6 октября 2021, 10:11 · Просмотров: 8 711 · Теги: Мифы с Владимиром Королёвым История Сноведь · Версия для печати
Мифы с Владимиром Королёвым: почему немец Лессинг пожертвовал заводом в Сноведи
Фото: metalspace.ru
Как мы выяснили в прошлых выпусках, металлургический завод в Сноведи был одним из крупнейших предприятий своего времени. Этому способствовали огромные месторождения железной руды, добыча которых велась открытым способом и при помощи небольших колодцев-дудок. Водный и лесной запасы были так хороши, что позволили вести круглогодичное хозяйство. Механическая энергия поступала от двух водоёмов: Сноведского и второго, построенного на притоке Сноведи — речке Урце.
Уникальность места ещё и в том, что завод находился на равном удалении от Выксы и посёлка Елатьма нынешней Рязанской области. Почтовые станции в империи строились на расстоянии 30 верст друг от друга. Сноведь соответствовала всем условиям по смене лошадей, отдыху и питанию, — отметил краевед.
Уникальность места ещё и в том, что завод находился на равном удалении от Выксы и посёлка Елатьма нынешней Рязанской области. Почтовые станции в империи строились на расстоянии 30 верст друг от друга. Сноведь соответствовала всем условиям по смене лошадей, отдыху и питанию, — отметил краевед.
К 1873 году численность населения Сноведи достигла 4714 человек (в 15 (!) раз больше, чем сегодня), из них 860 рабочих, говорится в географическо-статистическом словаре Российской империи (для сравнения в уездном городе Елатьма было всего на 1,5 тысячи жителей больше). Всего 669 дворов, 2 церкви и еженедельный базар. На заводе, основанном Иваном Баташёвым, были 2 доменные, 1 отражательная и 5 рудообжигательных печей, 3 вагранки, 2 кричных и 33 кузнечных горна. Всё это приводилось в действие 5 водяными колесами мощностью в 100 л.с. и 3 паровыми машинами мощностью в 166 л.с.
Так почему же закрылся Сноведский завод? — спрашивает Королёв. — Официальная версия выданная на-гора служащими Лессинга и хорошо прижившаяся: «... Из-за удалённости завода от других предприятий существенно повышалась цена на доставку привозной руды и, кроме того, затруднялся экспорт готовой продукции. Эти перечисленные факты привели к тому, что в 1894 году легендарный завод на Сноведи, увы, был закрыт из-за своей нерентабельности».
Слишком просто! На протяжении почти ста лет логистика была налажена, и вдруг экспорт готовой продукции оказался затруднён. Хотя к этому времени в России действовало железнодорожное сообщение, а протяжённость путей в Выксе была одна из самых высоких в стране.
Судьба Сноведского завода и поселения оказалась предрешена в 1891 году. Немецкий поданный Лессинг выкупил шепелевские заводы и преобразовал их в акционерное общество. Как писала Надежда Князева, началась коренная реконструкция заводов, которая дала им вторую жизнь. В Выксу приехали немецкие специалисты с семьями и поселились в специально выстроенной слободе из одно- и двухэтажных деревянных домов, расположенных у реки Железницы недалеко от Антоновского моста. Позже приехали русские инженеры, польские, бельгийские и шведские специалисты.
Техническое перевооружение потребовало увеличения количества рабочих на выксунской группе заводов. Поскольку крепостное право отменили в 1861 году, то просто переселить необходимую группу трудящихся стало проблематично. Вот и пришлось пожертвовать двумя дальними заводами — Сноведским и Велетьменским. Предприятия закрыли якобы из-за нерентабельности, а работяг с семьями вынудили переехать на новые места. Жертвой этой «операции» оказался мой прадед — мастеровой Сноведского завода Пётр Капустин. Через несколько лет после официального закрытия он с семьёй переехал в Вилю и продолжил работать на Проволоченском заводе.
Слишком просто! На протяжении почти ста лет логистика была налажена, и вдруг экспорт готовой продукции оказался затруднён. Хотя к этому времени в России действовало железнодорожное сообщение, а протяжённость путей в Выксе была одна из самых высоких в стране.
Судьба Сноведского завода и поселения оказалась предрешена в 1891 году. Немецкий поданный Лессинг выкупил шепелевские заводы и преобразовал их в акционерное общество. Как писала Надежда Князева, началась коренная реконструкция заводов, которая дала им вторую жизнь. В Выксу приехали немецкие специалисты с семьями и поселились в специально выстроенной слободе из одно- и двухэтажных деревянных домов, расположенных у реки Железницы недалеко от Антоновского моста. Позже приехали русские инженеры, польские, бельгийские и шведские специалисты.
Техническое перевооружение потребовало увеличения количества рабочих на выксунской группе заводов. Поскольку крепостное право отменили в 1861 году, то просто переселить необходимую группу трудящихся стало проблематично. Вот и пришлось пожертвовать двумя дальними заводами — Сноведским и Велетьменским. Предприятия закрыли якобы из-за нерентабельности, а работяг с семьями вынудили переехать на новые места. Жертвой этой «операции» оказался мой прадед — мастеровой Сноведского завода Пётр Капустин. Через несколько лет после официального закрытия он с семьёй переехал в Вилю и продолжил работать на Проволоченском заводе.
Новости по теме
Мифы с Владимиром Королёвым: пароходостроение в Сноведи — правда или вымысел
Мифы с Владимиром Королёвым: во что превратилась первая тюрьма Выксы
Мифы с Владимиром Королёвым: что упустили составители книги о выксунской медицине
Мифы с Владимиром Королёвым: сколько лет Сноведи на самом деле
Мифы с Владимиром Королёвым: как Выксу насильно включают в состав «Пургасовой Руси»
Мифы с Владимиром Королёвым: как пристанская контора превратилась в охотничий домик Баташёвых
Мифы с Владимиром Королёвым: о пресловутых символах любви и верности
Мифы с Владимиром Королёвым: Пушкин в Выксе
Историк разоблачил статью в московской газете Metro
Мифы с историком Владимиром Королёвым: сколько лет выксунскому парку
Сейчас читают
Горе-инвесторы перевели мошенникам свыше 4 млн рублей
Ещё 24 камеры видеонаблюдения подключили к «Безопасному городу»
«Литературная скамья» украсила главную аллею парка
Выксунскую епархию возглавил епископ Гедеон
Мотоциклиста отправили под домашний арест за пьяное ДТП
Благоустроенный сквер открыли на Дружбе
Электромонтёра нашли мёртвым на работе
Взносы за капремонт вырастут в 2025 году
За неделю вспыхнули три пожара из-за короткого замыкания
Выксунская епархия встретила нового епископа
Автобусы перестанут заезжать на улицы Попова и Максима Горького
«Выксунские моржи» приняли участие в съёмках фильма «Василий Тёркин»
Bezdari стали обладателями кубка ОМК по Counter-Strike 2
Выксунцы заявили ещё семь проектов на конкурс «Вам решать!»
На набережной в Шиморском начали строить пассажирский причал
Товары и услуги
Компания «Оникс»: ваш старый металл — наша забота
Новогодние корпоративы в «Корице»
ЖК «Ботаника Парк» в Выксе признан одной из лучших новостроек Нижегородской области
Ломбард «РАНТЬЕ» — профессионально, выгодно, удобно!
Скидки до 70% в салоне Laparet
Черная пятница в магазине «Центр Керамики»
Шок-цены на сантехнику в наличии
Аппаратная замена масла в АКПП — в автотехцентре «Фаворит»
Технология MotulEvo