой вертикали есть уровни или ступени. Руководитель или избирается коллективом снизу или назначается сверху. Ему оказывается доверие в вопросах эффективного решения поставленных на его уровне задач.

— Верно ли, что человек по натуре либо слуга, либо лидер, и если да, то неизменно ли это?
— Я бы ответил, что не все люди могут быть хорошими руководителями. До революции в России работал известный врач, психолог Лазурский. У него была концепция, которую в советское время сочли антинаучной и антикоммунистической. Так вот он делил людей на три касты: первая каста — подчиняемые среде, куда входит большинство людей. Вторая каста — мимикрирующие в среде. Эти люди подстраивают среду под собственные блага и выгоды, но в то же время подчиняются ей. Третья каста — способны преобразовывать среду под свою личность, таких людей единицы. Согласно концепции, первые две касты обслуживают третью. Люди из третьей касты — двигатели эволюции. Лазурский утверждал, что от выраженности волевого компонента человека зависит способность преобразовывать среду. Чем более волевой компонент связан с сущностными компонентами отношений, тем больше у человека способность изменить среду под свою личность.

— Было бы интересно узнать чуть подробнее о третьей касте...
— Здесь мы видим две центральные категории: волевые способности и систему отношений, т.е личность. По простому, третья каста это люди со сформированными, то есть самостоятельными убеждениями, мировоззрением, смыслами и системой ценностей, которые будут способны к реализации своих представлений о мире и жизни. Если с волевыми компонентами все понятно, то сущностными характеристиками личности сложнее. Например, Гитлера тоже нужно отнести к третьей касте людей. Возникает вопрос, кто нам нужен, какая личность по содержанию, как он сам собой будет влиять на социальную среду, на решение профессиональных задач, на развитие социально-общественного процесса?

— У некоторых людей способности к руководству наблюдаются с детства, даже можно подумать, что эти склонности врожденные. Так ли это? Что повлияет на то, окажется ли человек у власти?
— Повлияет переплетение множества факторов. Во-первых, тенденции генетические, определяющие темперамент и частично характер, а также врожденные интеллектуальные способности. Во- вторых, средовые, связанные с детско-родительскими отношениями, достижениями и успехами в учебе, в общении или иной деятельности определяющие отношения к себе, к другим людям и к труду. Кроме этого, имеют значения случайные факторы: оказаться в «нужное время в нужном месте», пересечение путей с «нужным человеком», первичная направленность профессиональной деятельности, первые учителя и т.д. Все это будет влиять на жизненный путь человека, или иногда говорят, на «сценарий» жизни.

— А как конкретно эти психологические качества помогут на пути к власти?
— Темперамент, характер и интеллект будут определять потенциал, к какой-либо деятельности. Например, для руководителя важными характеристиками способность выдерживать большие психические нагрузки, психическая устойчивость, скорость реакций, хорошая переключаемость, эмоциональная стабильность. Интеллект — это общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Интеллект — это способность решать поставленные задачи. Предполагается, что управленческий персонал должен обладать интеллектом выше среднего. Причем чем выше управленческая должность, тем выше уровень интеллекта. Система отношений, т.е личность будет определять цели, мотивы, ценности человека, тем самым определяя направленность жизненного пути. По-простому, личность определяет цель, темперамент и характер определяет, как человек будет реализовывать эту цель, интеллект определяет, сможет ли решить поставленную задачу.

— Можно ли и как прогнозировать эффективность человека во власти?
— Прогноз успешности к руководящей деятельности оценивается в координатах тенденций и потенций. Тенденции — это желание заниматься такой деятельностью, потенции — это способности к этой деятельности. В норме у человека присутствует потребность в самореализации, то есть максимальном раскрытии своих способностей. Про потенции к руководящей деятельности надо согласиться с Лазурским. Кроме этого, на эффективность управленческой деятельности огромное значение оказывает предыдущий опыт руководящей работы. Такие люди уже накопили навыки, доказали пригодность к такой деятельности, показали свои способности, имеют опыт ошибок и соответствующих выводов, научились видеть управленческий процесс в целом и учитывать внешние факторы. Такие люди выходят на высокий уровень обобщения и начинают видеть главное.

— Есть ли конкретные качества, которые требуются руководителю?
— Да есть, но здесь надо понимать на какую ступень власти претендует человек, в какой сфере. Есть условные эталоны и коридоры качеств руководителя. Для мастера на заводе, начальника цеха, директора завода, мэра города, губернатора, президента — свой эталон. В целом, можно назвать реализаторский минимум. Это высокий интеллект, волевые качества, самостоятельность, социальная смелость, эмоциональная устойчивость, доминантность, жесткость, самодисциплина, высокая устойчивость к стрессовым ситуациям и некоторые другие. Но это не все. Вопрос, что он будет реализовывать. Люди, допускаемые к высоким ступеням власти должны истинно, осознанно исповедовать коллективные, корпоративные, городские, региональные, государственные интересы и ценности, так как эгоистические и групп центрические уровни должны быть изжиты.

