6 октября 2021, 10:11 · Просмотров: 8 618 · Теги: Мифы с Владимиром Королёвым История Сноведь · Версия для печати
Мифы с Владимиром Королёвым: почему немец Лессинг пожертвовал заводом в Сноведи
Фото: metalspace.ru
Как мы выяснили в прошлых выпусках, металлургический завод в Сноведи был одним из крупнейших предприятий своего времени. Этому способствовали огромные месторождения железной руды, добыча которых велась открытым способом и при помощи небольших колодцев-дудок. Водный и лесной запасы были так хороши, что позволили вести круглогодичное хозяйство. Механическая энергия поступала от двух водоёмов: Сноведского и второго, построенного на притоке Сноведи — речке Урце.
Уникальность места ещё и в том, что завод находился на равном удалении от Выксы и посёлка Елатьма нынешней Рязанской области. Почтовые станции в империи строились на расстоянии 30 верст друг от друга. Сноведь соответствовала всем условиям по смене лошадей, отдыху и питанию, — отметил краевед.
Уникальность места ещё и в том, что завод находился на равном удалении от Выксы и посёлка Елатьма нынешней Рязанской области. Почтовые станции в империи строились на расстоянии 30 верст друг от друга. Сноведь соответствовала всем условиям по смене лошадей, отдыху и питанию, — отметил краевед.
К 1873 году численность населения Сноведи достигла 4714 человек (в 15 (!) раз больше, чем сегодня), из них 860 рабочих, говорится в географическо-статистическом словаре Российской империи (для сравнения в уездном городе Елатьма было всего на 1,5 тысячи жителей больше). Всего 669 дворов, 2 церкви и еженедельный базар. На заводе, основанном Иваном Баташёвым, были 2 доменные, 1 отражательная и 5 рудообжигательных печей, 3 вагранки, 2 кричных и 33 кузнечных горна. Всё это приводилось в действие 5 водяными колесами мощностью в 100 л.с. и 3 паровыми машинами мощностью в 166 л.с.
Так почему же закрылся Сноведский завод? — спрашивает Королёв. — Официальная версия выданная на-гора служащими Лессинга и хорошо прижившаяся: «... Из-за удалённости завода от других предприятий существенно повышалась цена на доставку привозной руды и, кроме того, затруднялся экспорт готовой продукции. Эти перечисленные факты привели к тому, что в 1894 году легендарный завод на Сноведи, увы, был закрыт из-за своей нерентабельности».
Слишком просто! На протяжении почти ста лет логистика была налажена, и вдруг экспорт готовой продукции оказался затруднён. Хотя к этому времени в России действовало железнодорожное сообщение, а протяжённость путей в Выксе была одна из самых высоких в стране.
Судьба Сноведского завода и поселения оказалась предрешена в 1891 году. Немецкий поданный Лессинг выкупил шепелевские заводы и преобразовал их в акционерное общество. Как писала Надежда Князева, началась коренная реконструкция заводов, которая дала им вторую жизнь. В Выксу приехали немецкие специалисты с семьями и поселились в специально выстроенной слободе из одно- и двухэтажных деревянных домов, расположенных у реки Железницы недалеко от Антоновского моста. Позже приехали русские инженеры, польские, бельгийские и шведские специалисты.
Техническое перевооружение потребовало увеличения количества рабочих на выксунской группе заводов. Поскольку крепостное право отменили в 1861 году, то просто переселить необходимую группу трудящихся стало проблематично. Вот и пришлось пожертвовать двумя дальними заводами — Сноведским и Велетьменским. Предприятия закрыли якобы из-за нерентабельности, а работяг с семьями вынудили переехать на новые места. Жертвой этой «операции» оказался мой прадед — мастеровой Сноведского завода Пётр Капустин. Через несколько лет после официального закрытия он с семьёй переехал в Вилю и продолжил работать на Проволоченском заводе.
Слишком просто! На протяжении почти ста лет логистика была налажена, и вдруг экспорт готовой продукции оказался затруднён. Хотя к этому времени в России действовало железнодорожное сообщение, а протяжённость путей в Выксе была одна из самых высоких в стране.
Судьба Сноведского завода и поселения оказалась предрешена в 1891 году. Немецкий поданный Лессинг выкупил шепелевские заводы и преобразовал их в акционерное общество. Как писала Надежда Князева, началась коренная реконструкция заводов, которая дала им вторую жизнь. В Выксу приехали немецкие специалисты с семьями и поселились в специально выстроенной слободе из одно- и двухэтажных деревянных домов, расположенных у реки Железницы недалеко от Антоновского моста. Позже приехали русские инженеры, польские, бельгийские и шведские специалисты.
Техническое перевооружение потребовало увеличения количества рабочих на выксунской группе заводов. Поскольку крепостное право отменили в 1861 году, то просто переселить необходимую группу трудящихся стало проблематично. Вот и пришлось пожертвовать двумя дальними заводами — Сноведским и Велетьменским. Предприятия закрыли якобы из-за нерентабельности, а работяг с семьями вынудили переехать на новые места. Жертвой этой «операции» оказался мой прадед — мастеровой Сноведского завода Пётр Капустин. Через несколько лет после официального закрытия он с семьёй переехал в Вилю и продолжил работать на Проволоченском заводе.
Новости по теме
Мифы с Владимиром Королёвым: пароходостроение в Сноведи — правда или вымысел
Мифы с Владимиром Королёвым: во что превратилась первая тюрьма Выксы
Мифы с Владимиром Королёвым: что упустили составители книги о выксунской медицине
Мифы с Владимиром Королёвым: сколько лет Сноведи на самом деле
Мифы с Владимиром Королёвым: как Выксу насильно включают в состав «Пургасовой Руси»
Мифы с Владимиром Королёвым: как пристанская контора превратилась в охотничий домик Баташёвых
Мифы с Владимиром Королёвым: о пресловутых символах любви и верности
Мифы с Владимиром Королёвым: Пушкин в Выксе
Историк разоблачил статью в московской газете Metro