До перехода на сайт осталось секунд. Пропустить рекламу

  Выкса.РФ » Округ
29 июня 2020, 15:09 · Просмотров: 5 160 · Теги: История Шиморское · Версия для печати

История Шиморского судостроительства

Рассвет и закат выксунского предприятия

История Шиморского судостроительства
















29 июня, начиная с 2017 года, в России отмечается День кораблестроителя. Сотрудники Шиморского районного дома культуры подготовили материал в честь праздника.

До революции 1917 года на берегу Шиморского затона, где сейчас доломитовый карьер, стоял деревянный одноэтажный небольшой дом — это была контора, её ещё называли зимовкой, крупного лесопромышленника и пароходчика Салтыкова. Здесь зимовали его баржи, гусяны, около 10-12 судов грузоподъёмностью от 600 до 800 тонн, буксирные пароходы «Салтыков первый» и «Салтыков второй».

На месте судо-корпусного цеха ШССЗ стоял одноэтажный пятистенный дом местного купца-пароходчика Ивана Дятлова, который так и называли Дятловской зимовкой. Купец имел буксирный пароход «Дятлов» и около 10 деревянных барж небольшой грузоподъёмности.

Где сейчас находится мост, было имение купца Ивана Лазутова, двухэтажная мельница из кирпича с механическим двигателем и два больших деревянных склада для муки. Лазутов на своей барже привозил пшеницу из Саратовской губернии, имел три магазина: в Шиморском, Выксе и Нижней Верее.

Ниже по Оке, в 350 метрах от бывшей больницы, находился лесозавод рязанского купца Попова. У него было два буксирных парохода «Анна Попова» и «Михаил Попов». В 1918 году эти пароходы переименовали «Социалист» и «Этна».

А ещё на Оке стояли две пассажирские пристани. Одна — пароходчика Качкова из Касимовского уезда, вторая — товарищества Волго-Вятского пароходства.

После национализации флота, в 1918 году в затоне был организован отстойно-ремонтный пункт, в основном, для несамоходного флота. А в 1925-м здесь развернулось строительство судоремонтных мастерских, и одновременно с ними — жилых домов (на улицах Горького и Ленина). В начале 30-х годов мастерские были переданы в ведение Московского речного пароходства и стали судостроительно-судоремонтным заводом. С 1935 года на ШССЗ начали не только ремонтировать, но и строить суда. В годы Великой Отечественной войны заводчане сделали 119 аэросаней для фронта.

Шиморский судоремонтный завод Министерства речного флота СССР был построен в 1927 году. До этого Шиморский затон использовался как пункт зимней стоянки судов.

В зимних условиях Шиморский судоремонтный завод производит, главным образом, текущий и средний ремонт судов. В летний же период заводом осуществляется капитальный ремонт судов. Для ускорения капитального ремонта судов очень большое значение имело сооружение на заводе слипа, при помощи которого суда извлекаются из реки и спускаются на воду после ремонта. Если раньше для подъема судна на берег тратилось несколько дней и у лебедок приходилось работать почти всем рабочим завода, то сейчас при помощи слипа судно извлекается на берег за несколько часов.

С 1935 года одновременно с судоремонтом, заводу поручается строительство судов. Характерными для судоремонта является работы по модернизации флота: замена паровой силовой установки дизельной, увеличение грузоподъемности судов, оснащение судов устройствами принудительного изгиба состава для прохождения крутых поворотов реки. В годы великой отечественной войны для фронта было построено 119 аэросаней.

В послевоенный период развернулось строительство флота на Шиморском СРЗ. В 1955-1958 годах здесь построены 15 металлических и 5 деревянных барж грузоподъемностью по 150 т и Плавмагазин-2, а в 1959-1965 годах — 46 барж грузоподъемностью 600-1200 т, нефтеналивная баржа грузоподъемностью 150 т, две пожарные установки и другие суда.

Новым рубежом в развитии этого предприятия стал 1970 год, когда здесь построили головное судно серии «Ока» — речной теплоход — площадку с мощностью двигателей 450 л. с. и грузоподъемностью 700-1000 т (проект Р-86А ЦТКБ). В 70-е годы завод выпустил 25 таких судов.