— Люди по-разному стремятся к власти. Одни своим умом и рассудительностью решают важные вопросы и руководят государствами и корпорациями, а другие хотят восполнить недостаток авторитета посредством контроля над семьей, отдельными личностями, нередко прибегая к тирании. В обоих случаях корень всего — это желание иметь власть или причины разные?
— Есть, можно сказать, невротический путь руководителя. Это проявляется несоответствием между тенденциями и потенциями. Тенденции будут активизированы не сильными сторонами личности, а наоборот слабыми. Запускается механизм гиперкомпенсации. Например, комплексом неполноценности или неправильной оценкой своих возможностей. Итогом будет перенапряжение из-за того, что человек будет выполнять свои обязанности на пределе своих сил, недостаточное развитие той сферы, за которую руководитель отвечает, необоснованными рисками, профессиональными ошибками. В норме должен быть естественный путь раскрытия и реализации своих сильных сторон личности, естественное изживание нижележащих потребностей, формирование общественно социальных ценностей.

— Уже давно обсуждается, что оценки в школе имеют очень смутное влияние на будущий успех.
— Оценки — это далеко не главное. Они покажут уровень обучаемости и больше скажут об исполнительности, дисциплинированности, ответственности. Ценным в этом, пожалуй, будет объем полученных знаний, которые могут использоваться для решения будущих задач. Для руководителя важнее волевые качества, самостоятельность и социально общественная направленность. А это больше будет зависеть от генетики, от условий воспитания в семье, в школе, социальный опыт.

— Почему среди руководителей мало женщин, ведь они давно доказали, что способны быть у власти?
— Еще раз подчеркну, что на профессиональный путь большое значение оказывает стремление к самореализации. У мужчин основным способом самореализации является профессиональная деятельность, у женщин — материнство. Поэтому на пути женщины стоят ограничивающие факторы, связанные с материнством, уходом за детьми, внутренними конфликтами между профессиональным развитием и материнским инстинктом. Как известно, лучшие результаты деятельности будут, когда специалист отдает себя работе целиком. В целом женщины не менее чем мужчины способны к руководящей деятельности. Чтобы быть руководителем высокого уровня ей нужно выбрать путь мужчины, но правильно ли это, будет ли она счастлива.

— Разумно ли назначать молодого человека на высокие руководящие должности?
— Это сложный вопрос. У человека может быть асинхронное развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, поведенческой, смысловой сферы. Вспомните таких людей. Например, дети-вундеркинды. В десять лет закончил школу, в двенадцать университет. А дальше их жизненный путь? Чаще всего он будет обыденным. За быстрым стартом, будет спад. За радостью ранних успехов будет саморазочарование в других сферах из-за слабой адаптабельности или будет переоценка своих возможностей. Посмотрите на завод. Сколько руководителей, в том числе из-за преждевременного вовлечения на высокие должности, не смогли на них удержаться. Человек еще в целом был не готов. Кроме этого, до определенного возраста в сознании человека преобладают интроекты, то есть знания и общественные отношения, которые он усвоил из социума. Но только с опытом такие знания у человека начинают переходить в категорию его личных смыслов и убеждений. Как известно, интерес и максимальная эффективность в деятельности возникают, когда появляется личностный смысл, когда человек отвечает на вопрос, ради чего он это делает. До этого знания лишь декларируются и поэтому человек еще нестабилен, несамостоятелен, несбалансирован. Еще нет истинного стержня. Человеку еще предстоит переход в мир идей, в мир авторства.

— Будут ли различия между требованиями к руководителю на производстве и политику?
— Вопрос из области соотношения части и целого. Чтобы управлять большим, сначала надо научиться управлять малым. Руководитель на заводе управляет производственным процессом, задача у него конкретная, инструментально-техническая. На этом уровне нужны волевые качества и навык. Задача политика в целом заключается в стабильном развитии жизни общества, которое доверила ему эту власть. И здесь, помимо инструментально—технических, очень много целевых функций. Политик определяет курс развития общества, приоритеты. Управление обществом происходит через мировоззрение политика, через его систему ценностей. Политик должен иметь зрелую личность и, на мой взгляд, находиться в периоде самореализации.

— Что значит в периоде самореализации?
— Потребность в самореализации является мощной силой. С точки зрения некоторых известных психологов эта потребность становится доминирующей, начинает мощнее всего управлять поведением человека когда удовлетворены преведущие потребности. Это потребности физиологические, в безопасности, социальной принадлежности, успехе и уважении со стороны других. Период творчества, переход от реализации общественных идей к реализации собственных идей в отношении общества, чаще всего начинается с возраста 40-45 лет. К этому периоду уже должны быть реализованы задачи, связанные с жильем, стабильном доходе, человек удовлетворил потребность в любви и уважении от других людей. Сознание перестают беспокоить эти сферы. Уже накоплены знания, отработан уровень практической деятельности. Человеку становится тесно в тех условиях, в которых он живет. Развивается кризис. Перестают радовать деньги, бытовой комфорт, любовь и уважение воспринимаешь как данность. Начинает актуализироваться напряжение, связанное с желанием оставить свой след в истории, сделать, что-то хорошее для всех граждан, повлиять на социально-общественный процесс, изменить его, внести свой вклад. И если человек с содержанием, которому «есть что сказать», волей и самостоятельностью начинает реализовывать собственные идеи, вносить свой вклад в историю общественного развития.

— Разве нельзя быть политиком в молодом возрасте?
— Можно. Но ответьте на вопрос: когда дело будет выполнено наилучшим образом? Когда мотивом будет — должен, надо, обязан, когда страх, что тебя накажут, уволят, когда ты озабочен где еще можно получить денег. Или же когда это твоя идея, когда ты хочешь, когда это важно для тебя лично, когда ты реализуешь свои ценности. Кто за дело будет биться? По-моему ответ очевиден, как говориться можно, но не нужно. Статистов и так много.

— Избиратели во время выборов чаще всего не понимают, за кого голосовать. На что нужно обращать внимание при выборе кандидата?
— Посоветую следующие ориентиры: возраст кандидата более сорока лет, успешный опыт руководящей работы, стабильный не ниже среднего доход, решенный жилищный вопрос, «хороший семьянин», волевой, самостоятельный, образованный, изживший эгоистический уровень мотивации, искренне любящий свою Родину.
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
« предыдущая новость     следующая новость »

Сейчас читают

Товары и услуги

Лента

выкса.рф, Футбольный турнир среди женских любительских команд

Афиша: Футбольный турнир среди женских любительских команд

24 ноября в 10:00 ФОК «Олимп»
выкса.рф, Непогода нарушила электроснабжение в 12 районах области, включая Выксу
9:36

Непогода нарушила электроснабжение в 12 районах области, включая Выксу

выкса.рф, Бездомных накормят горячими обедами
9:25

Бездомных накормят горячими обедами

выкса.рф, Межрегиональные соревнования в честь Дня самбо состоялись в Выксе
9:23

Межрегиональные соревнования в честь Дня самбо состоялись в Выксе

выкса.рф, Улицу Лермонтова на день перекроют из-за ремонта ЛЭП
8:44

Улицу Лермонтова на день перекроют из-за ремонта ЛЭП

выкса.рф, В школе № 8 учились давать вещам вторую жизнь
15:53

В школе № 8 учились давать вещам вторую жизнь

выкса.рф, «Выкса-ТВ»: победителей областной олимпиады профмастерства назвали в ВМК
15:19

«Выкса-ТВ»: победителей областной олимпиады профмастерства назвали в ВМК

выкса.рф, У Мотмосской школы высадили кустарники и цветы
14:24

У Мотмосской школы высадили кустарники и цветы

выкса.рф, В Выксе создадут подразделение Центра репродуктивного здоровья
14:22

В Выксе создадут подразделение Центра репродуктивного здоровья

выкса.рф, Сотрудников ОМК наградили за успехи в цифровизации
13:38

Сотрудников ОМК наградили за успехи в цифровизации

выкса.рф, Оборудование завода «Дробмаш» отправилось на Сахалин
11:54

Оборудование завода «Дробмаш» отправилось на Сахалин

выкса.рф, ГИБДД опубликовала фото с места смертельной аварии
10:19

ГИБДД опубликовала фото с места смертельной аварии

выкса.рф, Праздничная программа «Семейная осень»

Афиша: Праздничная программа «Семейная осень»

23 ноября в 12:00 Детская школа искусств
выкса.рф, Школьникам вручили первые паспорта в День народного единства
10:03

Школьникам вручили первые паспорта в День народного единства

выкса.рф, Bezdari стали обладателями кубка ОМК по Counter-Strike 2
9:30

Bezdari стали обладателями кубка ОМК по Counter-Strike 2