В 1985 году поступил в эксплуатацию головной теплоход-площадка грузоподъемностью 1200 т «Ока», построенный по проекту 81110 и являвшийся модификацией судов проекта Р-86А. За счет сокращения толщины настила грузовой площадки и переборок сэкономлено 38 т стального проекта. На мостике установлены дублирующие посты управления главными двигателями и рулевыми машинами. Расположение пультов и приборов позволяло управлять судном одному человеку. Улучшение маневренных качеств по сравнению с теплоходом проекта Р-86А достигнуто в результате установки тройных эксцентричных рулей.

В 1985-1987 годах. на заводе построены четыре таких теплохода. Они предназначены, прежде всего, для перевозки грузов в специфических условиях реки Оки. Шиморский завод в 60-е годы построил 17 обстановочных катеров мощностью по 150 л.с. проекта 391, а в 1966-1987 годах. выпустил большими сериями 137 металлургических барж грузоподъемностью от 1000 до 2000 т.

За 2005 год отремонтировали более тридцати судов. 2006 год стал годом возрождения судостроения на заводе (которое, к сожалению, было приостановлено пятнадцать лет назад, когда прекратился государственный заказ на новые суда). На проведение работ по судостроению получено «Свидетельство о признании» Российского Речного Регистра.

Второе направление — ремонт и изготовление дробильно-сортировочного оборудования: дробилок — щековых, конусных, роторных, молотковых; изготовление конвейеров ленточных с шириной ленты от 500 до 1600 мм и длиной для карьеров по желанию заказчика; грохотов для рассеивания продуктов дробления на различные фракции; изготовление агрегатов на основе вышеперечисленного оборудования, а так же изготовление металлоконструкций.

В мае 2012 года компания выпустила своё последнее прогулочное судно «Московский эколог». Оно способно принять на борт от 30 до 40 пассажиров. После этого Шиморский судостроительный завод закрылся. Заложенное судно «Профессор Вознесенский» достроили только через четыре года в Иркутске.
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору. Спасибо!
« предыдущая новость     следующая новость »

Сейчас читают

Товары и услуги

Лента

выкса.рф, Дмитрий Зобнин: Следователь не вправе быть предвзятым
Вчера, 10:04

Дмитрий Зобнин: Следователь не вправе быть предвзятым

выкса.рф, Самбо признали олимпийским видом спорта
24 июля, 17:45

Самбо признали олимпийским видом спорта

выкса.рф, Прокуратура защитила права пенсионерки
23 июля, 15:45

Прокуратура защитила права пенсионерки

выкса.рф, Велосипедист Андрей Романов выиграл всероссийскую многодневку
23 июля, 15:42

Велосипедист Андрей Романов выиграл всероссийскую многодневку

выкса.рф, Обменяй ненужную книгу на понравившуюся
23 июля, 15:24

Обменяй ненужную книгу на понравившуюся

выкса.рф, Детям рассказали о пожарной безопасности
23 июля, 14:41

Детям рассказали о пожарной безопасности

выкса.рф, У двух выксунцев выявили коронавирус
23 июля, 14:20

У двух выксунцев выявили коронавирус

выкса.рф, На Доске почёта появились новые имена
23 июля, 13:50

На Доске почёта появились новые имена

выкса.рф, В городе и пяти населённых пунктах отключат электричество
23 июля, 11:35

В городе и пяти населённых пунктах отключат электричество

выкса.рф, В Выксе задержали подозреваемого в наркоторговле
23 июля, 11:17

В Выксе задержали подозреваемого в наркоторговле

Мужчина ранее был судим

выкса.рф, Полицейские устроят рейд на пьяных водителей
23 июля, 10:53

Полицейские устроят рейд на пьяных водителей

выкса.рф, На Дружбе, в Мотмосе и Ризадеевском отключили холодную воду
23 июля, 10:50

На Дружбе, в Мотмосе и Ризадеевском отключили холодную воду

выкса.рф, Детей не обяжут вакцинироваться для учёбы в школе
23 июля, 10:42

Детей не обяжут вакцинироваться для учёбы в школе

выкса.рф, В Токио откроются Олимпийские игры
23 июля, 9:46

В Токио откроются Олимпийские игры

выкса.рф, Александр Аксёнов: Хороший футболист должен уметь играть везде
23 июля, 8:48

Александр Аксёнов: Хороший футболист должен уметь играть везде